К 2025 году в Беларуси собираются определиться, кого исключить из нового издания Красной книги. С этой целью ученые проводят мониторинг численности животных. Принимать решение будет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе данных Академии наук.
Как выяснилось, под угрозой находится бурый медведь. На его исключении настаивает бывший глава МВД, а ныне руководитель Белорусского общества охотников и рыболовов Игорь Шуневич. Он считает, что медведей в Беларуси слишком много и они опасны для людей.
Игорь Шуневич также настаивает, что нужно исключить из Красной книги зубра, рысь и барсука. Охотников поддерживают в Министерстве лесного хозяйства, а вот в Минприроды с этим пока не согласны.
Что будет с медведем?
Один из белорусских биологов отмечает, что точной информации о численности бурого медведя в стране нет. В Белстате за последние пять лет называли такие цифры: в 2019 году — всего 19 особей, в 2020-м – 42, в 2021-м – 580, а в 2022 и 2023 годах – по 700.
Эти данные получены на основе опроса пользователей охотничьих угодий и ученых (погрешность — до 50%). Как поясняет биолог, такая статистика не выдерживает никакой критики. По его словам, самая большая популяция белорусских медведей — в Березинском заповеднике. В 2020 году там было учтено не менее 84 особей.
“И рост был постепенным, начиная с 2005 года — в два раза”, — отмечает собеседник.
В 2023 году специалисты Академии наук утвердили рекомендации по учету медведя в Беларуси. Теперь подсчеты должны стать точнее. Но Белорусское общество охотников и рыболовов уже настаивает на исключении животного из Красной книги. В этой организациим выступают за то, чтобы в местах наибольшей концентрации медведя была разрешена охота. По словам Игоря Шуневича, медведи стали чаще выходить к людям, а это повышенная опасность.
Биолог же отмечает, что многолетние наблюдения показывают, что белорусский медведь держится очень осторожно. Это животное предпочитает избегать человека.
“С послевоенного времени не было случаев, чтобы в Беларуси человек погибал от медведя, — говорит специалист. — Конфликты случаются, но они единичны».
Так, в 2015 году в Лепельском районе женщина пришла в лес за ягодами. Она столкнулась с медведем, который ударил по бедру и убежал. Три года спустя в Витебском районе пьяный мужчина решил сначала погладить медведя. Потом захотел покормить вареньем животное, которое зашло к нему во двор. Когда медведь в ответ напал на него, это увидели соседи, начали громко кричать. Таким образом они испугали животное — медведь убежал в лес.
Перед походом в лес опрыскать одежду духами
73% белорусских медведей живут в Витебской области, еще 24% — в Минской. Местные власти регулярно предупреждают жителей, как правильно вести себя в лесу, где можно встретить медведя. Например, перед выходом следует опрыскать одежду духами. В самом лесу рекомендуется периодически включать на телефоне громкую музыку, хлопать в ладоши.
Кроме заботы о людях, есть у охотников и другие аргументы. Еще один представитель общества охотников и рыболовов не скрывает, что медведи для них — конкуренты.
“Мы все-таки охотпользователи: растим животных, охотимся, зарабатываем на этом. Поэтому конкуренты для нас — не очень хорошо. И чем их становится больше, тем нам хуже”, — заявил в эфире государственного телевидения Сергей Цебрук.
А еще охота на медведей — дополнительный заработок. Например, предприятие Минлесхоза “Белгосохота” предлагает организовать охоту на медведя в России. Стоимость пакета — почти 3500 евро за трофей ростом до 100 сантиметров. Если медведь выше, нужно доплатить от 1350 до 2250 евро).
Однако по мнению Минприроды, численность медведя в Беларуси еще не достигла оптимального значения. Это означает, что в стране пока не обеспечено сохранение вида в долгосрочной перспективе. Такой аргумент важен, чтобы животное оставалось под охраной.
Охота на медведей в Беларуси запрещена с 1930-х годов, а случаи браконьерства достаточно редкие. Однако недавно в Витебской области задержали сразу 19 охотников, которые арендовали вертолет, чтобы застрелить медведя. Фигурантам уголовного дела грозит до шести лет колонии, ущерб государство оценивает в 48 тысяч рублей.
Зубр тоже в опасности?
Беларусь занимает первое место в мире по численности вольно живущих зубров — 2,7 тысячи. Животное находится под особой охраной с 1946 года, однако с 2005 года разрешена охота в исключительных случаях.
Речь идет о старых животных, больных и рожденных с отклонениями. Их заносят в резервный генофонд. Колбаса и тушенка из мяса зубра, которую производят в Брестской области, получена именно после таких отстрелов. На сайте “Белгосохоты” указано, что в год выдается не более 10 разрешений.
В национальном парке “Беловежская пуща” есть расценки на такую охоту. Разрешение на добычу зубра в возрасте до года стоит от 1200 рублей. На молодняка в возрасте до 2 лет сума увеличена до 2600 рублей. А вот охота на взрослого нетрофейного зубра составит от 6000 рублей. Цены для иностранцев нужно умножать на два: иногда стоимость охоты доходит до 40 тысяч евро.
Проблема в том, что в Беларуси нет системного контроля. Порой трудно понять, действительно ли охотники убивают животных из резервного генофонда. Более того, власти все время изменяют критерии. Так, с 2021 года разрешен отстрел здоровых животных, если их численность в микропопуляции превышает 350 особей.
В обществе охотников считают, что и этого недостаточно. “Поскольку зубрам сейчас ничто не угрожает, изымать их можно уже не единицами, а десятками, как мы считаем, исходя из количества, динамики восполнения стада”, — заявил в телеэфире Игорь Шуневич.
Однако Минприроды такие радикальные предложения пока не поддерживает.
“Что касается таких видов, как зубр, рысь, медведь, барсук, предлагается снизить охранный статус”, — заявил на коллегии министерства глава ведомства Андрей Худык.
Понижение охранного статуса значит, что вид больше не считается на грани исчезновения. Тем не менее, он все равно нуждается в особой охране.
Читайте также:
В Пинске наказали за браконьерство, а в Ганцевичах – за вырубку леса