Евгений Полторан известен, как блогер Poltishook. Ему 28 лет, родился в Петриковском районе Гомельской области. Год назад переехал в Солигорск. До того, как стать блогером, 8 лет работал строителем. Но сейчас снимает весёлые ролики на автомобильную тематику в соцсетях.
Идея блога приснилась
– У вас 140 тысяч подписчиков в TikTok, в Instagram – более 36 тысяч. Недавно создали канал на yotube. Расскажите, как вам пришла идея стать блогером, легко ли было развивать ваши медийные проекты.
– Никто не верит, но идея блога приснилась. Смотрел как-то объявления на автомобили и как-то повозмущался сам про себя, почему такие цены. На тот момент мне было года 22-23, искал себе первую машину. Работая на стройке за границей я зарабатывал денег больше, чем в Беларуси, но более-менее нормальную машину я себе не мог купить. Вот повозмущался про цены, лёг спать и приснился мне сон в таком формате. Проснулся, снял, и первое видео набрало, по-моему, 90 тысяч просмотров.
Медийные проекты развивать не так и легко. Если за что-то берёшься, то надо делать, делать, делать и отдача рано или поздно будет. Уже занимаюсь этим 4 года и у меня такой же принцип сохраняется.
– Однажды, когда вы снимали обзор BMW, подошла какая-то женщина, нарезала круги вокруг машины и плюнула на неё, а ещё предлагала вам себя. Расскажите, какие ещё бывали интересные или курьёзные истории на съёмках ваших роликов.
– Это единственный такой курьёзный случай, который я помню, с этой девушкой, которая плевала на машину. А в целом, люди, когда видят, что мы снимаем, достаточно адекватно относятся. Могут просто постоять в стороне, посмотреть на съёмки.
– Медиа-проекты приносят какой-то доход? Можно ли зарабатывать, будучи автоблогером?
Зарабатывать можно, раскрывать, сколько, я не буду. Но не скажу, что не зарабатываю. В Беларуси рекламодатели если и приходят, то особо платить не хотят. Потому зарабатываю не столько, сколько хотелось бы.
Четыре раза писали заявления за видео
– Сотни тысяч просмотров собирают ваши ролики про объявления о продаже авто за баснословные деньги. Например, «Пассат» В5 за 13 тысяч долларов, или старый «Пежо» за 5350 долларов, и многие другие. Эти ролики получаются реально очень смешные, вы высмеиваете неприлично задранные цены. А расскажите, бывали ли истории, когда вам прилетало от продавцов – писали ли в личку с обидами, а может встретить грозили?
– Конечно, это было. Писали и заявления на меня раза четыре точно. Но я беру все фотографии с общедоступного сайта, то закон я не нарушаю. Нету запрета, что я не могу использовать фото автомобиля и снять с ней какое-то развлекательное видео. И в своих видео я никогда не оскорбляю владельцев.
Угрозы были в комментариях, но до дела ни разу не доходило. Люди обычно при встрече улыбаются и просят сфотографироваться. А угрожали люди, которые не понимают моего контента. Основная аудитория всё же понимает, что у меня зачастую развлекательный контент. Бывают, конечно, материалы, где я раскрываю какие-то моменты, как вас пытаются обмануть, нечестный продавец и так далее. Но, в основном, у меня юмористический формат.
– Кто эти люди, которые продают авто по таким ценам? Перекупы, или просто владельцы берут цены с неба? Следите ли вы за судьбой таких авто, покупают ли их, или годами стоят?
– Это и перекупы, и собственники. Люди просто видят рынок. К примеру, он когда-то купил за 2 тысячи машину, покатался несколько лет, приходит продавать, а она уже стоит 4 тысячи. Уау! Классно, смогу ещё заработать. Ну, и конечно же, попробуем ещё «на дурачка» продать может и за 5 тысяч…. Ставят объявление, а другой человек видит и думает, чего я не могу поставить столько. Соответственно, такая пирамида «мыльных пузырей» получается.
За этими автомобилями (по завышенным ценам, — ред), я конечно слежу, добавляю в закладки, и у меня есть такая рубрика – поздравить с покупкой. Обожаю её, и аудитория тоже любит. Это для более неграмотных людей, которые не хотят пользоваться какими-то услугами по автоподбору, или элементарно звать более разбирающихся друзей. Они считают, что зачем смотреть, если с виду выглядит классно, можно покупать. А потом, когда её купили, я снимаю видео и показываю, что с машиной не так, и поздравляю с «удачной» покупкой.
Много ли перекупов в Беларуси?
– Ещё у вас есть серия роликов «перекупские движения», где вы показываете в сатирической форме, как работают перекупщики авто. Скажите, а насколько распространённая в Беларуси тема перекупов, на ваш взгляд. И на какие проблемы может нарваться покупатель с ними? Может примеры бывали?
– Бывает, вы хотите купить себе машину, выскакивает объявление, приезжаете в Минск, а машина уже продана… Если мы берём бюджет даже до 7 тысяч долларов, купить адекватную машину практически не реально. Потому что перекупы перехватывают, покупают какие-то подписки на AV, и даже, когда объявление ещё на модерации, то оно уже у перекупов.
Очень много перекупов у нас. Люди пытаются заработать. Перекупы видят, что люди всё это покупают за такие деньги, то почему не вложить свою денежку и не заработать на комиссии. Купить за 4, а продать за 5 – вдруг повезёт?
Есть и неопытные ребята, которые на этом прогорают, идут в минуса. Но есть и «киты» у нас, которые сидят плотненько и бюджеты у них соответственные. Тягаться с ними тяжело, даже если бы сильно и хотелось. Короче, есть разные в Беларуси категории перекупов – кто-то занимается чисто «шлаком» каким-то, кто-то где-то подварит-подмажет и отдаёт в люди, кто-то пеной монтажной зальёт. Есть и чисто перегонщики.
«Вина больше на тех, кто покупает»
– В вашем TikTok в комментариях читал мнение, что есть и заслуга перекупов в ситуации с ценами на вторичном рынке авто. Как вы относитесь к такому мнению?
– Думаю, нет. Они понимают, что можно заработать и на этом зарабатывают. Я думаю, вина больше на тех, кто покупает. Надо понимать, что перекуп хочет крутить деньги, у него есть определённая сумма и ему нужно её приумножить. Он взял машину за 5, хочет продать за 6. И если люди её не будут покупать, объявление повисит месяц, то у перекупа деньги заморозились, их надо крутить. Он начнёт нервничать и скинет цену на 500 долларов. Если и дальше не будут обращать внимание на объявление, то он вообще в минус может уйти. Спихнёт, лишь бы вернуть деньги и начать их снова крутить.
– Ваше мнение о ситуации с ценами на б/у автомобили в Беларуси.
– Как я говорил выше, виноваты люди. Люди покупают. Если перекуп продал за 6 тысяч машину, которая стоит 4, то он уже никогда не будет её выставлять за 4. Зачем ему зарабатывать меньше денег, если он может зарабатывать больше? Будет искать тех людей, которые готовы платить, которые считают, что это адекватные цены.
Мнение об автоподборщиках
– Сейчас на рынке много автоподборщиков, которые за деньги оценивают стоит ли брать ту или иную машину. Насколько можно им доверять? Может вы в курсе, какие цены на их услуги по Беларуси?
– Автоподбором советую пользоваться. Не слушайте в интернете перекупов медийных, которые говорят, что машину 1990 года не надо тыкать толщинометром. Если машина такого года стоит 8-10 тысяч долларов, то в Беларуси это большие деньги. Потому я буду проверять толщинометром, чтобы хотя бы понимать, есть ли на машине железо. А то вдруг окажется, что она вся их пеноплекса слеплена.
Потому автоподбором стоит пользоваться, но в этой сфере бывают тоже мошенники, которые за откаты «насаживают» автомобили. Такие персонажи портят общую репутацию автоподбора в целом. Поэтому советую тщательно к этому вопросу подходить, узнавать у других людей, кто пользовался услугами.
Что касается цен автоподбора, с которым я два года сотрудничаю, то у них разовый осмотр стоит 150-180 рублей. Подбор под ключ – 1500 рублей. Экспертный день – 800 рублей.
Раньше я активно снимал про одного подборщика в Минске, не буду называть имя. Люди, которые за мной следят, знают, про кого я рассказываю. Он настолько поднялся, что у него разовый осмотр стоит 200 рублей. Но я снимал два или три видоса, и показывал с доказательствами, что он обманывал клиентов. И пытался ещё оправдаться, или сделать меня виноватым.
«Понты какие-то мне не интересны»
– Расскажите о своём личном отношении к автомобилям. На чём сами ездите, что любите, и о чём мечтаете?
Занимаясь четвёртый год в автотематике, я к автомобилям уже никак не отношусь. Мне просто перестало уже это быть интересным, перерос. Отношусь к этому, как к работе. Сам езжу на 245 Mercedes 2007 года.
Что касается мечты – нету какого-то автомобиля мечты. Машина должна довезти из точки А в точку Б и поменьше ломаться. Понты какие-то мне не интересны. Может философствую, но это такое, материальное. Есть – хорошо, нету – будем стремиться, зарабатывать. Машина может быть подтверждением какого-то статуса, но я отношусь к этому максимально равнодушно. Но при этом, я продолжаю следить, разбираться в авторынке, что-то новое узнавать.
– Ваше мнение, вытеснят ли электрички автомобили с двигателями внутреннего сгорания? И надо ли это делать?
– Я думаю, электрички не вытеснят, будет 50 на 50.
– Заменит ли в будущем искусственный интеллект водителя? Если да, то может людям не нужно будет сдавать на «права»?
– Нет, никогда не заменит. Было недавно интервью у «Академика» (российский автоблогер, — ред.), и он сказал, что у робота нету эмоций, а у человека есть, поэтому роботы не смогут заменить людей. Хотя, в каких-то сферах, конечно заменят. Но, всё равно это будет под контролем человека.
Читайте также:
16 тысяч долларов за 20-летний BMW: что за сумасшествие на авторынке?