Старый вокзал, который много всего повидал
Те, кто приезжает в Нехачево поездом, выходят на станции Коссово Полесское и по сути попадают прямо в центр деревни. Железная дорога Москва – Варшава была сдана в эксплуатацию в 1871 году. Здание вокзала построено тогда же, но его сожгла русская армия при «великом отступлении» осенью 1915 года.
Вокзал был воссоздан поляками примерно через десять лет, чтобы опять выгореть уже во Вторую мировую войну.
Сегодня он в общем сохраняет свой первоначальный план, несмотря на то, что фигурная крыша из «бляхи» заменена на обычную из металлочерепицы; двери и окна с жалюзи – все из пластика, и т.д.
На станции ныне останавливаются только электрички, поэтому в их отсутствие здесь можно встретить разве что какого железнодорожника. Когда-то неподалеку была еще живописная водокачка, она хорошо видна на фото военных лет, но с исчезновением паровозов ушла в небытие и обслуживающая их техника.
Дом без привидений (но это неточно)
Недооцененное ввиду своей некоторой удаленности здание. Оно расположено у самого моста, скрытое от лишних глаз за еловыми посадками и зарослями борщевика, но все еще заметное с дороги. Старый красный кирпич, арочные дверные и оконные проемы, видавшая виды двустворчатая дверь, крыльцо из булыжников, поросшее мхом, одиночество, заброшенность, обреченность. Уже одним своим видом этот дом намекает на существование какой-то тяжелой тайны…
Но местные сходу развеивают все догадки: в послевоенное время в этой постройке был водозабор, из которого вода подавалась на станцию, а сегодня она находится в частной собственности.
По архитектуре можно предположить, что это конец XIX – начало ХХ веков. Тогда значение имели не только стоимость строительства и функциональность, но еще и экстерьер здания, причем, независимо, это вокзал или техническое сооружение. Жаль, что в строительстве этот принцип забыт сегодня.
Судя по небольшой площади, это могла быть и будка какого-нибудь путевого обходчика, и сторожка. В этом ничего удивительного, например, доподлинно известно, что в 1940-50-е гг. мосты охранялись специальной службой. Дом, если его интересно оформить внутри, мог бы быть еще одной какой-нибудь тематической мини-гостиницей.
Новый мост
Послевоенной постройки мост через железную дорогу давно нуждался в реконструкции. Говорят, его даже строили пленные немцы. Судя по размаху, новый мост будет не только крепче, но и шире. Сегодня здесь работают бульдозеры, краны, а с высоты открываются идиллические пейзажи с заливными лугами.
Смерть уравняла всех
Прямо у дороги – тихое, едва заметное кладбище Первой мировой войны. Таких кладбищ в Беларуси не очень-то много и осталось. Поляки в свое время упорядочили воинские захоронения, перенеся останки погибших из разрозненных могил и организовав подобные кладбища.
Белеющие ряды стандартных квадратных надгробий, за прошедшую сотню лет бетон раскрошился от атмосферных воздействий и растительности и большинство надписей практически не читаемы. На других можно различить слова на польском языке: «Солдат армии немецкой», «…австрийской», «…российской». Надо отдать должное: поляки не делали исключений и никого специально не выделяли – смерть уравняла всех.
Три добротных вертикальных камня-памятника на входе с надписями на немецком сделаны еще немцами, и буквы пока держатся. Фриц Грохманн, инженер по строительству полевых укреплений, родился 26.12.1892, убит в бою 13.08.1918. Вторая надпись читается похуже: ефрейтор Ёзеф …кингер, родился 02.09.188*, убит в бою 16.**.1918. И третья: унтер-офицер Рудольф Маркард, ранен 23 октября, умер 15 ноября.
Первые два доподлинно погибли во второй половине 1918 года. Брестский мир был уже заключен, в каком бою тогда пали или почему они умерли – непонятно. Может быть, тоже от последствий ранений, либо были какие-то локальные стычки? Ответ вряд ли мы когда-то узнаем. Как и то, стоило ли тогда им умирать? Но это уже вопросы с точки зрения сегодняшнего дня.
Шоссе на Варшаву
Нехачево было создано случайно. Поначалу в этом месте находилось лишь урочище с таким названием, вероятно произошедшим от прозвища или имени человека. Но потом резко все изменилось. В 1840-х годах строилось Московско-Варшавское шоссе – широкая скоростная дорога с твердым искусственным покрытием, с канавами для стока дождевой воды по обочинам и со всей полагающейся инфраструктурой, в которую также входили почтовые станции. Такая станция была создана здесь, и называлась она «Заполье». Вокруг нее быстро вырос поселочек. Сегодня на въезде в Нехачево у самого шоссе мирно пасутся две привязанные коровы – последние символы уходящего крестьянского уклада жизни.
От почтовой станции до «Гостиного двора»
Почтовая станция «Заполье» построена в 19 веке по типовому проекту авторства Луиджи Руска – три одноэтажных здания, соединенных между собой арочными проемами и украшенными декоративными элементами, а также хозпостройки.
На станции можно было переночевать, поесть, помыться, отправить почту, поменять лошадей. Отметим, что она относилась к первому классу – тут были предусмотрены даже апартаменты для членов императорской семьи. Таких станций было на территории современной Беларуси лишь несколько, а ближайшая находилась в Кобрине.
Станция располагала 25 конями и восемью ямщиками. Главным транспортным средством были брички – легкие повозки с двумя пассажирскими местами снаружи и двумя внутри. Они же дважды в неделю перевозили почту между Москвой и Варшавой. Станция в Нехачево является исторической достопримечательностью республиканского значения. К счастью, здание не было разрушено, и теперь существует как довольно популярный объект придорожного сервиса «Гостиный двор».
Арбузы с грядки
С виду Нехачево – благополучный ухоженный населенный пункт. Не такой шумный и людный, каким мог бы быть при наличии станции и шоссе на Брест и Барановичи. Но в этом есть и свое преимущество. Жители деревни традиционно держат огороды, а также старательно украшают цветами свои подворья. Это сразу бросается в глаза.
Мы заглянули в один такой двор, утопающий в цветах: клумбы с астрами и на улице, и по всему участку. Хозяин дома Пётр Михайлович родился и вырос здесь, всю жизнь провел в Могилеве, а на пенсии вернулся с женой в родительский дом. Весь теплый сезон они работают на свежем воздухе, выращивая овощи, фрукты и цветы. У них есть даже своя бахча с арбузами!
Проводят время с удовольствием, и очень рады смене областного центра на деревню. Тем более, что сразу же за забором еще и лес. А значит в шаговой доступности грибы и ягоды.
Пётр Михайлович показывает нам свой колодец с подъемным механизмом необычной конструкции: «Это хотел сделать отец, но не успел. Я исполнил его мечту». На стойке вверху два блок-ролика, на одном конце вертикальный шест с ведром, на другом противовес в виде сдвоенного кирпича. Подъемник работает без видимых усилий. А вода действительно вкусная! «Намного лучше, чем из скважин», – хвастает хозяин.
Спрашиваем, можно ли сравнить менталитет людей в разных концах Беларуси. Пётр Михайлович на минуту задумывается: «Если смотреть по состоянию деревень, здесь лучше. Более цивилизованно».
Читайте ещё:
Что посмотреть в Ивацевичах: достопримечательности и связь с океанами