Сам по себе город Коссово недооценён из-за того, что его затмили дворец Пусловских и усадьба Костюшко. Но этот город помнит события многих веков, которые происходили ещё до появления дворца. Разбираемся в тайнах Коссово, и что здесь интересного посмотреть, кроме дворца, вместе с краеведом Николаем Синкевичем.

Читайте "Першы" в:

После дворца и усадьбы Костюшко большинство туристов в сам город, как правило, уже не заезжают. А зря, здесь тоже есть немало интересного. К слову, Коссово еще несколько лет назад считался самым маленьким городом Беларуси по населению. Сегодня он уступил пальму первенства Дисне. И еще он довольно старый – впервые упоминается в 1494 г.

Коссово находится между Ивацевичами и Ружанами
Первое упоминание древнего города отражено на табличке на въёзде

До Балкан рукой подать и как не стоит называть жителей Коссово

До сих пор не существует однозначного мнения насчет названия Коссово. Оно могло произойти от имени Кос или Коса, ведь дошли до нас фамилии типа Косович, Косевич. А могло и просто от слова коса. В википедии говорится, что Коссово – это от сербского Косово. Якобы поселение основали сербы и назвали в память о своем Косово, которое в свое время произошло от названия птицы кос (вид дрозда).

Может быть. Если копнуть, то общего у нас немало: в лесном массиве в районе д. Бронная Гора есть урочище Стублы, в Сербии есть деревня с названием Стубло, а в хорватском языке «стубло» – это корень, «стабло» – дерево; народное название шампиньонов – печурки, а в сербском печурка – это гриб; в окрестностях Белоозерска распространена фамилия Водич – в сербском языке это слово означает проводник, и т.д. И 1000 километров по прямой – не такое большое расстояние. Так что связь с Балканами вполне могла быть.

Коссовский дворец Пусловских
Коссовский дворец Пусловских всем известен. А что ещё посмотреть в этом городе?

Традиционное историческое название населенного пункта – Косов. Форма Коссово получила широкое распространение в результате переделки исторических топонимов Беларуси на русский манер.

Кстати, выяснилось, что самоназвание коссовчан – кишары. Об этом вспомнили некоторые пожилые горожане. И это название относится именно к коренным жителям. Но никто не знает почему. Пришлось их немного просветить. Город в конце XVI века принадлежал Николаю Кишке – представителю известного магнатского рода. Отсюда и пошло прозвище. Аналогичная ситуация в Сельце Березовского района, но там сельчуков называют кишкары. И в обоих населенных пунктах сегодня эти слова носят скорее негативный оттенок, поэтому их лучше не употреблять.

Чудотворная икона и крещение Костюшко

Троицкий костел видно практически отовсюду и издали – потому что он находится в центре города и имеет высокую островерхую колокольню. Вблизи он тоже великолепен –фасад сплошь из россыпи стрельчатых арок, которые вкупе с треугольным фронтоном портала вытягивают здание ввысь, к небу.

Костёл - самое высокое место в городе
Костёл — самое высокое место в городе

На его месте был деревянный костел XVI века, но он сгорел в большом пожаре 1872 года. А через пять лет на деньги Вандалина Пусловского и прихожан построен вот этот новый кирпичный. Костел Святой Троицы известен своими реликвиями.

Костел Святой Троицы в Коссово
Костел Святой Троицы

Во-первых, здесь хранилась метрическая книга с записью о крещении 12 февраля 1746 года Анджея Тадеуша Бонавентуры Костюшко, сегодня она находится в Национальном Музее в Варшаве. Но в храме есть ее фотокопия и табличка, извещающая об этом событии, а рядом каменная купель, в которой это таинство и произошло.

Табличка в память о Костющко в костёле в Коссово
Табличка в память о Костющко в костёле в Коссово

Во-вторых, из главного алтаря смотрит на нас чудотворная икона «Матерь Божья Милостивая» 1620 года! Чудом является уже то, что она уцелела во время упомянутого пожара. Считается, что икона помогает в исцелении болезней.

Орган в костёле
Орган в костёле

И, в-третьих, здесь есть старинный орган XIX века. Одна из старейших жительниц Коссово, 94-летняя Виктория Савостина рассказывала, как в начале 90-х самостоятельно его освоила и играла во время богослужений, пока не появился настоящий органист.

Виктория Савостина была органистом-самоучкой
Виктория Савостина была органистом-самоучкой

Недалеко от костела стоит кирпичная придорожная каплица XIX века – памятник народного зодчества.

В часовне скульптура Матери Божьей.
В часовне скульптура Матери Божьей. Это место так в Коссово и называют — «возле Матери Божьей»

Кто разрезал дом пополам?

Напротив костела странной формы старый дом под такой же черепицей: его длина короче ширины. Один торец – почти глухая стена из бетонных блоков с небольшим окошком, а со второго вход. Как так может быть? Вероятно, у отца было два сына, и они поделили дом, просто разрезав его пополам? Но потом недалеко от здания горсовета мы нашли ещё один подобный дом. Значит, такое строительство было правилом.

Дом такой необычной архитектуры в Коссово не один
Дом такой необычной архитектуры в Коссово не один

Уроженка Коссово Виктория Савостина подтвердила, что дома никто специально не резал, они выглядели так изначально. И вроде в те давние довоенные годы существовало правило: строя дом, ты должен был узнать мнение соседа, не против ли он, чтобы твои окна смотрели ему во двор. Если сосед против – стена должна быть без окон. Возможно, это отголосок каких-то правил из еще более давних времен.

Как раньше коссовцы «стреляли на пиво»

Когда-то в незапамятные времена, в позднее Средневековье, коссовчане отличались горячим нравом. Пользовались тем, что все дороги в округе проходили через Коссово, и требовали с проезжих плату. Причем, брали деньги без разбору: не только с простых крестьян – а и с княжеских людей, и даже членов семей знати. Например, задерживали жену Николая Сапеги, напали на нее «з ручницами и иными бронями», приговаривая: «Иж мы даром никого пропушчать не повинни, аж нам на пиво даст».

Конечно, кто ж откажется платить, если истосковавшиеся по пиву разбойники приставили к твоему брюху рушницы? Сегодня времена совсем другие, опасаться в Коссово нечего, и максимум какой-нибудь помятого вида мужичок разве что робко попросит у приезжего сигарету, ну или на пиво.

Антониевская церковь

Церковь Святого Антония находится в центре города. Имеет свой просторный двор, окруженный каменной оградой с въездной брамой. Брама с арочным проемом, пожалуй, не менее интересна самой церкви, но ввиду того, что располагается она почему-то в тыльной части двора, так и остается «невидимой» для большинства туристов.

Антониевская церковь в Коссово
Антониевская церковь в Коссово

Церковь же – крепко сбитая, приземистая, кирпичная «муравьевка» с колокольней, построена в 1868 г. на месте более ранней деревянной церкви XVI века. Глазу хочется вытянуть колокольню повыше, добавить утонченности и изящества, но у архитектора, вероятно, было другое видение. Зато радует взгляд приятная мелочь – две простые колонны на входе, поддерживающие навес.

И церковь, и брама с оградой являются историко-культурной ценностью, о чем уведомляет соответствующая табличка.

Гаражи портят вид на старую браму
Гаражи портят вид на старую браму

Церковь Св. Георгия на горе

На старом кладбище Коссова, на горке, издали видна деревянная церковь 1871 г. постройки. На ее месте ранее стояла униатская. Какой был смысл возводить новый храм спустя три года после строительства Антониевской церкви? Видимо, чтобы полностью вытеснить и заместить униатство православием.

Церковь Св. Георгия
Церковь Св. Георгия

Церковь Св. Георгия – памятник народного зодчества – она сложена полностью из соснового бруса, ошалевана досками, смотрит удивленно своими маленькими окошками на непонятный ей новый мир. Наверху на барабане небольшой купол – уже заметно деформировался и покосился. Апсида накрыта еще старым ржавым металлом, скорее всего, польским. Примерно такую архитектуру имело множество других белорусских церквей – функциональность, простота и минимализм, неброские цвета… Хорошо, что церкви не коснулся модный нынче «евроремонт» и мы можем запечатлеть ее в первозданном виде.

Какой-то случайный мужчина подсказал: «Там – самая старая могила, генерала». Действительно, солидный бетонный памятник, суровый портрет с бородой, под ним выгравирован веночек из дубовых листьев. Вполне мог быть генералом. Надпись «Миленин Ф.Н. 1876 – 1945 г.» ничего не прояснила. Зато в Гугле нашелся Григорий Филиппофич Миленин (1908 – 1977) – советский военачальник, генерал-майор авиации, участник Второй мировой войны. Вероятно, могила принадлежит его отцу.

Памятник, похоже, отцу генерала
Памятник, похоже, отцу генерала

Вскоре у самых стен церкви в траве удалось обнаружить несколько камней с едва различимыми надписями на польском: вот они – остатки униатского кладбища! Тут же обнаружилась и протестантское захоронение – чугунный памятник с фигурным крестом и табличкой «Вольдемар Гербст Ясинский веры лютеранской род. 14 июня 1833 г. ум. 26 марта 1866 г.».

Были здесь и лютеране
Были здесь и лютеране

Бассейн: знаковое место в жизни города

В разговорах местные жители часто упоминают бассейн под открытым небом. Захотелось его увидеть. И вот в микрорайоне четырехэтажек перед нами какое-то неровное поле в рытвинах, поросшее сорняком, и действительно – за ним большой водоем с огибающим его каналом. К водоему ведет обычная грунтовка. В воде плавают две женщины.

Бассейн в Коссово
Бассейн в Коссово

Одна начинает нам рассказывать про Коссово, бассейн. Молча слушаем. Как будто мы в фильме Тарковского «Ностальгия» или тосканском городке Баньо Виньони, где снималась эта сцена. Тишина и умиротворение, голоса, плеск воды, пара разве что нет. И как в кино нагромождение каких-то метафизических символов и смыслов: Что нас привело сюда? Кто эта женщина? Зачем она рассказывает незнакомым людям про гибнущий бассейн и попытки его спасти – повернуть вспять неотвратимое. Не хватает разве что зажженной свечи…

Случайная знакомая оказалась вовсе не случайной. Она принесла ворох старых фотографий, документов, ксерокопий… Это озерцо и есть рукотворный бассейн. Сделан еще «при Польше» – тогда жители города решили, что в нем должна быть зона отдыха и сами ее сделали, выкопав водоем прямо посреди речки Мутвицы.

Коссовчане купаются в бассейне, фото 1930-х годов
Коссовчане купаются в бассейне, фото 1930-х годов

Судя по старым фото, жизнь в этом месте в предвоенные годы кипела: дамы в платьях, джентльмены – в белых рубашках с галстуками, люди в воде – в купальных костюмах.

У костёла в 1930-х
У костёла в 1930-х

Во время войны бассейн едва не сыграл трагическую роль в жизни населения Коссово, можно сказать, лишь чудо уберегло его жителей от смерти. Подробнее об этом и современной проблеме исторического бассейна читайте по ссылке.

Последние следы еврейской цивилизации Коссова

До войны более половины населения Коссово было еврейским, в городе имелось четыре синагоги. Летом 1941 года немцы сделали три гетто: в самом городе, в ур. Марачовщина и во дворце – для больных, старых и детей. В 1942 году все гетто были ликвидированы. Весной-летом в урочище Еловасты у перекрестка на Нехачево было расстреляно примерно две сотни евреев, а в конце августа в лесу на горке неподалеку дворца еще 1400 человек. Сегодня на местах расстрелов установлены памятники.

Памятник на месте расстрела евреев возле Коссово
Памятник на месте расстрела евреев возле Коссово

В начале улицы 3 Февраля сохранилось несколько еврейских домов. Старожилы расскажут вам и о существовавшем здесь же еврейском кладбище. Была на нем своя достопримечательность – могила какого-то известного раввина, к ней даже приезжали молиться паломники. Но на месте кладбища в 1950-х гг. построили трехэтажную школу. Люди вспоминают, как на стройке валялись черепа. Сегодня от могил не осталось ничего, а здание школы заброшено.

В советское время школу построили прямо на еврейском кладбище
В советское время школу построили прямо на еврейском кладбище

Если проехать сотню-другую метров от перекрестка в направлении Нехачево, то справа в лесу вы наткнетесь на следы старого еврейского кладбища. Правда от кладбища осталось всего ничего: несколько больших поваленных памятников, поросших мхом и лишайником, но, надписи все еще хорошо различимы. Место имеет печальный и живописный вид – последние следы ушедшей цивилизации.

Остатки старого еврейского кладбища при дороге от Коссова до Нехачево
Остатки старого еврейского кладбища при дороге от Коссова до Нехачево

Шедевр неоготики

Одной из жемчужин Коссово бесспорно является неоготическая католическая каплица на кладбище за чертой города. Построена она в 1859 году на могиле местного ксендза Адама Дмоховского. Стены сделаны из обработанных камней разного цвета, а также средневековых надгробий – кое-где даже читаются надписи на старом польском. По углам строения возвышаются четыре башенки. При хорошей погоде инстаграмные фото вам гарантированы, даже если вы совсем не фотограф.

Часовня на католическом кладбище находится рядом с Коссово у дороги Ивацевичи-Ружаны
Часовня на католическом кладбище находится рядом с Коссово у дороги Ивацевичи-Ружаны

На кладбище сохранилось немало старых памятников и чугунных крестов XIX века с хорошо читаемыми надписями, например: «Люция де Королько Завиская». Есть и небольшое захоронение солдат Первой мировой войны. А в дальнем участке кладбища сохранилась могила повстанцев 1863 года.

Могила повстанцев 1863
Могила повстанцев 1863 года
Захоронение времён Первой мировой войны
Захоронение времён Первой мировой войны

Химия и другие редкие имена

К имени Схоластика мы уже постепенно привыкли и нашли в нем свой терпковатый вкус. А вот с Химией столкнулись впервые – случайно заметили его на памятнике. Женщина родилась в 1888 году. Это был расцвет науки и, в частности, химии. И, вероятно, родители сочли нужным таким образом показать свою приверженность научно-техническому прогрессу.

Имена на старых кладбищах могут удивить
Имена на старых кладбищах могут удивить

Одна из местных жительниц предложила другую версию. Есть католическое имя Ефимия, и возможно из-за ошибки в написании оно трансформировалось в Химию. Может и так, потому что здесь на памятниках присутствуют и другие редкие нынче имена – Феникия, Ксаверина, Наполеон.

Разные разности

3 февраля 1927 г. местные коммунисты организовали в Коссово демонстрацию в поддержку Белорусской крестьянско-рабочей громады. Тогда на улицы города вышло около полутора тысяч человек. Во время митинга на Рыночной площади полицейские открыли огонь. Шесть человек были убиты, более трех десятков получили ранения. В Польше эти события вызвали широкий резонанс и получили название Коссовский расстрел. В память о нем в 1966 г. на углу площади был установлен обелиск, а улица сегодня называется 3 Февраля.

Стела в честь расстрелянной демонстрации
Стела в честь расстрелянной демонстрации

***

Неподалеку города есть возвышенность – Коссовская гряда. По ней проходит водораздел между реками Балтийского и Черноморского бассейнов: те, что текут на север принадлежат первому, а на юг – второму.

***

Ядовито-зеленого цвета домик в центре, похоже еще довоенной постройки. Над дверью оптимистично-призывное «Мы открылись!». Никаких пояснений, что за заведение, ни даже режима работы. С утра закрыто. Хм, но ладно! В полдень здесь по-прежнему закрыто. Закрыто заведение и ближе к вечеру. «Открывалось оно года два назад. Это был магазин. Но проработал он совсем недолго, с тех пор закрыт. А вывеску так никто и не снял», – пояснили нам местные.

Нули отпали, а цены почти те же

Алесь Зайка в своей книге «Населенныя пункты Івацэвіччыны» приводит данные по ценам на сельхозпродукцию в Коссово в 1945 году. Можете сравнить те цены и нынешние, не так уж сильно они отличаются. Конечно, при этом мы должны учитывать, что за прошедшие 80 лет от денег было отрезано огромное количество нулей.

Дом, вероятно, польских времён в Коссово
Дом, вероятно, польских времён в Коссово

Итак, что почём было в 1945 году в Коссово (правда, не известна пора года):

  • картофель и свекла 50 копеек
  • морковь 60 копеек
  • огурцы свежие 1,2 рубля
  • огурцы солёные 2,5 рубля
  • помидоры красные 1,75 рублей
  • помидоры зелёные 1,1 рубля
  • помидоры солёные 2 рубля
  • лук 2,5 рубля
  • чернику сушёную продавали по 21 рублей
  • бруснику по 3 рубля
  • яблоки 4 рубля
  • грибы белые сушеные по 50 рублей за килограмм.

Читайте ещё:
Что посмотреть в Ивацевичах: достопримечательности и связь с океанами