Почему «круги» лучше «каденции»
– Максим, вы работаете на литовскую фирму, перевозите цветы из Евросоюза в Россию. На дальнобойной терминологии такой маршрут называется «на кругах», а есть ещё у водителей понятие «каденция» (когда работают, месяцами перевозя грузы по Европе). Расскажите, какой формат работы вы считаете лучше, и почему?
– «Каденцию» я не рассматриваю, потому что для меня это тяжело морально – находиться по 3-5 месяцев в дороге, не бывая дома. Здесь же я периодически заезжаю домой, график у меня совершенно другой. Второй нюанс – это заработок. Я приехал сюда зарабатывать, а «на кругах» я зарабатываю однозначно больше, чем «на каденции».
Те ребята, которые изначально идут «на каденцию» — они больше водители-международники, они ни за что не отвечают, их работа заключается в том, что они водят автомобиль. А у меня специфика другая, нас называют дальнобойщиками, потому что мы работаем с документами, мы проходим границы, отвечаем за груз, сами грузим, выгружаемся, общаемся с клиентами, следим за машинами. То есть, всё на нас.
Ну и меня не устраивает их формат работы, потому что я привык двигаться. Для меня лучше, если буду больше работать, больше зарабатывать.
Справка.
Максиму из Могилёва 34 года. До того, как стать дальнобойщиком, он отслужил в армии и думал связать свою жизнь с силовыми структурами. Но понял, что это не его, и уже 13 лет работает в сфере грузоперевозок. Начинал с фирмы «Омега» под Оршей, через год устроился в Смоленский «Карголайн», отработал два года. Затем устроился в литовской «Girteka», где семь лет работал «на кругах». Последние три года работает в другой литовской фирме «Jusema» возит цветы, также «на кругах». Ведёт популярный ютуб-канал «Макс Дальнобой».
«После аварии я думал, что уже никогда не вернусь за руль»
– Трудная ли жизнь дальнобойщика, насколько угнетает длительное расставание с семьёй?
– Я поэтому тоже и выбрал «круги», потому что периодически заезжаю домой, могу заехать на сутки. Это дорогого стоит. На «каденции» себе такого позволить не могут. И график работы у меня такой: месяц работаю, месяц отдыхаю. Поэтому я чаще нахожусь дома с семьёй.
Но после аварии, в которую я попал, я начал переосмысливать расставание с семьёй. Для дальнобойщика тяжёл не только момент расставания, но и то, что это очень опасная профессия, в которой в любую секунду может что-нибудь произойти, как это было со мной. Я считал себя профессионалом, стаж у меня большой, но всё может повернуться не в вашу сторону.
– Немного подробнее об аварии.
Столкнулся лоб в лоб с другой фурой, в которой погиб водитель. Кое-как я сам выкарабкался, мой напарник кое-как выкарабкался. Так что я убедился на собственном опыте, что это очень опасная профессия, никогда не знаешь, что тебя ждёт за следующим поворотом. Поэтому обращаюсь ко всем дальнобойщикам с просьбой быть аккуратными и внимательными на дорогах.
Справка.
Эта авария случилась 16 апреля 2023 года. В России на большой яме на дороге у Максима выбило руль, машину отбросило на встречку, где она столкнулась с другой фурой. Водитель той фуры погиб. Максим и напарник получили серъёзные травмы. Максиму делали операцию, а за руль он смог вернуться только через полгода. Ямы, на которых произошла авария, дорожники укатали уже на следующий день.
– Насколько сложно психологически вернуться за руль после аварии?
– После аварии я думал, что уже никогда не вернусь за руль, настолько психологически это было сложно. Но сильно помогли семья, друзья, которые вытянули из этой ямы. А когда через полгода я сел за руль, то уже страха никакого не было, будто этого промежутка и не было. Психологи мне говорили, что если бы я попал в ДТП, цепанув обочину, я бы боялся обочины. Если бы я уснул, и меня выкинуло на встречку из-за сна, я бы боялся встречки и мог бы вообще за руль не сесть. А так как у меня ситуация, когда внезапно выбило руль, психологи сказали, что будешь чаще притормаживать перед ямами. Оно так и выходит – я перед ямами конкретно скидываю скорость. Ям боюсь теперь.
С напарником удобнее
– Вы работали в команде с напарником. Многие водители (если это не семейный экипаж муж и жена) говорят, что в бытовом плане это очень трудно, мол, напарник стесняет. А какие плюсы вы видите в работе с напарником?
– С напарником мы работаем уже больше шести лет и у нас ни разу не было ни одной конфликтной ситуации. Всё зависит от того, какие вы люди, какие у вас характеры, как вы относитесь к человеку. Для нас работа вдвоём – это взаимовыручка, в любой ситуации мы можем помочь друг другу. Во-вторых – это веселее, есть с кем поговорить, тем для разговора очень много. И третий нюанс – машина никогда не стоит, на ходу можно приготовить и покушать, пока напарник за рулём, сделать кофе.
Про зарплаты
– Работая «на кругах», сколько зарабатываете? Какие вообще зарплаты у дальнобойщиков разных сфер?
– В «каденции» можно зарабатывать от 80 до 115 евро в день, в зависимости от фирмы, от того, какая у вас сцепка: тент, рефрижератор, автовоз, опасные грузы. Зависит от того, что вы возите, от направления. Возьмём зарплату 90 евро на «каденции». Если умножать на 30 дней, то выйдет 2700 евро. Продукты вы покупаете за свой счёт. Тут уже по-разному – кто-то тратит 300 евро, а кто-то и 700 за «каденцию».
«На кругах» тоже может быть разная специфика начисления зарплаты – от километража, который мы проедем, это может быть ставка, от фрахта. На нашей фирме ставка. Независимо от того, за сколько я сделаю рейс, я получу фиксированную оплату. Один круг у меня получается в среднем 1300 евро. Таких кругов я могу сделать примерно 4 в месяц.
– В Польше и Литве работают десятки тысяч дальнобойщиков из Беларуси. Их не смущает даже повышенная плата за коммуналку, или планы по введению для них платной медицины. А как вы считаете, почему именно в фирмы ЕС идёт молодёжь, когда в Беларуси не хватает несколько тысяч водителей? Дело в зарплатах?
– Многих молодых водителей манит ещё и то, что работая в Европе, они смогут посмотреть мир, побывать в разных странах и получать от этого удовольствие, при этом получая заработную плату. У нас в Беларуси много транспортных компаний, но они не могут сравниться с тем, что может предложить ЕС в плане зарплат. Ну и по своему опыту скажу – вы заработаете зарплату и с вас ещё могут удержать за какие-то пережоги. Это практикуют у нас, в странах СНГ. В Европе такого нет.
Платная медицина повлияет на место работы дальнобойщиков?
– Как лично вы относитесь к идее вводить платную медицину в Беларуси для дальнобойщиков, работающих в странах ЕС?
– Что касается медицины, я уже очень давно пользуюсь услугами платной медицины. Посудите сами, чтобы бесплатно попасть к какому-нибудь врачу, нужно записываться за пару месяцев. С нашим графиком работы это просто невозможно. Поэтому, чтобы ускорить процесс, я всегда пользуюсь платной медициной. Я считаю, что для дальнобойщиков платная медицина давно не в новинку, они ей пользуются исходя из того, что чисто физически не могут попасть к бесплатному врачу.
Повидал всю Европу
– Кроме того, что крутите баранку, удаётся ли отдохнуть, какие-то достопримечательности повидать в других странах?
– Когда я работал в большой транспортной компании, как «Girteka», то было достаточно времени для посещения достопримечательностей. Много где бывал, гулял по незнакомым городам, обколесил всю Европу, Балканы, не был только в Англии и Норвегии. Из того, что запомнилось, это, конечно же, Рим (Колизей и Ватикан), Париж (Эйфелева башня).
А так, в любой город в Европе приедешь – есть и парки, памятники, достопримечательности, музеи, развлечения. Пользовался путеводителями, приложением maps.me, там очень много достопримечательностей, что можно посмотреть в любом городе.
А сейчас, работая «на кругах», у нас совершенно нет времени, потому что машина нон-стоп, как трамвай, едет по одному маршруту Нидерланды-Москва. Этот маршрут мы обколесили настолько, что тут даже уже нечего и смотреть.
– В каких странах вам больше всего нравится ездить, а в каких – меньше, и почему? И где вам было труднее всего?
К любимым странам могу отнести Испанию и Италию, там я больше всего кайфовал от видов и атмосферы – дружелюбные люди. Неприятно было ездить в Грецию через Балканы, потому что каждая страна – пересечение границы. Было сложно из-за этих постоянных «колеек».
– Для тех, кто работает «на кругах», приходится пересекать границу Беларуси и стран ЕС. Это же стоять-толкаться иногда неделями. Чем можно заниматься в этой очереди, насколько трудно стоять?
– По переходу границ, я скажу за себя. Мы возим скоропортящийся товар – цветы. Максимум, что мы стоим «в колейках» — двое суток. Для меня это – выспаться, привести себя в порядок, убрать в машине и это время пролетает. Для тех ребят, которые возят не скоропортящийся товар и стоят там по неделе, я думаю, время тянется очень долго.
Про соцсети, питание и что советует молодым ребятам
– У вас довольно популярный ютуб-канал и другие соцсети, в которых вы рассказываете о жизни дальнобойщиков. Для чего его завели?
– Да, я давно веду соцсети. Один ютуб-канал был утерян, потому что вскрывали машину, украли всю технику, и так лишился доступа до первого канала. Заводил канал для того, чтобы заводить новых друзей, новое общение. Когда у тебя много подписчиков, в каждой стране можно найти человека, который может в чём-то помочь, подсказать. также, именно ютуб я завёл, чтобы в долгосрочной перспективе это была память детям, внукам.
– «Бывало, ездили с мужем в рейс, так ощущение, что в машине вкуснее, чем на кухне». Такое мнение оставила подписчица у вас в комментариях. А расскажите о питании дальнобойщиков. Может за это время что-то новое для себя попробовали в далёких странах?
– Пробовал кухню каждой страны, в которой я бывал. И скажу так, что всё-таки тянет к домашнему. А насчёт того, что в кабине вкуснее, чем дома, это так и есть, в кабине получается своя атмосфера, получается не так, как дома.
– Что бы вы посоветовали молодым ребятам, которые ещё только подумывают пойти в дальнобой? На что стоит обратить внимание, как сделать первые шаги, как лучше искать первую фирму?
– На ранних стадиях, чтобы не разочароваться, нужно выбрать сразу хорошую фирму. Потому что разочароваться можно с первого же рейса. Блогеров очень много в инстаграме, в ютубе, многие рассказывают кто где и как работает. Лучше всего получать отзывы о фирме у тех водителей, которые там работают. Если звонить в отдел кадров – у них всё хорошо, а по факту может выйти иначе. Рекомендую не спешить с выбором, смотреть чаты дальнобойщиков.
Читайте ещё:
Профессия мечты: почему инженер выбрал дальнобой и ведёт свой блог