С 1 ноября 2024 каждый таксист в Беларуси обязан быть включён в реестр автомобильных перевозок в нерегулярном сообщении. Кто в него не попал, теперь считается нелегалом – со всеми негативными последствиями. В реестре содержится информация обо всех участниках рынка: водителях, диспетчерах, компаниях. Власти уверяли, что в стране заблаговременно подготовились к переменам, которые затронут сферу такси. Но оказалось, что это не так.
Ехать на такси стало дорого
В первый же день работы по новым правилам цены на такси взлетели до небес. Особенно это касалось Минска и крупных городов Беларуси. Кроме того, сильно увеличилось время ожидания машин. Житель белорусской столицы Николай поделился с «Першым» своей историей:
— Вызывал такси в конце октября: поездка с одного конца Минска в другой тарифе «Комфорт» стоила 14 рублей. А 1 ноября всё резко изменилось: дорога по тому же маршруту в эконом-классе на такси обошлась уже в 21 рубль. Причём ожидать транспорт пришлось почти 20 минут: не было свободных машин. Что происходит с ценами — теперь ничего непонятно.
Рост цен на услуги после нововведений и госрегулирования, надо полагать, как всегда, для блага народа, был отмечен не только в Минске. Светлана из Бреста тоже была удивлена расходами, связанными с вызовом такси: «Машина приехала как обычно, а вот стоимость поездки выросла сразу на 2 рубля».
Людям быстренько подсунули причину повышения, мол, что цена стала непредсказуемой в связи с нехваткой водителей, которые могут легально заниматься перевозками. Таксисты быстро сообразили и не упустили возможность заработать. Про это по секрету намекнул таксист, который назвался Станиславом. Он признался, что сейчас тоже работает по серой схеме.
— Поймите, чтобы вступить в реестр автомобильных перевозок, нужно потратить около 1000 рублей — на учебные курсы, регистратор в салоне и прочее. Многие отсеялись. Поэтому машин стало меньше, спрос вырос, а с ним и цены подскочили. Вот рискую, но зарабатываю. Я далеко не единственный: знакомые также делают.
Поделился Станислав и своими наблюдениями по поводу цен на поездки. По его мнению, дороже стало ездить тем, кто вызывает такси на небольшое расстояние. «Когда было дёшево, иногда был заказ, где ехать надо метров триста, но вызывают такси. А полезнее пройтись пешком», – с улыбкой сказал водитель.
То ли пассажир, то ли доставка
Тем временем в министерстве транспорта Беларуси утверждают, что реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении активно пополняется. По состоянию на 16 ноября 2024 года в него включены 245 диспетчеров (в том числе 156 диспетчеров такси). По версии Минтранса, это почти 100% от общего количества.
С перевозчиками обстановка похуже: попали в реестр 4,8 тысячи (или 88%), из которых 3,3 тысячи занимаются автомобилями-такси (95%). Также в списке — 28,9 тысячи водителей (порядка 70%), включая 17 тысяч таксистов. В министерстве заявляют, что в Брестской и Гродненской областях наблюдается практически поголовное включение водителей в реестр. Тоже самое касается и транспортных средств.
Но эти цифры далеко не полностью отражают реальную ситуацию. Как выяснилось, некоторые таксисты, не включённые в реестр, пошли на хитрость. Теперь они перевозят пассажиров под видом… доставки посылок. Стоимость такого заказа будет гораздо дешевле, чем перевозка пассажира. Получается, что финансовую выгоду почувствует и клиент.
Водителей это тоже устраивает — они могут, не будучи в реестре, совмещать работу в доставке с перевозкой пассажиров. Как говорится, «овцы целы и волки сыты». Насколько распространена такая практика – понять сложно. Но, говорят, спрос есть. Судя по всему, знают об этом «ноу-хау» и в компаниях-перевозчиках. Но предпочитают закрывать глаза. Поскольку понимают, что иначе водителей будет катастрофически не хватать, а цены вырастут ещё больше.
«Вам шашечки или ехать»? Останутся ли доступными услуги такси в Беларуси