За свою жизнь житель аг. Первомайской Берёзовского района Олег Кинев Брестской области сделал уже больше сотни церковных куполов. Его изделия украшают церкви в Беларуси, Литве и даже Швеции. А сейчас он изготавливает купола для православного монастыря в США.

Читайте "Першы" в:

Пришёл, увидел, сделал сам

К куполам наш герой пришел, как часто бывает, случайно. В конце нулевых в Берёзе завершались строительные работы в церкви Святого Архангела Михаила. Мастера уже занимались отделкой, установкой окон, дверей. Олег тогда искал работу, попросился в помощники и его взяли. После Берёзы вместе с бригадой переместился в д. Русаково возле Жировичей – строили там церковь в женскому скиту, сейчас это уже Свято-Амвросиевский монастырь. Потом в Сигневичах работали на строительстве церкви – крыли крышу. Мастера секреты куполов перед новичками особо не раскрывали, но Олег все видел, подмечал, и понял, что мог бы создавать их и сам.

Купол для церкви в Белоозёрске
Купол для церкви в Белоозёрске

Его дебют состоялся в Борисове – заменяли на церкви старые купол с шатром.

«Я попробовал – получилось! Купол там был простенький – гранёный, его делать быстрее и легче, чем округлый. Тем более, изготовлялся он по проекту, где уже были указаны все размеры».

К слову, специальной профессии изготовителя куполов не существует, официально этим занимается кровельщик.

А что там внутри?

Следующая работа была посложнее – большой купол, пять метров в диаметре, для церкви в Слониме. И по форме он приплюснут как тыква. Большой купол – это больше времени, больше материала, но тоже справились.

Каких-то единых, «канонических» пропорций луковицы не существует. Если нет готового проекта, то настоятель храма показывает рисунок с понравившимся куполом. Он может быть либо удлиненный, либо приплюснутый. Устройство купола для непосвященного человека кажется несложным. К вертикальным стропилам (журавцы) крепятся рядами горизонтальные полочки. Купола столетней давности устроены по такому же принципу. Но там доски обычно вытесаны топором, сегодня же все выпиливается циркулярной пилой в цеху. Древесина – обычно сосна, ель. Дуб был бы долговечнее, но он тяжелый.

Купол с шатром на Свято-Николаевской церкви в аг. Первомайская
Купол с шатром на Свято-Николаевской церкви в аг. Первомайская

Поверхность купола кроется жестью с готовым золотистым или синим покрытием – мастер ее нарезает и закрепляет саморезами. Металл украинский или российский (Санкт-Петербург). Производители дают гарантию сохранности напыления на 50 лет. В питерской жести отражающие качества лучше, но покрытие менее долговечно, чем на украинской.

Крест делается из обычной профильной трубы с помощью сварки – это несложная работа.

Малый купол при полном рабочем дне можно изваять за неделю. Но в одиночку его не сделаешь, нужен хотя бы один помощник.

Шар с секретом

– Сейчас осваиваю производство металлических шаров под купольный крест, – рассказывает Олег. – Я понимал, как делается такой шар, но не знал мелочи, секреты. Мы с компаньоном сейчас осваиваем изготовление, и на первый шар затратили целый день. Для шара нарезаются полоски жести, выгибаются, потом особым способом соединяются. При этом никакой сварки – это настоящая головоломка! И внутрь готового изделия даже вода не затекает! Сквозь шар проходит крест и нижним концом вкручивается в основание.

Изготовление шара под церковный крест
Изготовление шара

Установка

Сборка купола как правило происходит у церкви, чтобы не было проблем с транспортировкой. Хотя иногда приходится перевозить его на прицепе. По традиции перед самой установкой священник освящает купол и крест.

– Наверх поднимаем краном, – говорит собеседник. – Купол крепится где анкерами, где приваривается с помощью уголков – по-разному. При реконструкции старых церквей иногда приходится проявлять чудеса изобретательности, т.к. конструкции в старину были разные, самые замысловатые, и иногда приходится думать, как туда врезаться и надежно закрепить новый купол.

В старину купола собирали наверху, потому что без крана поднимать их было проблемно. При демонтаже старых куполов мы это видим: там стоит центральный столб, к которому крепятся остальные элементы конструкции.

Часто приходится работать на приличной высоте. В Жировичах, например, у нас была отметка 43 м от земли. Мы строительные леса обтягивали пленкой, чтобы золотильщик мог позолотить купол. Раздевался он буквально до трусов, потому что под пленкой жара стояла как в теплице. А иначе нельзя, ветер сдует всю позолоту.

Золочение

– Я изучал тему золочения, – продолжает Олег. – Думал сам освоить, но пока не готов. Работать с сусальным золотом непросто, это довольно сложная технология. Сусальное золото существует в виде книги. В ней 60 листов, габариты каждого листа – примерно 9х9 см. И в зависимости от толщины листов вес книги может колебаться от 1,1 до 4 г.

В Украине я сталкивался с таким материалом как поталь, он создан на основе меди и имитирует сусальное золото. Поталь наносится на жесть по другой технологии, но это тоже сложно и кропотливо.

Купол для церкви в посёлке Желудок в Гродненской области
Купол для церкви в посёлке Желудок в Гродненской области

Греческий купол, бочка-часовня и металл от графа

– В Гомельской области мы строили церковь. Уже изготовили луковицу, но заказчик попросил греческий купол, в виде полусферы. Что делать? Мы свою луковицу наполовину перерезали, растянули в стороны – получился греческий купол.

В другом месте заказчицей была вдова предпринимателя, производившего бани-бочки. Она захотела в память по мужу поставить неподалеку автобусной остановки часовенку из такой бочки. Заказ был выполнен, наверх мы установили маленький куполок. И получилось, в принципе, удобно. Люди в ожидании автобуса могут зайти в часовенку, помолиться, зажечь свечу.

Как-то мы делали реконструкцию купола в Минске в Патриаршем представительстве Русской Православной Церкви. Снимали старый, еще дореволюционный, металл, и в одном месте обнаружили клеймо: голова единорога и по кругу надпись «Мануфактура графа Шувалова 1890 г.». Металл тот очень качественный, в те времена всё делали на совесть, когда его разрезали – ножницы по металлу аж пищали. Фрагмент с этим клеймом я вырезал и подарил одной знакомой.

Чудеса

Как же без них? Олег Кинев охотно делится воспоминаниями из своей практики.

В Станьково в храме архитектор фотографировал камерой виды изнутри. На одной из фотографий обнаружилась какая-то тень. Он ее обработал на компьютере – и на снимке явственно проступило изображение архангела Михаила.

Еще был случай. На одной деревенской церкви Олег с бригадой ставили небольшой куполок. Начали вставлять крест – ни с того ни с сего хлынул ливень как из ведра, все тут же промокли насквозь. А установка креста не минутное дело, тем более подварить сваркой надо было. По завершении работы дождь так же внезапно прекратился. Священник сказал, что это бесы не давали работать.

Как делали купол в деревню Иваничи Червенского района
Как делали купол в деревню Иваничи Червенского района

География

– Мои купола на церквях практически по всей Беларуси, – перечисляет Олег. – В Дрогичине и районе, Белоозерске, агрогородке Первомайская Березовского района, Жировичах, Слониме (церкви в городе и воинской части) и т.д. Часовенка в зоопарке и постройки на роднике в Жировичах; крыша на церкви в аг. Сигневичи Березовского района. В Станьково в былом поместье графа Э. Гуттен-Чапского делали дубовый мост, пристань и беседку на островке – так что, если будете там – оцените работу.

Готовый купол на церкви в деревне Иваничи
Готовый купол на церкви в деревне Иваничи

В Литве я делал 13 куполов для староверской церкви в д. Данилишки, и даже попал в книгу об этой церкви. Внутреннее устройство церкви староверов немного отлично от наших привычных храмов, но снаружи они практически идентичные.

В Швеции стоят три моих купола на одной православной церкви. Но я лишь изготовляю купола, а транспортировкой, оформлением документов и прочим занимается заказчик.

Сейчас строю два купола для Крестовоздвиженского мужского монастыря в штате Вирджиния, США, который находится в юрисдикции Восточно-Американской епархии Русской зарубежной церкви.

Купола для монастыря в Вирджинии, США
Купола для монастыря в Вирджинии, США

Надо также отметить, что у березовского зодчего был заказ на изготовление большого купола на въездную башню Старого замка в Гродно. Но, несмотря на то, что это знаковый для Беларуси объект, Олег отдал заказ своему знакомому с Гродненщины, потому что туда было далековато ездить.

Читайте также:
Прораб из Гомеля выиграл чемпионат Японии по каратэ