Оказывается, наряду с такими направлениями туризма специальных интересов, как: гастрономический, экологический, религиозный, лечебно-оздоровительный, круизный, генеалогический, транспортный, сельский и т.п., существует, согласно wikipedia, «разновидность туризма, связанная с посещением мест и достопримечательностей, исторически связанных со смертью и трагедией».
Кому-то может показаться, что это все придумки пресыщенного современного обывателя. Но это не совсем так, на самом деле, темный туризм уходит своими корнями еще в эпоху гладиаторских боев и публичных казней средневековья. Да и в более поздние времена любознательных граждан как магнитом притягивали места, связанные с громкими убийствами, массовыми захоронениями, историческими битвами и всевозможными катастрофами. Естественно, под спрос зарождаются и соответствующие предложения…
***
Мы неоднократно писали о достопримечательностях города Барановичи и Барановичского района. Теперь же возникла идея взглянуть на упомянутый райцентр с точки зрения темного туризма. А чем мы хуже продвинутых европейцев или американцев, которые давно уже превратили данное направление в весьма прибыльный и динамично развивающийся бизнес!?
Фабрика смерти
Самое интересное, что в Барановичах мест, связанных со страданиями, смертью, гибелью и катастрофами, предостаточно! Это и традиционные кладбища (бывшие и настоящие), и места массовой гибели людей, и территории невыносимых страданий. Да и техногенные катастрофы здесь, оказывается, тоже случались. И обо всем этом мы как раз и намерены рассказать в данном материале. Но, давайте обо всем по порядку.
Итак, если речь зашла о местах массовой гибели людей, то уместнее всего было бы вспомнить Вторую мировую войну и, пользуясь случаем, в очередной раз почтить память ее жертв.
Сначала немного шокирующей статистики. Согласно Акта, составленного «Барановичской городской комиссией содействия в работе Государственной Чрезвычайной Комиссии по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков», в городе и его окрестностях за период оккупации было истреблено 128 110 человек. Это при том, что согласно архивным данным, накануне войны здесь проживало всего 35 847 жителей. Возникшее несоответствие можно объяснить лишь тем, что нацисты за время оккупации превратили Барановичи в настоящую фабрику смерти, где массовому истреблению были подвергнуты не только местные жители, но и десятки тысяч людей, согнанных в город и окрестности специально для уничтожения.
Жертвы холокоста
С самых первых дней оккупации нацисты объявили лиц еврейской национальности вне закона. Им под страхом смерти запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, находиться на территории парков и общественных мест, посещать школы, появляться вне дома без специальной желтой нашивки на одежде. Любой мог безнаказанно избить еврея, ограбить и даже убить.
Их участь была предрешена уже в сентябре 1941 года в рамках «окончательного решения еврейского вопроса». Но процесс уничтожения фашисты решили растянуть во времени. Зачем? А чтобы «выжать» из обреченных людей по максимуму, в том числе, и в качестве бесплатной рабочей силы. С этой целью всех лиц еврейской национальности разместили в специальном гетто, куда также согнали часть евреев из Городища, Новой Мыши, Новоельни, Новогрудка и еврейских беженцев из Польши и Чехословакии.
Трудоспособных заставляли вкалывать по 10-12 часов в сутки за 200 граммов эрзац-хлеба в день и килограмм крупы в месяц. Неработающим старикам и детям продукты вообще не выдавались. За пронос еды на территорию гетто узников нещадно избивали.
Систематические казни начались уже в первые дни. Вывозили десятками и сотнями в безлюдные места и там безжалостно расстреливали. После войны массовые захоронения были обнаружены в районе «зеленого моста», вагонного депо, на старом еврейском кладбище (ныне улица Чернышевского), в поле между деревнями Узноги, Грабовец и Глинище и во многих других местах.
В 1942 году убийство мирных жителей было поставлено уже на поток. Ликвидировали барановичское гетто в три этапа: в марте, сентябре и декабре. Всего было убито и замучено по разным данным больше 18 000 человек 12 000 из которых – жители Барановичей. К концу года на въезде в город был установлен знак с табличкой JUDENFREI, что значит «свободный от евреев».
Сегодня об этих страшных событиях горожанам и гостям Барановичей напоминают Мемориальный комплекс по ул. Чернышевского, заложенный евреями Израиля и других стран в память о 12 000 жертв холокоста, а также мемориальный знак в районе «зеленого моста», у которого в 1942 году нацисты расстреляли 3 400 евреев. Наконец, на Т-образном перекрёстке улиц Грицевца и Царюка, позади бывшего Дома офицеров в начале двухтысячных был установлен памятный камень, на котором была прикреплена пояснительная металлическая табличка и в хаотичном порядке разбросано 12 кленовых листьев, символизирующие 12 тысяч зверски замученных горожан иудейского вероисповедания.
Военнопленные филиала «Шталага-337»
Недалеко от шоссе Барановичи – Слоним на выезде из города по правой стороне виден скромный бетонный памятник. На невысоком постаменте стоит скорбящая женщина на фоне каменной стены с элементами кованной металлической решетки.
Этот памятник (на заглавном фото), спроектированный скульптором В. Ягодницким, появился здесь в 1964 году в память о жертвах пересыльного концентрационного лагеря для советский военнопленных. В годы Отечественной войны на этом месте находился один из филиалов «Шталага-337», основная база которого располагалась в район деревни Лесная Барановичского района. Гораздо позже – 9 мая 2005 года – памятник этот стал основой обустроенного здесь мемориального комплекса «Память». Рядом появились гранитные плиты с текстами, посвящёнными горожанам, погибшим в оккупированном гитлеровцами городе и на фронтах Великой Отечественной войны, угнанным в фашистскую неволю.
В самом лагере в нечеловеческих условиях содержалось одновременно до двадцати тысяч советских граждан. Вознаграждением за непосильный рабский труд были издевательские 125 грамм хлеба с опилками и 1,5 л баланды в день при общем расходе не более 2 л воды в сутки на одного пленного. За мельчайший проступок зверское избиение, за более серьезное нарушение – подготовка побега, протест, жалобы от имени других – расстрел на месте.
Особенно туго приходилось в холодное время года. Заключенные содержались под открытым небом, но разжигать костры категорически запрещалось. Постоянное недоедание, каторжный труд и болезни выкашивали десятки узников в день.
По воспоминаниям бывшего заключенного П.А. Смирнова, все находившиеся в неволе были одеты в окончательно износившуюся одежду, кишащую вшами. Издевательства доходили до такой степени, что узники выглядели как скелеты. Многие умирали, а тех, кто не мог больше подняться, достреливали. «За время моего заключения в тюрьме (около 2 лет) только от инфекционных болезней умерло 17 тысяч человек».
Всего же за время существования филиала «Шталаг-337 его жертвами стали более 31 тысячи военнопленных и гражданских. Все они были захоронены в 21 братской могиле тут же на территории нынешнего мемориального комплекса. Как мы уже упоминали выше, это почти довоенная численность населения Барановичей.
Зловещий интернационал
Называя Барановичи времен фашистской оккупации фабрикой смерти, мы, в первую очередь, имели в виду многочисленные жертвы среди советских граждан. Но в этом зловещем правиле были и свои исключения…
«В конце июля 1942 г. на ст. Барановичи в специальных вагонах были привезены чехословацкие подданные из разных городов Чехословакии, преимущественно интеллигенция (врачи, инженеры, учителя и др.) в количестве 3 тыс. человек. По прибытии эшелона на станцию привезенным было предложено оставить все свои вещи, сесть в машины и поехать на обед. Под предлогом обеда их вывозили за город на расстояние 2 км в урочище Гай и там расстреливали. Часть была умерщвлена во время перевозки в «душегубках». Все вещи были перевезены в СД, а затем длительное время вывозились немцами в свои семьи в Германию».
(Из акта Барановичской городской комиссии о массовом истреблении советских граждан на территории г. Барановичи и его окрестностей).
Как выяснилось позже, в «расстрелянном» эшелоне находились граждане разных национальностей: чехи, словаки, австрийцы и др. Есть основания полагать, что прибыли они сюда из нацистского концентрационного лагеря, располагавшегося на территории бывшего гарнизонного города Терезин, что в Чехии.
Если вам знакомо такое выражение, как «потемкинская деревня», то вы вполне можете вообразить, что мог представлять собой «потемкинский концлагерь», которым, собственно, и являлся Терезиенштадт (Терезинское гетто). Среди его узников были еврейские знаменитости подчас с мировыми именами: это и учёные, и литераторы, и музыканты, и художники, и политики, и артисты, и режиссеры, и масса других деятелей науки и культуры. Кстати, одной из жертв Терезина была и двоюродная сестра Альберта Эйнштейна Берта Дрейфус.
В лагере функционировали синагоги и христианские молитвенные дома. Имелись лекционные залы, выпускались журналы, проводились спектакли и выставки. Когда в июне 1944 года сюда с «инспекцией» прибыли делегаты датского «Красного креста», им охотно продемонстрировали школу, больницу, театр, кафе, детский сад и даже плавательный бассейн. Детишки представили гостям оперу, написанную тут же в лагере одним из заключенных композиторов.
Но эта была лишь видимая, точнее, тщательно разрекламированная сторона. За три с небольшим года существования Терезиенштадт через него прошло 140 тысяч человек (среди них 15 тысяч детей), из которых в самом лагере погибло 33 тысячи, а 88 тысяч были умерщвлены в Освенциме и других лагерях смерти. Ну не хотелось нацистам вершить свои злодеяния в центре Европы. Как-то не комильфо. Вот и везли они своих жертв подальше от глаз впечатлительных европейцев на варварский восток, в ту же Польшу и дальше в Беларусь. Три тысячи из них, как мы уже говорили, закончили свой жизненный путь под Барановичами…
«В двух километрах от Барановичей обнаружены две ямы-могилы: первая — 45 м на 3,25 м и вторая — 15 на 4 м. При частичном вскрытии ям-могил в нескольких местах на глубине 0,6-3 м найдены останки трупов в огромном количестве».
(Из акта Барановичской городской комиссии о массовом истреблении советских граждан на территории г. Барановичи и его окрестностей).
Сегодня на месте гибели и захоронения узников Терезинского гетто стоит возведенный в 1972 году мемориальный комплекс «Урочище гай». Созданный скульптором М. Альтшулером и архитекторами М. Миловидовым, А. Мареничем и А. Макаровым. Он был торжественно открыт ровно через 30 лет после той ужасной трагедии.