Кладбище. От этого слова во все времена веяло какой-то мистикой и непостижимой тайной бытия. В каком-то смысле это тот же город. Город тех, кого уже нет с нами. От них осталась только память: иногда боль, иногда скорбь, иногда просто ускользающие воспоминания…

Читайте "Першы" в:

Но тут следует заметить, что это не только место последнего земного пристанища. Это еще и немой свидетель истории. Прошлое и настоящее любого населенного пункта и его жителей, оказывается, можно изучать и через призму истории его кладбищ. В предложенной статье мы попробуем сделать это на примере Барановичей.

Некрополь № 1

Самое первое кладбище на территории будущего города появилось в 1888 году на месте сегодняшней площади Ленина, здания горисполкома, сквера с фонтаном «Каменный цветок» и северной части детсада №4. Это было место упокоения служащих расквартированной здесь в 80-годах годах позапрошлого века железнодорожной бригады.

Барановичи, железнодорожной бригады
Служащие железнодорожной бригады в Барановичах. Архивное фото

Изначально оно занимало площадь около одного гектара. Было огорожено земляным валом (впоследствии и забором), разбито на аккуратные участки, разделенные посыпанными песком дорожками. Могилы умерших и погибших обозначались выкрашенными крестами, на которых указывались ФИО, даты рождения и смерти, а также номер воинской части.

Встречались и нестандартные захоронения. Их обустраивали за свой счет друзья и товарищи почивших воинов. Через 12 лет после открытия для совершения чина погребения на кладбище была выстроена часовня в честь благоверного князя Александра Невского.

Церковь святого благоверного князя Александра Невского
Церковь святого благоверного князя Александра Невского

С началом Первой мировой войны здесь стали хоронить русских солдат и офицеров «в великую годину испытаний живот свой за Веру, Царя и Отечество положивших». То есть, умерших от ран в местных лазаретах или в проезжающих через Барановичи санитарных поездах. В память о них на бригадном кладбище в 1915 году был воздвигнут целый мемориал.

Мемориал русским солдатам, погибшим в Первую мировую войну

В период оккупации Барановичей войсками Германской и Австро-Венгерской империи в 1915-1918 годах здесь хоронили уже военнослужащих этих армий. Затем предавали земле жертв Советско-польской войны, а последние погребения (солдат вермахта) были проведены в начале 40-х годов ХХ века.

Могилы солдат кайзеровской армии
Могилы солдат кайзеровской армии

Вскоре после Отечественной войны в марте 1947 г. Барановичским облсоветом было принято решение «О ликвидации кладбища, размещенного в центре города, и о порядке сноса надмогильных памятников». Уже в 1949 году оно было исполнено.

Танцы на костях

Впрочем, исполнено довольно своеобразно: надмогильные плиты, в том числе и с мемориала русским воинам «от Верховного Главнокомандующего и Его Штаба», освященного в присутствии Николая II, во время одного из его приездов в Ставку, пошли на обустройство городских улиц. А покоившиеся на бывшем кладбище останки… Говорят, те, что откопали при строительстве здания горисполкома – вывезли на скотомогильник, а те, что не потревожили, так и остались лежать в земле.

Границы кладбища в 40-е годы прошлого века на современной карте Барановичей
Границы кладбища в 40-е годы прошлого века на современной карте Барановичей

Не секрет, что и по сей день при земляных ремонтных или строительных работах ковш экскаватора нет-нет да вывернет на поверхность в самом центре города человеческие кости. Так было в восьмидесятые, во время прокладки коммуникаций на месте строительства фонтана «Каменный цветок», в девяностые, при проведении ремонтных работ.

Последний раз человеческие останки были извлечены в начале 2000-х, когда посреди площади Ленина рыли котлован для установки металлического каркаса новогодней ёлки. Тогда выкопали два оцинкованных гроба, вероятнее всего солдат кайзеровской армии. Их затем перезахоронили на кладбище «Русино».

Местные краеведы неоднократно поднимали вопрос об этичности проведения общегородских массовых мероприятий (в том числе детских новогодних гуляний) на месте бывшего массового захоронения. Однако никакой реакции ни от общественности, ни от городских властей, ни от местного духовенства так и не последовало.

Дорожка к зданию горисполкома проходит через бывшее кладбище
Дорожка к зданию горисполкома проходит через бывшее кладбище

Сегодня единственным зримым напоминанием о бывшем бригадном кладбище являются дугообразные входные ворота. Они появились, скорее всего, в 30-х или 40-х годах прошлого века и вели к упорядоченным и благоустроенным захоронениям военнослужащих Германской императорской, а позднее и гитлеровской армий.

Первое еврейское

В конце XIX начале XX веков и позже большинство жителей местечка, а затем и города Барановичи, исповедовали иудаизм. Поэтому примерно в одно время с православным бригадным кладбищем появилось и еврейское. Оно находилось в районе современных улиц Куйбышева, Чернышевского, Лазо и Рагули. Одними из первых на нем были захоронены два утонувших еврейских мальчика.

Кладбище действовало до начала сороковых годов. Самое массовое захоронение было осуществлено на нем в конце июня 1941 года, когда фашисты расстреляли там около тысячи евреев.

После войны кладбище не возобновляли. Надгробия (по-еврейски – «маццевы»), растащили местные жители. Их фрагменты с надписями на идиш пошли на фундаменты новых домов и хозпостроек, а территория кладбища со временем превратилась в обычный пустырь, огороженный кустами и хлипким забором. Местная ребятня собиралась там, чтобы погонять мяч, через него они срезали путь в школу, а живущие поблизости пьянчужки устраивали там свои немудреные посиделки.

По воспоминаниям местных жителей, при строительстве магазина по ул. Лазо были выкопаны человеческие кости, которыми местные мальчишки с упоением пугали девочек. Это свидетельствует о том, что переносом кладбища никто не занимался и останки умерших жителей Барановичей и расстрелянных узников гетто до сих пор остаются в земле.

Сегодня старое еврейское кладбище является мемориальным комплексом
Сегодня старое еврейское кладбище является мемориальным комплексом

В начале девяностых на месте старого еврейского кладбища обустроили мемориальный комплекс, где по просьбе родных и близких перезахоронили останки их родственников, погибших в период фашисткой оккупации Барановичей. Обнесенный забором, он занимает сегодня четверть площади бывшего некрополя.

Жизнь продолжается

В 60-е годы прошлого века в Барановичах снова появилось кладбище для лиц иудейского вероисповедания. Как ни странно, но землю для него городские власти выделили с южной стороны старого католического погоста, что находится в самом конце ул. Куйбышева. Поначалу оба кладбища разделял массивный забор. С годами он почти весь обрушился, оставив после себя лишь бетонные столбы.

Еврейский участок католического кладбища
Еврейский участок католического кладбища

Есть основания полагать, что среди первых захоронений были останки, перенесенные туда со старого еврейского кладбища. Наиболее активным периодом погребений стали 70-е годы прошлого века. Действовало еврейское кладбище, как и православное на ул. Загородной, до тех пор, пока в первой половине 80-х не открылось новое – у деревни Русино. Там уже не было каких-то конфессиональных разделений, все покоились на одном погосте.

Один из памятников на кладбище
Один из памятников на кладбище

С еврейским кладбищем на Куйбышева связана неприглядная история бытового антисемитизма. Дело было в конце 90-х годов, точнее, в начале мая 1999-го. Родственники, пришедшие навестить могилы своих близких, обнаружили тогда неприглядную картину: погнутые прутья ограды, сорванную калитку, покореженные и опрокинутые надгробия.

По словам М.Г. Каплана, одного из постоянных посетителей, это был не первый случай вандализма на здешнем кладбище. За последние два года он уже трижды приводил в порядок могилу своего отца…

Кладбище на Загородней

Как известно, датой образования города официально считается 1871 год. А первое приходское кладбище, как отмечает в своей книге «История православных храмов г. Барановичи» протодиакон А. Горбунов, появилось только в 1906-м. Да и то, за семь лет там было обустроено всего 306 захоронений. Вопрос: где же тогда местные жители хоронили своих усопших родственников? Оказалось, что в основном в близлежащих деревнях и местечках – в Новой Мыши, Колпенице, Крошине.

Фрагмент старинного памятника
Фрагмент старинного памятника

Это связано, вероятно, с устоявшейся традицией и с тем, что в указанных населенных пунктах с давних времен существовали приходские церкви, где и отпевали умерших.

Сохранившийся фрагмент памятника 1912 года
Сохранившийся фрагмент памятника 1912 года

Сегодня одной из самых старых могил на городском кладбище можно считать захоронение 1912 года. На полуразрушенном памятнике еще можно прочесть: «Сергей Дорошевичъ, ж. 43 г., ум. 16 августа 1912 года, память жены и детей». Несколько могил того же периода, а также с десяток захоронений 20-30-х годов находятся у главных ворот, что по ул. Загородной. В основном же на этом кладбище хоронили с середины 50-х и последующих годов.

Мемориал советским воинам, партизанам и подпольщикам в Барановичах
Мемориал советским воинам, партизанам и подпольщикам в Барановичах

Здесь много могил советских воинов и подпольщиков, погибших в годы Великой отечественной войны. Сразу после освобождения Барановичей они были захоронены в разных местах, но затем, в основном в начале 60-х, когда формировалась центральная часть города, их прах был перенесен на городское кладбище. Сегодня там насчитывается больше десятка братских могил и примерно столько же индивидуальных захоронений.

Среди последних могилы дважды Героя Советского Союза М.Т. Степанищева, Героев Советского Союза И.П. Лисина, В.И. Матронина, А.Г. Наконечникова, В.З. Царюка, генерал-майора И.Л. Рагули, подпольщика Н.Ф. Дорошевича и членов его семьи.

Воинские захоронения, располагавшиеся на месте северного крыла дома № 84 по ул. Советской, перенесены на ул. Загородную
Воинские захоронения, располагавшиеся на месте северного крыла дома № 84 по ул. Советской, перенесены на ул. Загородную

Кладбище на Загородной было закрыто еще в 80-х. Однако, на могилах по-прежнему появляются свежие цветы, а сами памятники нередко обновляются.

Продолжение следует. Предыдущую часть читайте по ссылке.