Ещё пару лет назад строительство и ремонт автодорог в Беларуси проходило во многом за счет финансирования европейских фондов и Всемирного банка. На это тратили даже не миллионы, а миллиарды евро. Теперь ситуация иная, а главная автомагистраль страны снова нуждается в реконструкции.

Читайте "Першы" в:

Магистральная автодорога М1 «Брест (Козловичи) — Минск — граница РФ (Редьки)» не просто так получила в народе название «олимпийки». Её строительство приурочили в своё время к Олимпиаде 1980 года, проходившей в Москве. С тех пор какие-то ремонтные работы велись, но дорожники констатировали: трасса нуждается в капитальном ремонте.

Дорожники констатируют, что трасса М1 нуждается в капитальном ремонте.

У белорусских властей на сей счёт были грандиозные планы. В начале 2020 года сообщалось, что концепция реконструкции трассы М1 предполагает создание автомагистрали бесперебойного движения. То есть, на пути от Бреста до Москвы должен был появиться полноценный автобан.

Громадьё планов за западные деньги

В мае 2021 года появилась информация, что разрабатывается масштабный проект. Он предполагал, что реконструкцию белорусского участка трассы М1 удастся реализовать до 2030 года. Чуть позднее премьер-министр Роман Головченко озвучил и приблизительную стоимость — 1,9 миллиарда долларов.

На тот момент, по словам главы белорусского правительства, шла «отработка схемы финансирования». На какие источники надеялись власти — большим секретом не было. До 2020 года строительство и ремонт автодорог в Беларуси осуществлялись во многом за счет денег европейских фондов и Всемирного банка.

После финансирования за счёт Всемирного банка трасса М1 стала платной

Было время, когда чиновники даже гордились, что с 2008 года страна получила на реализацию инфраструктурных проектов (включая реконструкцию дорог) около 5,3 миллиарда евро. Но теперь это всё в прошлом. Как раз в 2020 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приостановил финансирование государственных проектов в Беларуси. Ещё два года спустя — на фоне событий в Украине — доступ к средствам ЕБРР для нашей страны был закрыт полностью.

Как выглядит маршрут по трассе М1

Справимся сами за счёт бюджета?

Какое-то время на подобные ограничения власти старались внимание не обращать. Дескать, справимся и своими силами. В конце марта 2023 года Александр Лукашенко потребовал вернуться к масштабному строительству бетонных автомагистралей.

«Мы же закупили до этих ещё санкций самое современное оборудование. Бетонные дороги – это наше спасение в наших погодных условиях, это долговечность», — заявил Лукашенко.

За счёт бюджетных средств дорожники успели завершить проекты, которые финансировались международными организациями. Среди них был и проект «Республиканские мосты и реконструкция автодороги M-3». Но браться за новые уже не рискнули.

На реконструкцию трассы М1 нужны большие деньги

В сентябре 2023 года начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Минтранса Сергей Леончик вынужден был признать: реконструкция главной магистрали пока не планируется.

«У нас была разработана концепция реконструкции М1 с доведением её параметров до автомагистрали, — сказал Сергей Леончик на пресс-конференции. — Этот проект потребует достаточно серьёзных финансовых расходов. Пока было принято решение, что мы будем проводить не реконструкцию, а ремонт участков, необходимый для поддержания дороги в нормальном состоянии».

Поможет ли Россия с ремонтом автомагистрали М1?

Россия и Китай вкладываться не спешат

Представитель Минтранса объяснил, что для М1 нужны очень серьёзные суммы и говорить о реконструкции всей трассы не приходится. А потому власти решили переключиться на местные дороги, чтобы привести их в хорошее состояние.

«Когда мы это сделаем, нам будет по силам перейти на такие масштабные проекты», – пообещал Сергей Леончик. А когда они это сделают? Местные дороги обещали завершить ремонты в 2024 году, который уже на исходе. Кстати, а напишите, все ли местные дороги отремонтировали. Адрес эл.почты: media.gnc1@gmail.com

Для справки: Республиканская магистральная автодорога М1 «Брест (Козловичи) — Минск — граница РФ (Редьки)» проходит по Витебской, Минской, Гродненской и Брестской областям. Она является частью европейского маршрута E30 и панъевропейского транспортного коридора II (Берлин — Нижний Новгород).

Станет ли когда-нибудь трасса М1 автобаном?

Обращает на себя внимание ещё одна фраза чиновника с той пресс-конференции.

«Ведём работу с российскими и китайскими партнерами, но пока её результаты достаточно сложные. Тут нужно отметить взвешенную позицию Беларуси и достаточно выжидательную позицию наших партнеров из КНР и РФ», — пояснил Сергей Леончик.

То есть, после ухода Всемирного банка и европейских фондов заинтересовать россиян и китайцев никак не получается. Связываться с дорожным строительством в Беларуси стратегические союзники и партнеры почему-то не хотят.

Лучик надежды для белорусских властей появился в начале декабря 2024 года. На тему дорог высказался председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Николай Подгузов.

«Проект реконструкции трассы М1 — трансграничный. И если такая необходимость возникнет и будут заявки, то мы будем им заниматься», — отметил Николай Подгузов.

Правда, упомянул он при этом некие «грантовые инструменты и иное финансирование». То есть заполучить деньги ещё надо будет постараться даже на условиях возврата.

Состояние дорожного покрытия на М1 оставляет желать лучшего

Проблемы не только на «олимпийке»

От прекращения западного финансирования пострадала и реконструкция автодороги М3 Минск – Витебск. Там планировалось чинить трассу за счёт европейских средств, а пришлось искать деньги в бюджете.

Ещё более туманными выглядят перспективы автомобильной дороги М10, связывающей Кобрин с Гомелем. Как сообщил министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович, Евразийский банк развития отказался выделить финансирование на реконструкцию. Работы там белорусской стороной начаты, но пока рассчитывать приходится только на собственные средства.

Зато приоритетом стали республиканские дороги в сторону Санкт-Петербурга. И это не просто так. Белорусские власти надеются, что транспортный коридор в сторону российских портов позволит увеличить возможности экспорта.

Откуда возьмутся деньги на капитальный ремонт белорусских дорог

К примеру, раньше калий отправляли по железнодорожной ветке в Литву или Латвию, а уже оттуда морским путём по всему миру. Однако из-за санкций со стороны Евросоюза этот маршрут исчез. Более того, оказалось, что железная дорога к российским портам на Балтике не предусматривает грузовые перевозки в больших масштабах. Поэтому выстраивать логистику приходится, используя возможности автомобильных дорог. Реконструкцию одной из них — Р46 от Лепеля до Полоцка — хотят завершить в 2026 году.

Ранее «Першы» сообщал, какие дороги в Беларуси должны были отремонтировать и построить в нынешнем году.