Сегодня мы продолжим свое путешествие по Барановичскому району. Начали мы его с доисторических времен и добрались с Божьей помощью до позднего средневековья. Теперь же отправимся в век XVIII и познакомимся с тамошними достопримечательностями, дожившими каким-то чудом до наших дней.
Откуда взялись мальтийские рыцари в Столовичах
Но прежде чем перейти к описанию культурно-исторического объекта Барановичского района, заглянем в 1608 год, когда третий сын литовского магната Николая Кшиштофа Радзивилла («Сиротки») Жигимонт Кароль, обучавшийся в то время в Болонском университете, решил вступить в Мальтийский орден. Отец одобрил затею сына и даже выделил деньги на основание рыцарской командории на территории собственных имений Столовичи и Потейки.
Став после смерти родителя в 1616 году полноправным владельцем Столовичей, Жигимонт Кароль возвел здесь небольшую деревянную каплицу и госпиталь. Оно и не удивительно, ведь первоначально мальтийские рыцари назывались госпитальерами, поскольку орден свой основали в Иерусалиме в 1048 году, как раз, чтобы лечить многочисленных паломников, стремящихся попасть в Святую землю. Это уже потом лет через пятьдесят им пришлось их не только лечить, но и защищать с оружием в руках, преобразовавшись в воинский орден.
Храм в Столовичах
Но вернемся в наши Столовичи. Лет через двадцать (в 1637—1639 гг.) деревянную каплицу перестроили в каменную, а еще через столетие по инициативе тогдашнего командора М. Домбровского признанные архитекторы того времени Иосиф Фонтана, а после его смерти Иоганн Глаубиц, возвели на этом месте роскошный католический храм в стиле виленского барокко, который в 1746 году был освящен в честь Святого Иоанна Крестителя.
Примечательно, что саму каплицу при этом сносить не стали, она так и осталась стоять там, где и была изначально построена, опоясанная стенами нового храма.
В 1868 году костел переоборудовали в православную церковь и окрестили в честь Успения пресвятой Богородицы. Внутри смонтировали иконостас, а снаружи архитектурный шедевр «украсили» пятью куполами-луковицами. Правда, до сегодняшних дней купола не дожили. О них нам напоминают только рисунки нашего земляка Наполеона Орды, да фотографии первой половины ХХ века. Кстати, и название храма тоже изменилось – церковь переосвятили в честь Святого благоверного князя Александра Невского.
Зато внутреннее убранство, включая богатую лепнину и трёхъярусный алтарь с лепной композицией «Глория», остались вполне аутентичными. Как и двуярусные алтари в боковых нефах, а также пол из цветного мрамора.
Главной святыней сначала часовни, а затем и костела была чуть больше одного метра в высоту деревянная скульптура Божьей Матери Лоретанской, которую Жигимонт Кароль, по преданью, путешествуя по Италии, буквально выкрал из костела города Лорето. Сегодня в храме ее нет.
Но местные католики утверждают, что находится она в соборе напротив – в костеле Наисвятейшего Сердца Иисуса, возведенном в 1907―1911 годах в неоготическом стиле на средства местных прихожан. Впрочем, возможно, там хранится всего лишь копия знаменитой скульптуры. Экспертизу, естественно, никто не проводил…
А как же рыцари?
А вот мальтийских рыцарей, как и самой командории, в Столовичах уже точно нет. Просуществовав почти два столетия, в 1817 году Высочайшим указом российская ветвь ордена Госпитальеров (он же орден Ионитов, он же Иерусалимский, Родосский и Мальтийский орден) была окончательно упразднена.
Но в то же время сам старейший в мире рыцарский орден после всех выпавших на его долю взлетов и падений, дожил, как это ни удивительно, до наших дней. Его резиденция с 1834 года находится в Риме. Официально орден не является государством. Это такое своеобразное государственное образование, имеющее статус организации-наблюдателя при ООН и в Совете Европы. Он установил дипломатические отношения со 106 государствами, в том числе с 1996 года и с Республикой Беларусь.
Церковь в духе милитари
Другой не менее прекрасный образчик виленского барокко, правда, с менее потрясающей историей находится в деревне Вольно.
В первой половине XVII века имение Вольно принадлежало подстолию Новогрудскому Криштофу Каминскому. Именно с его подачи, а также его супруги Елены Друцкой-Горской там в 1632 году началось строительство униатской церкви. Возводилась она вместе с монастырем, к которому отошли 180 гектаров земли с местными крестьянами.
Из Ляховичей в отстроенную церковь была передана икона Божией Матери, созданная несвижским художником Максимом Русатаем. Впоследствии один из монастырских учеников – Рафаил Слизень – станет известным искусствоведом, архитектором и скульптором.
В 1768 году, после того, как новым хозяином имения стал Михаил Домысловский, униатская церковь была передана католическому приходу и реконструирована согласно архитектурным традициям. Все последующие перестройки были осуществлены таким образом, что костел приобрел основные черты виленского барокко с элементами рококо. Теперь храм представляет собой каменную трехнефную, двухбашенную базилику с полукруглой апсидой, боковыми сакристиями и трансептами.
Таинственное панно
Интересная деталь, на основном фасаде храма сохранилось необычное панно в виде рельефной лепнины с пушками, саблями, пиками, булавами, знаменами, всадником на лихом коне и прочей военной атрибутикой. Какое это отношение имеет к дому Господа не очень-то и понятно…
При монастыре была обширная библиотека, в которой имелось множество редких книг. Многие из них были рукописные, некоторые написаны на латыни. С середины XIX века храм существовал в качестве женского монастыря, после чего его вовсе закрыли, и открыли только в конце столетия, преобразовав в 1895 году в православную Свято-Троицкую церковь.
До наших дней в церкви сохранились иконы, относящиеся к XVIII веку
14 мая 2007 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь храму был присвоен статус историко-культурной ценности республиканского значения. А в сентябре 2022 года иерей Николай Радюк обратился с просьбой о сборе средств на реконструкцию уникального памятника архитектуры, у которого «белоснежные стены почернели от сырости, осыпается штукатурка, в некоторых местах проступает начавшая крошиться кирпичная кладка».
Поэтому, как говорится, спешите увидеть! Пока есть еще на что посмотреть…
Парк в деревне Вольно – памятник природы местного значения
Примечательно, что парк этот, относящийся к пейзажно-натуралистическим, даже старше чем сама Троицкая церковь. Он был заложен еще в XVII веке, когда усадьба и деревня принадлежали роду Каминских.
Его площадь составляет 6,7 га. Располагается на местности с небольшими перепадами высот от 180 до186 м над уровнем моря. Въездная липовая аллея довольно короткая, а вот кленовая аллея, проходящая перпендикулярно от центра, гораздо длиннее и доходит до границы парка. В начале кленовой аллеи лежит большой камень, на котором высечена дата «1867». Вероятнее всего, это год перепланировки парка уже другими владельцами – Слизенями.
Помимо лип и кленов здесь произрастают довольно зрелые экземпляры ясеня обыкновенного, дуба обыкновенного, березы, конского каштана, лиственницы европейской. Деревья достигли возраста спелости и высокой декоративности. Из кустарников можно выделить пузыреплодник калинолистный и спирею иволистную. Всего же в парке зафиксировано 33 вида растений, из них 16 травянистых и 17 деревьев и кустарников. А также 107 видов животных, из которых 83 – беспозвоночных и 24 – позвоночных.
Когда-то на протекающей рядом реке Змейке имелось три пруда. Из них остался только один. И тот, площадью около 1 га с большим выгнутым островом, обсаженным по периметру ивой ломкой шаровидной, уже находится за пределами вольнянского парка.
На родине великого поэта
Разумеется, посещая Барановичский район, нельзя не заглянуть в родные места нашего прославленного земляка Адама Мицкевича. А именно, в музей-усадьбу «Заосье». Это там в 1789 году у шляхтича Николая Мицкевича родился сын Адам-Бернард. Чье имя стало впоследствии гордостью польского, белорусского, и литовского народов.
Примечательна история самой деревеньки Заосье, в которой еще несколько лет назад проживало менее десятка человек. Изначально в XVIII веке она принадлежала известному в Беларуси роду Чечотов. Затем фольварок перешел к братьям Михаилу и Юзефу Яновичам. Однако, по решению суда был передан за долги брату деда Адама Мицкевича. Любопытно, что судебная тяжба межу Яновичами и Мицкевичами длилась почти 40 лет! Однако, и после судебного вердикта братья Яновичи не спешили расставаться со своей бывшей собственностью. Три года терпели такое положение дед Адама и его брат и, наконец, силой отобрали Заосье у бывших владельцев.
Отец будущего поэта был адвокатом, своей земли не имел. Поэтому некоторое время до переезда в Новогрудок проживал в имении двоюродного деда в Заосье. Усадебный дом, представление о котором сложилось по сохранившимся рисункам Наполеона Орды, Евгения Павловича, Тадеуша Абминского и Феликса Бжозовского, – прямоугольное одноэтажное строение из сруба, с покрытой камышом крышей и с примыкающим крыльцом – был полностью разрушен в Первую мировую войну.
А сегодняшний дом-музей на заглавном фото. Он появился здесь в 1998 году к 200-летию со дня рождения А. Мицкевича. Жилое помещение было оформлено под влиянием знаменитой поэмы «Пан Тадеуш». Поскольку реального описания внутреннего убранства усадьбы не сохранилось. Помимо самого дома, на территории имеются всевозможные хозяйственные постройки – коровник, сарай, баня и колодец – наглядно иллюстрирующие быт небогатой шляхетской усадьбы конца XVIII начала ХIХ вв.
И все это находится в живописнейшем месте. Любовь к которому Мицкевич пронес через всю жизнь и неоднократно воспевал в своих произведениях.
Скандинавский артефакт Барановичского района
Еще один артефакт связан с именем легендарного Адама Мицкевича. А также его не менее легендарных товарищей – студентов Виленского университета. Юзефа Ежовского, Франтишека Малевского, Томаша Зана, Яна Чечота, Игнатия Домейко и др. Находится он к западу от деревни Карчево Барановичского района. Он объявился в здешних местах 17-18 тысяч лет назад во время последнего поозерского оледенения. Прибыл сюда с территории Скандинавского полуострова…
Речь идет о знаменитом «Камне филаретов» – геологическом памятнике природы республиканского значения. А также культурно-исторической ценности республиканского значения.
Какое отношение к знаменитому поэту имеет Камень филаретов?
Итак, обо всем по порядку. На сегодняшний день это самый большой валун Брестской области. Его длина – 4,1 м, ширина – 1,9 м, высота – 3 м. И это при том, что от камня осталась лишь его меньшая часть. Сначала в XVI веке из его большей половины был сделан жернов для мельницы. А затем в ХХ веке в ходе Первой мировой войны германцы взрывами пытались получить из него щебень для обсыпки дорог. Правда, вскоре пришли к выводу, что взрывчатка обойдется им дороже полученных стройматериалов. И оставили гигантский валун в покое.
Структуру камня составляет серо-розовый гранит, состоящий из зерен калиевого полевого шпата розового цвета, серого кварца, чешуек слюды биотита, включений апатита и мусковита.
Что же касается Мицкевича и его товарищей по университету, то по преданию все они, будучи членами тайного общества филаретов, собирались у этого природного исполина на свои секретные сходки. Есть также основания полагать, что именно здесь в 1820 году впервые прозвучала «Песня филаретов».
Наконец, стоит еще отметить, что сам легендарный камень был упомянут А. Мицкевичем в поэме «Пан Тадеуш», написанной им в 1832—1834 гг. в Париже, где поэт жил в эмиграции, и изданная там же в 1834 году.
Что дальше?
Следующее путешествие в прошлое подарит нам встречу с наиболее примечательными культовыми сооружениями Барановичского района начала ХIХ века. А также познакомит еще с одним уникальным памятником природы. Не пропустите момент отправления!
Смотрите ещё:
По Барановичскому району на машине времени
Георгий Яроцкий из Барановичей – герой НЕ нашего времени
Что посмотреть в Барановичах: как было, что стало, чем сердце успокоишь
Брестская крепость… в центре Барановичей
Орёл над площадью в Барановичах… В истории было и такое
Что посмотреть туристам в городе Берёза Брестской области
Что посмотреть в Ивацевичах: достопримечательности и связь с океанами