Курс американского доллара на первых торгах в ноябре 2024 года обновил годовой максимум к белорусскому рублю. За 1 доллар на валютно-фондовой бирже давали 3,3203 рубля. А какой прогноз у экспертов по поводу ситуации на следующий год? Нужно ли сбережения срочно переводить в валюту или ждать, что белорусский рубль пойдет в рост?

Читайте "Першы" в:

Белорусская промышленность уже работает на пределе своей загрузки, а инвестиций недостаточно, чтобы расширить производство. Импорт, скорее всего, останется повышенным и в 2025 году.

Такой вывод делают экономисты. По их прогнозам, рост валового внутреннего продукта (ВВП) в Беларуси будет всего на 1-2%. А вот падение курса белорусского рубля к основным валютам составит 4-6%.

Если сравнивать этот прогноз с нынешними реалиями, то ситуация не самая радужная. В нынешнем году белорусская экономика должна вырасти примерно на 4,5%. Значит, в 2025 году стоит ждать серьёзного замедления. Кроме того, ожидается дефицит внешней торговли товарами и услугами в размере 0-2% ВВП.

Впрочем, независимые экономисты считают, что сценарий может быть и другим. Ведь белорусские власти «накопили достаточно серьёзный массив компетенций в части реагирования на кризисные явления».

Например, гибкий курс рубля позволяет избежать резких скачков, как это было в 2011 и 2015 годах. Тогда белорусы пережили настоящий шок от девальвации национальной валюты. Теперь же плавающий курс и умеренное ослабление рубля смягчает негативные последствия для реального сектора экономики и населения.

«Заявления о скорой гиперинфляции в Беларуси, девальвации белорусского рубля, как в 2011 году, в настоящее время являются спекуляциями без доказательной базы», — считает эксперт Харитончик.

Для такого кризиса необходимо, чтобы в мировой или российской экономике произошел обвал, сопоставимый с глобальным финансовым кризисом. При этом реакция белорусских властей была максимально неэффективной (пока такого не наблюдается).

Тем не менее, внешние условия вряд ли будут способствовать росту экспорта в 2025 году.

«Здесь ключевую роль сыграет ожидаемое замедление российской экономики в условиях значительного ужесточения кредитно-денежной политики, ограничения льготных ипотечных программ и планируемого российскими властями ослабления бюджетного стимула», — объясняет эксперт Анатолий Харитончик.

Перед выборами власти стимулируют потребительский спрос: в первую очередь, повышая зарплаты и социальные выплаты. Реальные расходы консолидированного бюджета выросли более чем на 10% в 2023 году. Ещё примерно на 8% они добавили в первой половине 2024 года.

Аналитики обращают внимание и на сохраняющийся острый дефицит квалифицированной рабочей силы в Беларуси. С августа 2023-го по август 2024 года количество занятых в экономике уменьшилось на 32,5 тысячи человек. Это произошло из-за оттока рабочей силы за границу и демографической ситуации.

Подобный фактор вынуждает работодателей повышать заработные платы и бороться за удержание кадров.

«В нормальных условиях такие обстоятельства привели бы к росту инфляции, однако в Беларуси этого не происходит из-за системы административного контроля цен», — отмечают аналитики.

Тем не менее, ещё больше усложняется ситуация как для частных, так и для государственных предприятий. Также это сказывается на бюджетной нагрузке, усиливая экономические риски.