Деревня Спорово считается одним из красивейших уголков не только в своём районе, но и всей Беларуси. Здесь же располагается и биологический заказник с редкими растениями и птицами. С 2008 года Спорово – это современный агрогородок со всей необходимой для её жителей инфраструктурой. Местное сельхозпредприятие тоже на хорошем счету, но демографические проблемы не обошли стороной и здешние края.

Читайте "Першы" в:

Считается, что территория вокруг Спорово была заселена очень давно. Археологи обнаружили стоянку древнего человека возле нынешней деревни, которая относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

До осушения болот в Спорово было не доехать, не дойти

Сейчас трудно поверить, но до осушения болот Спорово представляло собой отдельный остров: до деревни было не доехать, не дойти. С трёх сторон её окружали болота, а ещё с одной — большое озеро. Чтобы накосить сено или посадить картофель, сельчанам приходилось преодолевать водную гладь.

Даже название местечка якобы появилось благодаря озеру. По одной из местных легенд, раньше оно было как море. По Споровскому озеру ходили корабли, а капитаны спорили и никак не могли разделить пристань. Но есть и другая версия: она гласит, что в этот дикий край попадали в изгнание несогласные, «спорые» люди.

По одной из легенд, в этот дикий край попадали в изгнание несогласные, «спорые» люди.

Страсти по озеру: есть ли там «мафия»?

Как бы то ни было, Споровское озеро остаётся одной из главных достопримечательностей агрогородка. Оно не относится к разряду чересчур глубоких (самая большая глубина – 2,2 метра), зато впечатляет размерами. Водоём действительно радует глаз: его площадь составляет 11,5 квадратных километров.

Споровское озеро впечатляет своими размерами.

Из-за заболоченности озера пляжный отдых и купание здесь не слишком удобны. Зато рыбалка, как подтверждают местные жители, отличная. Даже на деревенском гербе изображены два весёлых ерша. Впрочем, в озере обитают много и других рыб: плотва, карась, карп, лещ, щука (список можно продолжать).

«Любой уважающий себя споровец имеет лодку, садится в неё и подальше отплывает. Рыбная ловля для многих из нас – это традиция нескольких поколений», — рассказывает рыбак Михаил.

Десяток лет назад у жителей Спорово возник серьёзный конфликт с барановичским предпринимателем, взявшим озеро в аренду. История противостояния разлетелась тогда по всей стране: местные не стали мириться с появлением бизнесмена-«чужака».

Самому арендатору, которому разрешили организовать платное рыболовство, осуществить задуманное не получилось. В саботаже он обвинял споровскую «рыбную мафию» — сельских браконьеров, выставлявших в озере свои сети.

Рыба стала символом Спорово

У местных жителей была своя правда, которую озвучил рыбак Михаил:

— Тот предприниматель не считался с мнением людей, у которых вся жизнь связана с озером. У споровцев была большая обида на него, и на работу к арендатору идти отказывались.

Обе стороны конфликта не раз обращались к местным властям и в милицию, заводились уголовные дела. Что в итоге? Как не без удовлетворения вспоминает Михаил, бизнесмен от своей затеи отказался.

Лодки — важный атрибут для жителей Спорово

Но в Государственной инспекции охраны животного и растительного мира считают ситуацию вокруг Споровского озера «специфичной». Инспекторы намекают, что вынуждены держать водоём под особым контролем, учитывая «труднопреодолимую страсть споровцев к браконьерству».

Рыбак Михаил на эту тему реагирует неохотно: «Разные люди есть в деревне и называть всех браконьерами… Это неправильно. Озеро – кормилица наша, и люди прекрасно понимают, что губить нельзя то, что там водится».

Берег Споровского озера

Заказник известен болотами, сенокосами и футболом

Если Споровское озеро считается крупнейшим естественным водоёмом в Брестской области, то расположенный в этих же местах заказник «Споровский» имеет ещё и международный статус. Охраняемой эта территория, объединяющая четыре района (Берёзовский, Дрогичинский, Ивацевичский и Ивановский), стала в 1991 году. А всё потому, что здесь сохранились уникальные для Европы низинные болота.

Заказник «Споровский» имеет международный статус.

Считается, что споровские болота дошли до нас практически в первозданном виде. Это позволило сохраниться многим исчезающим видам растений, животных и птиц, включая вертлявую камышевку – самую редкую певчую птицу Европы. Камышевка занесена в список исчезающих видов Международного союза охраны природы. Всего в заказнике произрастает более 6000 видов растений: некоторые из них занесены в Красную книгу.

А ещё заказник известен благодаря своим «Споровским сенокосам». Правда, экологический фестиваль под таким названием проводят не в самом Спорово, а в деревне Высокое. Она считается центром охранной территории.

Биологический заказник известен благодаря своим «Споровским сенокосам».

Как не без гордости рассказал директор республиканского биологического заказника «Споровский» Вадим Протасевич, за 17 лет соревнования косцов стали настоящим брендом.

«Цель фестиваля, как и в целом работы заказника, – решение проблемы зарастания болот и сохранения многих видов растений и птиц, — отметил Вадим Протасевич. —  И нас радует, что с каждым годом количество желающих покосить ручными косами становится всё больше».

Завлечь туристов на фестиваль в последние годы получается не только благодаря конкурсу косцов, но и соревнованиям по футболу на болоте. Как поделился опытом житель Спорово Михаил, поучаствовавший в таком турнире, основная сложность в том, что приходится вытаскивать ноги из болота.

Футбол на болоте стал особенностью фестиваля «Споровские сенокосы»

«Там же есть места, где проваливаешься очень глубоко, — рассказывает Михаил. – Некоторые считают, что лучше играть босиком, но я бы не советовал. Главное, чтобы обувь была чем-то закреплена — иначе потеряешь в болоте».

В Спорово любят шутить и оригинально танцевать

Ещё одной «фишкой» агрогородка стало проведение фестиваля юмора «Спораўскія жарты». По словам директора местного центра культуры и досуга Нины Пашкевич, идею подсмотрели в деревне Автюки в Калинковичском районе: там подобное мероприятие организуют с середины 90-х.

Указательный знак возле дороги в Спорово

«Люди у нас с юмором, и даже по поводу самого месторасположение деревни любят шутить: мол, кругом болота были, и если в Спорово приехал, то дальше уже никуда», — говорит Нина Пашкевич.

Впервые «Спораўскія жарты» провели в 1996 году, а в агрогородке даже создали свой театр народного юмора и музей. Здесь собраны самобытные шутки, байки, рецепты блюд и крепких спиртных напитков. В музее также хранится книга местных рекордов, а посетителям предлагают оставить свой автограф в специальном сборнике «Анекдот в народ».

В Спорово создали свой театр народного юмора и музей.

Со временем фестиваль получил статус областного: сюда стали приезжать делегации шутников со всех районов Брестчины. Прежде, чем попасть в Спорово, гостям и участниками праздника придётся пройти «таможню», Пропуском будут служить байки, анекдоты или шуточные истории.

На «Спораўскіх жартах» всегда удивляют: то конкурсом на лучшую скульптуру из соломы, то выставкой самогонных аппаратов, то призовым фондом, в котором значатся петух с курицей или мешок гороха. А может быть и пять кубометров дров.

«Спораўскія жарты» стали областным фестивалем юмора

В последний раз фестиваль организовали в 2023 году и традиционное споровское «швэнданне» по подворьям проложило маршрут к озеру, объявленному «курортом». А раз так, то местные шутники установили «курортный сбор»: оплачивать его нужно было также анекдотами на тему праздника.

Образец споровского юмора

Есть в деревне ещё один повод для гордости. Десять лет назад бытовой танец «Споровская полька» был внесен в Список нематериальных ценностей Республики Беларусь. У польки — более чем вековая традиция, а её особенность в том, что в момент танца ноги почти что не отходят от пола. Все движения пар медленные и сдержанные, что не убавляет красоты танца. Умение танцевать Споровскую польку передается от поколения к поколению.

Сцена у Споровского озера — место проведения фестивалей и праздников

Почему люди уезжают: виноват город энергетиков?

Звучит парадоксально, но самобытность здешних мест и наличие крепкого, по белорусским меркам, сельхозпредприятия не помогают предотвратить отток населения.  Ещё в семидесятые годы прошло века, когда активно проводилась мелиорация, число жителей в Спорово приближалось к двум тысячам, но затем пошло на спад. По данным последней переписи населения, в 2019 году здесь проживало менее 900 человек.

На деревенской улице Спорово

«Когда-то в местной школе, где и я училась, было 500 ребят и занятия шли в две смены, — вспоминает Нина Пашкевич. – Теперь имеем 90 учеников с учётом тех, кого привозят с окрестных деревень».

Дети занимаются в центре культуры в Спорово

При этом в агрогородке создана хорошая инфраструктура: есть отделение банка, почта, центр культуры, библиотека, школа искусств, магазины и врачебная амбулатория с дневным стационаром. Там даже есть свой стоматолог, о чём с восхищением рассказывает Нина Пашкевич.

Инсталяция в центре агрогородка СпоровоКорень демографических проблем директор местного центра культуры и досуга видит в появлении Берёзовской ГРЭС. Белоозёрск, ставший городом энергетиков, находится всего в 12-ти километрах от Спорово. Рабочую силу привлекали со всей страны, но перспективным считалось заманивание жителей сел, расположенных рядом.

«Белоозёрск очень активно строился – сейчас это не только ГРЭС, но и несколько заводов, где рабочим быстро можно было решить квартирный вопрос. Для молодых семей всё выглядело заманчиво, и они выбирали городские условия для работы и жизни. Да и райцентр Берёза находится от Спорово относительно недалеко: туда тоже переехало немало моих земляков», — отмечает Нина Пашкевич.

Торговля в центре Спорово

Пока в целом для Спорово ситуация не выглядит критичной (есть деревни, которые в реальном смысле вымирают), но тенденция очевидна. Исправить положение могло бы развитие туризма: тем более, что достопримечательностей хватает.

Автобусная остановка в Спорово

Однако пока выбор мест для ночлега в самом агрогородке исчерпывается парочкой агроусадеб, интересных разве что приезжим рыбакам. Но споровские старожилы живут надеждой, что их колоритное местечко не предадут забвению.