Центральный банк России принял решение повысить ключевую ставку с 19% до 21%. Это уже третье повышение за 2024 год, к тому же максимальное в истории России. Что это значит и как коснется Беларуси?

Читайте "Першы" в:

Чем важна ключевая ставка?

Сразу стоит пояснить, что означает термин «ключевая ставка». Это минимальный процент, под который Центробанк выдает кредиты коммерческим банкам.

Если ставка высокая, то гражданам и бизнесу брать кредиты невыгодно. В результате они начинают меньше тратить денег. Из-за этого общий оборот денежных средств в экономике снижается.

Независимый экономист Лев Львовский объясняет такие действия тем, что российские власти видят серьезный перегрев экономики. Поэтому они принимают меры для её охлаждения.

«На перегрев влияют большие военные расходы, которые происходят без соответствующего роста экономики», — считает эксперт.

По его мнению, рост расходов несоразмерен росту предложения. Именно  поэтому председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина говорит, что экономику нужно охлаждать.

Для того, чтобы не допускать перегрева экономики и разгона инфляции, в России решились на уже третье за 2024 год повышение ключевой ставки. В июле её подняли с 16 до 18% годовых, а в сентябре — до 19%. Нынешнее повышение до 21% стало рекордным для России.

Изменение размера ставки рефинансирования Центробанка России

«Это показывает, что перегрев действительно есть и это — серьёзная проблема, — отмечает Лев Львовский. — Экономическое руководство России замечает негатив и сигнализирует рынку о намерении бороться с этой проблемой».

Как это отразится на Беларуси?

В результате повышения ключевой ставки потребление в России будет продолжать снижаться. Это уже можно наблюдать последние несколько месяцев, когда белорусский экспорт в РФ перестал расти прежними темпами.

«Некоторые товары в России станут дороже, соответственно, снизится спрос и на белорусскую продукцию», — обращает внимание Лев Львовский.

Эксперт напоминает, что на долю Российской Федерации приходится более 60% белорусского экспорта. Поэтому изменения в соседней стране скажутся и на Беларуси.

Но экономист отмечает ещё одну важную деталь. По его мнению, белорусский экспорт в РФ, связанный с военными нуждами вряд ли сильно пострадает. Ведь Россия намерена всё равно тратить на войну большие средства. А вот невоенный экспорт ждут непростые времена.

Всё это, по словам Львовского, будет приводить к тому, что рост ВВП и зарплат в Беларуси станет замедляться.

«Прогнозы на 2025 год и без того не слишком позитивные, но после таких шагов причин для оптимизма остается еще меньше», — считает эксперт.

Как будут реагировать белорусские власти

Кроме того, Лев Львовский обращает внимание, что, в отличие от российских чиновников, их белорусские коллеги реагируют иначе. В правительстве не только не замечают, что белорусская экономика также «перегрета», но и отрицают это.

«В нашей экономике происходит такой же перегрев, но белорусские экономические власти его не признают», — считает экономист.

На фоне заявлений высокопоставленных российских лиц такое поведение выглядит всё более странно.

«Наши чиновники во всём равняются на Россию, но там председатель Центробанка говорит, что есть серьёзные проблемы с перегревом экономики, что с этим нужно бороться, — говорит Лев Львовский. — Белорусские власти наблюдают ту же самую картину, но утверждают, что перегрева нет, что бороться не с чем, что мы продолжим стимулировать экономику».