Отсутствие железной дороги, одноэтажный город и закрытая граница с Украиной
Добраться в Давид-Городок можно по трассе Р88, которая связывает Житковичи и белорусско-украинскую границу. В этом направлении автодорога ведет к пункту пропуска Верхний Теребежов, пользовавшегося популярностью у «челноков». Теперь из-за войны на украинской территории погранпереход закрыт (как и остальные КПП между двумя странами).
Что касается железной дороги, то в Давид-Городке ее никогда не было. Расстояние до ближайшей станции Горынь, расположенной в рабочем поселке Речица — примерно 40 километров. Как рассказывает жительница Давид-Городка Екатерина, деревни в этих краях густонаселенные, но идея построить железнодорожную ветку поддержана не была. В качестве аргумента в руководстве БЖД сообщили, что спроса на перевозки от местных предприятий нет.
Арт-объект в Давид-ГородкеДавид-Городок — «одноэтажный город», а многоквартирных и устремившихся ввысь домов совсем мало. Старожилы также отмечают, что своеобразная плотная застройка тоже связана с дефицитом плодородной почвы. Дома с запоминающимися архитектурными формами стоят близко друг к другу, чтобы оставалось больше земли. А вот из всех видов транспорта популярны велосипеды: на них ездят от мала до велика. Лошадиные повозки — тоже не редкость.
Подтопление от разливающейся временами Горыни не грозит разве что древнему городищу, расположенному на возвышенности. Местные жители называют его Замковой (или церковной) горой. По легенде, ранее здесь действительно стояла церковь, которая сгорела прямо во время службы.
Кстати, один из местных краеведов Виктор Вабищевич готов оспорить и другую легенду. По его версии, к основанию города князь Давид не имел никакого отношения и поселение появилось намного раньше. Тем не менее, на главной площади в 2000 году был установлен величественный памятник именно Давиду.
Столетняя традиция «покормить Коня»
На самой площади в центре Давид-Городка и прилегающем парке каждый год устраивают праздник «Коники». Эти гуляния стали еще одной визитной карточкой местечка и собирают народ на старый Новый год. Достоверно неизвестно, как давно проводится обряд «покормить Коня» в ночь с 13 на 14 января, но ему точно более ста лет. Городчуки не забывают свою традицию и стараются ее сохранять. Подготовка к празднику начинается заблаговременно: доводят до ума костюмы, накрывают стол, зовут гостей.
«Для нас «Коники» — главное событие года и по-настоящему народный праздник, — рассказывает местная жительница Екатерина. – На родину в это время приезжают те, кто давно здесь не был, и обязательно приглашают друзей и знакомых. Нравится абсолютно всем – очень зрелищно».
Бытуют разные мнения о появлении праздника, а большинство склоняется, что его придумали в годы Первой мировой войны. Главной фигурой становится Конь, который может выглядеть по-разному, но одна важная деталь остается неизменной. Вместо головы используют валенок, а в центре остается место для всадника.
Помимо основного символа праздника в компании обязательно присутствуют Дед, Баба, Смерть, Черт и другие персонажи. В современной версии обряда можно увидеть самых невероятных личностей — Карлсона, Микки-Мауса, пиратов. Любопытно, что в советский период было время, когда праздник пытались изжить и запретить. Попытка оказалась безуспешной, а в Давид-Городке с тех пор сохранилась поговорка «бегать с Конем».
Как признается пенсионер Василий, в свое время он тоже «бегал» в разных костюмах.
«Мы ждем этого праздника целый год и идем в любой дом, где горит свет, — говорит мужчина. — Если двери открыты, ты обязан в них зайти. А хозяева делятся угощениями: могут деньги дать или спиртное. В общем, кто что может».
Кульминация праздника происходит в центре Давид-Городка, где собираются все группы «Коников», чтобы презентовать себя. Обычно гуляния продолжаются до самого утра. К слову, постоянные участники обряда хотят, чтобы «Коников» включили в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Заводские перспективы туманны. Какая ситуация на рынке труда?
Визитной карточкой промышленности в городе долгое время считался электромеханический завод. Появился он в 1976 году, причем строили в несколько этапов и с размахом. А всё потому, что в Давид-Городке разместился филиал аналогичного завода в Бресте (БЭМЗ). Поскольку предприятие в областном центре обслуживало оборонные заказы в масштабах существовавшего Советского союза, денег хватало.
Ситуация резко изменилась с исчезновением СССР. Брестский электромеханический завод вынужден был перепрофилировать свое производство, а следом за ним тоже самое пришлось делать и в Давид-Городке. Сейчас здесь производят электрические паяльники, обогреватели, звонки, приводы для СВЧ-печей и других приборов. Среди заказов — комплектующие к холодильникам «Атлант».
Местный житель Василий – теперь на пенсии, а раньше восемь лет отработал на электромеханическом заводе. Мужчина вспоминает, что работать на нем считалось престижно и многие отказывались от привычного уклада.
«Пока не было завода, городчуки либо на своей земле трудились, либо ехали на заработки», — рассказывает Василий.
Теперь, по словам пенсионера, былой гордости у тех, кто работает на заводе, нет. Для большинства – эта возможность иметь дополнительный доход к тому, что выращивается на приусадебном участке. С таким утверждением соглашается и нынешний работник предприятия Николай. Он признается, что заработки на заводе совсем небольшие: многие остаются только ради трудового стажа.
О теперешнем уровне зарплаты на предприятии можно судить по открытым вакансиям. На ОАО «Давид-Городокский электромеханический завод» сейчас требуются начальники отделов, главный кадровик, инженеры-конструкторы. Но во всех случаях предлагается зарплата не выше 800 рублей. Водителю автомобиля обещают и того меньше – 626 рублей (и это – на полную ставку).
Примерно такой же заработок ожидает уборщика помещений и сторожа на Давид-Городокском хлебозаводе. Это предприятие является филиалом ОАО «Берестейский пекарь» и нуждается не только в обычной рабочей силе. Сейчас здесь открыта вакансия директора филиала: соискателю предлагают зарплату от 1500 до 1700 рублей. Также требуются юрисконсульт, бухгалтера, специалист по маркетингу и тестовод, которым готовы платить от 1000 рублей. А вот токарю, слесарю, кондитеру предлагают зарплату в районе 900 рублей.
Местная больница, в свою очередь, ищет врачей (1721–1785 рублей). Полесский лесхоз нуждается в водителе (1500–1800 рублей) и инженере по лесопользованию (1400–1500 рублей). Есть вакансии в райпотребсоюзе и ЖКХ, но и здесь озвученный уровень заработка скромен – около 800 рублей.
Как делали бизнес на семенах и причем тут «тякетки»?
Говоря о привычном для городчуков укладе, пенсионер Василий упомянул занятие жителей, о котором известно давно. Давид-Городок и его обитатели славятся «гандлем» — выращиванием рассады, либо просто семенами овощей и цветов. Поговаривают, что этот бизнес прижился здесь «за польскім часэм» — в 20-30-е годы прошлого столетия. Активно продавать семена (на полешуцком наречии — «выезжали на вЭсну») жители Давид-Городка продолжали и после войны. Торговля шла бойко не только в Брестской области, но и далеко за ее пределами.
Местные жители подтверждают, что еще пару лет назад на здешнем базаре привычным делом было увидеть пару сотен торгующих. Прибыльный промысел освоили жители окрестных деревень, но особенно выгодно было везти семена в другие края.
«Сколько себя помню, люди в Давид-Городке всегда занимались продажей семян, — рассказывает женщина, представившаяся Дарьей Ивановной. — Ездил народ со своим товаром по всему Советскому Союзу и таким образом зарабатывал на жизнь».
По словам собеседницы, у нее самой — 36-летний стаж подобных поездок вместе с другими женщинами. Добиралась она даже до российской Сибири и Дальнего Востока. Дарья Ивановна уточняет, что такие «командировки» в послевоенное время продолжались по полтора месяца. На продажу городчуки везли семена моркови, свеклы, огурцов, помидоров и других традиционных для Полесья овощей. Но и домой порой привозили семена незнакомых ранее сортов овощных культур и цветов.
А еще благодаря этому промыслу появился уникальный вид народного искусства — рисование «тякетак». На небольшие деревянные дощечки наносились изображения цветов и овощей. Затем эти дощечки вставлялись в мешочки с семенами, что помогало лучше ориентироваться покупателям. Старожилы вспоминают: раньше «тякетки» можно было встретить в каждой местной хате, но теперь это редкость. На смену рисованным изображениям пришли печатные, а потому «тякетки» стали раритетом.
А еще благодаря этому промыслу появился уникальный вид народного искусства — рисование «тякетак». На небольшие деревянные дощечки наносились изображения цветов и овощей. Затем эти дощечки вставлялись в мешочки с семенами, что помогало лучше ориентироваться покупателям. Старожилы вспоминают: раньше «тякетки» можно было встретить в каждой местной хате, но теперь это редкость. На смену рисованным изображениям пришли печатные, а потому «тякетки» стали раритетом.
Сейчас бизнес на семенах и рассаде носит, скорее, локальный характер. Городчуки от него не отказываются, однако число желающих торговать вдали от дома заметно уменьшается. Молодежь такая перспектива не прельщает, а старшему поколению уже здоровье не позволяет совершать длительные поездки.
«Наши люди – очень трудолюбивые: из тех же семян и рассады выращиваем на своих огородах овощи не хуже, а может и лучше, чем в теплицах в Ольшанах, — уверяет Дарья Ивановна. – Не используем много химии, удобрений: ведь для себя же стараемся, а не на продажу куда-то…»
Вообще, отношение к работе на земле и собственным посадкам в Давид-Городке особое. Наверняка это связано со своенравной рекой Горынь, которая часто выходит из берегов. Если это происходит, то подтопление может затронуть большую территорию города. Люди старшего поколения помнят времена, когда у всех имелись лодки: весной перемещаться можно было только вплавь.
Фермерские секреты: не только огурцы, но и зелень
Местный фермер Игорь рассказывает, что тоже регулярно «бегает с Конем»: зимняя пора позволяет соблюдать традицию. Но с середины февраля по май мужчина фактически живет в теплице – рядом с будущим урожаем. И так продолжается уже почти два десятка лет.
«Сначала, как и принято у городчуков, вместе с женой торговали семенами, — рассказывает Игорь. — Потом стали держать теплицы– подсмотрели идею в соседних Ольшанах. Начинали с огурцов, но ими занимаются сейчас почти все, и мы решили добавить разнообразия».
По словам фермера, теперь делается акцент на выращивании зелени, спрос на которую есть круглый год. Причем ранней весной тот же базилик или тимьян приносят солидный доход. Нашлось место в парниках и для розмарина, шпината, кинзы: большую часть продукции Игорь везет в Минск.
«Летом трижды в неделю загружаю полный бус свежей продукции и еду на оптовый рынок и по постоянным точкам в белорусской столице, — делится предприниматель из Давид-Городка. — Товар расходится хорошо и это дает стимул продолжать бизнес».
Мужчина уточняет, что в молодости строил планы переехать в Минск. «Но не «зашла» мне тогда столица – слишком шумно, к тому же рано женился, а супруга покидать Полесье не очень хотела», — вспоминает Игорь.
Теперь у него — шесть земельных участков, разбросанных по Давид-Городку. На каждом из них установлен капельный полив, поскольку зелень любит влагу. Фермер сетует: из-за того, что земля в разных местах, больше времени и топлива тратится переезды. К каждой теплице сторожа не приставишь и порой часть урожая за ночь могут хорошенько «пощипать».
Без каких-либо намеков Игорь отмечает, что за Давид-Городком закрепилось звание цыганской столицы Полесья. Почему они облюбовали здешние края – толком никто не знает. Учитывая, что представители цыганской национальности ведут кочевой образ жизни, назвать их точное количество трудно. По версии местной милиции, которую озвучили журналистам государственных СМИ, в Давид-Городке могут проживать три-четыре сотни цыган. При этом общее число жителей города составляет теперь менее шести тысяч человек.
Хотя людей становится меньше, Игорь верит, что ситуацию удастся переломить. «Кто-то из молодежи не видит перспектив, чтобы оставаться на малой родине, но мне кажется бизнесу здесь есть куда развиваться».