Как следует из статистики Нацбанка, только за май 2024 года банки выдали кредитов на 1,33 миллиарда рублей. Это на 16,8% больше, чем в мае прошлого года, но немного меньше апрельского показателя.
Всего ж за пять месяцев нынешнего года белорусы взяли потребительских кредитов на 4,83 миллиарда рублей. Увеличение составило 21,5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
При этом кредиты на недвижимость составили 1,41 миллиарда рублей (на 74,6% больше, чем годом ранее). Всего за январь-май 2024 года банки выдали физическим лицам в Беларуси 6,2 миллиарда рублей. Это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Закредитованность организаций и юридических лиц в стране также продолжает расти. За первые пять месяцев этого года они получили от банков кредитов на 64,73 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года — рост на 34,1%.
Если учесть кредиты во всех валютах, то в январе-мае с.г. объем кредитования увеличился на 43,4%. В общей сложности кредитование составило 76,1 миллиарда рублей.
Еще в январе 2024 года в докладе первого заместителя правления Нацбанка Сергея Калечица отмечались проблемы, связанные с такими темпами кредитования. Опасения вызвали «лишние деньги», появившиеся в экономике за счет кредитов.
«В будущем они могут проявиться через усиление давления на валютный рынок и курс белорусского рубля, увеличение спроса на потребительском рынке, раскручивание инфляционно-девальвационной спирали, ухудшение показателей стабильности банковского сектора», — делал выводы Сергей Калечиц.
Однако уже в марте председатель Нацбанка Павел Каллаур заявил, что проблем с кредитами нет. При этом он констатировал, что вопрос перегрева экономики, или кредитоспособности, является одним из ключевых.
«Наш кредитный разрыв находится на оптимальном уровне, то есть у нас нет перегрева экономики из-за интенсивного перекредитования», — убежден глава Нацбанка.
Межу тем независимые эксперты делают вывод что белорусская экономика становится хрупкой и сохраняется завышенный спрос. О перегреве экономики, в частности, свидетельствует усиление инфляционного давления.
Экономист Анатолий Харитончик обращает внимание, что финансовое состояние предприятий ухудшилось, хотя не критично.
«Пока перегрев экономики находится на достаточно высоком уровне, но все же умеренном. Это не обязательно означает, что будет кризис, но экономика становится хрупкой», — говорит эксперт.
По его словам, резкие изменения в экономике могут произойти под воздействием внешних или внутренних факторов. В таком случае существует угроза дестабилизации валютного рынка, резкого ускорения инфляции, потери покупательной способности.
Анатолий Харитончик вспоминает 2012–2014 годы, когда белорусская экономика постоянно находилась в состоянии перегрева.
«Сейчас мы достигли похожего уровня, но при определенных условиях экономика может функционировать даже в таком состоянии», — отмечает эксперт.
В 2014 году общая девальвация белорусского рубля составила 24,7%. В декабре того года российская валюта ослабла, а за ней последовал и белорусский рубль.
Что касается причин, по которым кредитная политика остается мягкой, то здесь вывод неоднозначный. По мнению эксперта, в Нацбанке не до конца уверены в перегреве экономики и занимают выжидательную позицию. Также влияет давление со стороны правительства: возможны разногласия в руководстве Нацбанка в подходах к кредитованию.
Читайте также:
Почему в Беларуси наблюдается кредитный бум при покупках квартир?