Разговоры о том, что в Беларуси могут создать отечественный электромобиль ведутся уже несколько лет. Правда, сроки, когда будет налажено серийное производство такого транспортного средства, регулярно переносятся. Что известно на данный момент?

Обещанного семь лет ждут

«Экспериментальный образец» первого белорусского электромобиля на базе Geely впервые показали чиновникам в августе 2017 года. Председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков в интервью государственным СМИ тогда заявлял, что уже «прорабатываются варианты, где можно организовать серийное производство».

Спустя четыре года в Министерстве энергетики заверяли, что «вот-вот» появится первая партия белорусских электромобилей. Под первым «отечественным электромобилем» подразумевалась «модификация на электрической тяге» Belgee X50. Эксперты назвали этот транспорт клоном китайского Geely Coolray.

В том же 2021 году Александр Лукашенко поручил правительству расширить использование в Беларуси электротранспорта. Идея была увязана с запуском Белорусской АЭС и вскоре появился указ о стимулировании использования электромобилей.

Еще через год, в 2022-м, на заводе «БелДжи» сообщили, что компания «продолжит развивать направление электромобилей». При этом руководство завода уточнило, что электрокары будут закупаться для внутреннего рынка в Китае. Тогда же ситуацию комментировал первый вице-премьер Николай Снопков заявивший, что в Беларуси «должны максимально освоить комплектную базу собственного электроавтомобиля».

Осенью всё того же 2022 года Владимир Гусаков снова рассказывал, что работа по созданию собственного электромобиля продолжается. Правда, теперь уже ученый предложил рассмотреть вариант создания «своего белорусского электромобиля» в рамках Союзного государства. По словам Гусакова, первый массовый электромобиль собственного производства будет «недорогим» — 20−25 тысяч долларов.

Прошло еще время и теперь уже заместитель министра промышленности Александр Огородников заверил: работы завершаются. Опытный образец белорусского электромобиля, по словам чиновника, точно будет представлен в 2023 году.

Тогда же обещание продемонстрировать отечественный электромобиль до конца года прозвучало из уст вице-премьера Петра Пархомчика. «Мы вас удивим», — заинтриговал член правительства, теперь назначенный председателем Брестского облисполкома. Но 2023 год закончился, а работающий образец своего электромобиля в Беларуси и не показали.

Технические характеристики белорусского электромобиля

Что будет белорусского в этом электромобиле?

В январе 2024 года во время посещения СЗАО «БелДжи» Александр Лукашенко вновь поднял тему электромобилей. Он поинтересовался, за сколько получится выпустить первый отечественный электромобиль. Тогда была поставлена задача выйти на серийное производство этих машин к 1 января 2025 года.

Тогда же стали известны и новые подробности в реализации амбициозного проекта. По словам директора СЗАО «БелДжи» Геннадия Свидерского, идея создания белорусского электромобиля появилась после покупки лицензии. Она позволила получить доступ к нужной документации, чтобы осваивать запуск на конвейере завода. Как считает Свидерский, после получения промышленных образцов можно будет говорить о коммерческих и технических перспективах.

«Одно понятно уже сейчас: это важный шаг в овладении компетенциями в разработке и постановке на производство легковых автомобилей», — подчеркнул директор завода.

Рабочее название белорусского электромобиля — BelGee eX50. Ожидается, что масса машины составит чуть более двух тонн, максимальная скорость — 140 километров в час. Запас хода без подзарядки составит 300-350 километров.

По словам Геннадия Свидерского, для создания опытной партии у китайской компании Geely заказны пять комплектов. Испытания отечественного электромобиля планируются в декабре 2024 года. А еще руководство «БелДжи» заявляет, что белорусского в электрокаре будет «достаточно много» — более 60%.

«Вся силовая установка и батарея будет белорусской. Ячейки, понятно, китайские. Тяговый электродвигатель также наш, как и силовая электроника. Элементная база покупная, но ее стоимость — менее 50% стоимости инвертора. Сборка печатных плат, программирование, алгоритмика — все белорусское. Система управления автомобилем также отечественная. Кузов опять же сваривается в Беларуси, окраска тоже. Степень локализации очень глубокая. И она больше, чем у классического Х50», — рассказал в интервью государственным СМИ заместитель генерального директора Объединенного института машиностроения по высокоавтоматизированному электротранспорту Александр Белевич.

Какие перспективы и что у соседей?

Будущие планы в части локализации тоже рисуются в радужных тонах. Как отметил директор «БелДжи», белорусские организации и предприятия сотрудничают между собой по инверторам и электродвигателям.

«Сама идея заключалась в том, что машина должна стать на действующий конвейер «БелДжи», тем самым сэкономив средства на подготовку производства, и должна содержать блоки, разработанные в стране. Решаются вопросы по изготовлению аккумулятора, и, я думаю, в сентябре уже будет готов весь набор для производства опытной партии электрокаров», — сообщил Геннадий Свидерский.

Всё, вроде бы, оптимистично. Но ранее в академии наук сетовали, что представленные образцы имели ограниченную степень локализации. Ученые не раз заявляли о сложностях организации полного цикла производства электромобилей в Беларуси. Это касалось специфики изготовления батарей, отсутствия линии по производству кузовов и много чего еще.

Тем временем, по данным Белорусской автомобильной ассоциации, за январь-июль 2024 года на отечественном рынке был продан 1261 электромобиль. В целом количество автомобилей с электродвигателями в Беларуси приближается к 15 тысячам. По словам заместителя министра энергетики Дениса Мороза, в стране реализуется масштабная программа по стимулированию перехода с бензиновых двигателей на электрические.

Как будет выглядеть белорусский электромобиль

А как дела у соседей? В Польше количество автомобилей, работающих исключительно на электричестве, в конце июня 2024 года превысило 69 тысяч. Кроме того, по информации Польского союза автомобильной промышленности, в стране зарегистрировано 60 тысяч гибридных автомобилей.

По данным Литовского энергетического агентства, к апрелю нынешнего года поставлены на учет 903 легковых электромобиля. В Латвии зарегистрировано около 7000 электромобилей, что составляет около 1% от всего автопарка страны. Кстати, эта страна является одним из лидеров Евросоюза по темпам распространения автомобилей с электрическим двигателем.

По состоянию на начало июля 2024 года в России насчитывалось 50,6 тысячи электромобилей. И очень интересная ситуация в Украине, где количество электромобилей превысило 100 000 единиц. Несмотря на ракетные удары России по энергетической инфраструктуре, продажи электромобилей в Украине растут. Так что белорусские показатели на этом фоне смотрятся скромно.

Читайте также:

«Одна зарядная станция на весь город!»: житель Берёзы рассказал об эксплуатации электромобиля в условиях райцентра