«Першы» поговорил с 28-летней Юлей о том, сложная ли работа, какие в ней трудности, как уживается с мужем дальнобойщиком, с которым месяцы проводит в одной кабине. Узнали, что повидала семья дальнобойщиков, что нового покушали, и как чудом выжил полицейский.
Так есть ли дальнобойная романтика?
– Почему решили поехать работать дальнобойщиками в ЕС, как на это отреагировали родные?
– В 2020 году муж первый поехал работать в ЕС. Работал там два года, предложил мне, и я стала учиться, собирать пакет документов. И потом подсела к нему. Устроились в одну фирму, в итоге там нам не понравилось, перешли в другую, где муж раньше работал. А родные нас поддержали, ничего против не имели.
– Что привлекает в профессии дальнобойщика, есть ли для вас какая-то романтика?
– Я вижу эту ситуацию так, что ты путешествуешь, а тебе за это ещё и платят. Плюс в парном экипаже ты всегда находишься с близким человеком, 24/7. Это сближает ещё больше.
– Вы бы посоветовали другим идти работать в дальнобой?
– Да, я бы посоветовала другим идти на эту работу. Тем, кто любит посещать новые города, любит дорогу. Кто любит уединяться сам с собой и любит выходить из зоны комфорта. Потому что здесь не так удобно, как дома.
Как реагируют мужчины-дальнобойщики
– Вы с мужем работаете в парном семейном экипаже. Насколько это распространено сейчас в ЕС? Как относятся работодатели к таким экипажам?
Парные экипажи сейчас очень распространены, кажется, практически в каждой фирме они есть. И встретить их уже можно практически везде, иногда даже кажется, что их больше, чем одиночек. Работодатели к такому относятся хорошо. Даже в фирмах, где не было раньше парных экипажей, сейчас делают такие. Наверное, для них выгодно.
– А как относятся дальнобойщики-мужчины к водителям-женщинам? Есть ли какие-то стереотипы, или воспринимают на равных?
– Мужчины-дальнобойщики по-разному реагируют. Некоторые уважают и воспринимают как коллег. А другие – как обезьяну с гранатой. У всех разные взгляды на этот счёт. Но в лицо, по крайней мере, никто не сказал, что ты женщина и тебе тут делать нечего, иди домой борщи вари. Такие мужчины в кавычках могут выражаться только в комментариях в инстаграм. Бывает, некрасиво выражают своё мнение о том, что женщины поганят профессию дальнобойщика.
– Вы ведёте инстаграм, в котором рассказываете о жизни дальнобойщиков в ЕС. Вам просто нравится рассказывать о себе, или это в перспективе может стать дополнительным приработком?
– Я инстаграм начала вести ещё до этого, просто у меня жизнь так на 180 градусов поменялась. О жизни дальнобойщиков рассказываю потому, что нравится. На меня подписаны не только дальнобойщики, но и жёны, дети, матери водителей. Хотят знать, как дальнобойщики живут. Они понимают саму суть работы, но хотят видеть своими глазами. Каких-то заработков от инстаграм не предвидится, я не для этого его веду.
Много ли зарабатывают дальнобойщики?
– Сколько длится ваш рейс?
Одна поездка называется коденция. Составляет 56-60 дней. А дома находимся от двух недель до месяца. Потом снова на работу. А на данный момент мы уже 4 месяца в рейсе, мы сами попросили. Ну и независимо от этого всё равно будем дома месяц.
– Расскажите немного про зарплаты дальнобойщиков в ЕС. В каком-то видео у вас видел, что зарплаты упали? Сколько сейчас платят, хватает ли? На какую мечту откладываете?
– Был период, когда заплаты упали, тогда был какой-то кризис, мало было заказов. Тогда зарплаты поурезали практически во всех фирмах. Но сейчас, со временем, всё возвращается на круги своя. Платят парным экипажам так же, как и платят одиночкам. Хотя у одиночек есть стереотип, что «парникам» платят меньше. Ни на какую мечту не откладываем, всё, что зарабатываем – тратим. Чем больше рот, тем больше аппетиты. (Юлия уточнила, что в день на двоих они зарабатывают 150-160 евро, — ред).
– Есть ли возможность отдыхать, и видеть достопримечательности, или за баранкой дальнобойщик ничего кроме дороги не видит? В каких интересных местах вы побывали?
– Не всегда, но возможности отдыхать есть. Видеть достопримечательности тоже можем. Мы уже побывали в Амстердаме (Нидерланды), Венеции (Италия), Хельсинборге (Швеция), в Осло (Норвегия). Поднимались в горы, уже достаточно много чего видели. Но ещё много чего планируем повидать.
«Некомфортно будет людям, которые любят намываться по несколько раз в день»
– Какие есть трудности в работе дальнобойщиком?
– Трудности, наверное, есть во всех профессиях. Но я даже не знаю, что для меня трудности, на всё смотрю с улыбкой. У меня всё нормально, нет никаких трудностей. Если человек привязан к своей семье – возможно тогда будут трудности. Если человек привык постоянно находиться где-то на одном месте, то для него тоже будут трудности. Кабина 2 на 2 метра, выходишь из неё не так часто, как хотелось бы. Люди, которые любят быть наедине с самим собой (это касается не парных, а одиночек), вот им – сюда. Им здесь будет очень комфортно.
Ещё, трудности, наверное, с языком могут быть. Потому что в каждой стране свой язык и нужно привыкнуть к тому, как где общаться, как донести мысль. Это, наверное, самая большая трудность. Хотя, в 21 веке есть переводчик в телефоне. Поэтому язык тоже не особо большие трудности будет вызывать.
Ещё среди трудностей – это навигатор. Потому что он очень часто ведёт туда, куда нельзя ехать, где будут очень большие проблемы. Навигатору доверять полностью нельзя. Нужно самому перепроверять маршрут. Так как муж работал больше, он дороги лучше знает, поэтому он это делает очень быстро. Но в начале, конечно, с этими трудностями сталкиваются все.
Некомфортно будет и людям, которые любят сверкать, намываться по несколько раз в день. Душ бывает раз в два-три дня (на оборудованных паркингах). Если сегодня и завтра попался, то это вообще повезло.
– Расскажите молодым, как правильно найти работу в Европе, на какие фирмы нужно обращать внимание, искать их через какие-то агентства, или самим?
– Вообще, если человек собирается идти в дальнобой, то, как правило, у него уже есть знакомые там. Хорошо работает сарафанное радио, надо спрашивать людей, в какой фирме хорошо, в какой нет. Если в Польшу, есть сайт белорусско-польский по вакансиям, который можно найти. Там работодатели сами ищут водителей.
– Вы всё время находитесь в кабине с мужем, как удаётся избегать бытовых конфликтов?
– Когда мы начинали работать, конфликтов было гораздо больше. Потому что, как это – другая хозяйка на его кухню пришла. Но со временем их всё меньше и меньше становится. Потому что уже притёрлись, привыкли, быт общий.
Про питание
– Расскажите про питание. В разных странах ЕС оно, наверное, стоит по-разному. Ваше питание сильно изменилось от домашнего? Что попробовали нового, интересного?
Стоимость продуктов везде разная. Раньше мы закупались в Испании, там было дешевле. Сейчас выделить какую-то страну сложно. Точно не Франция, там всё дорого. У нас средний чек примерно 80 евро в магазине. Ходим в магазин раза четыре в месяц, не считая каких-то мелких покупок, типа хлеб, яйца.
Впервые в жизни попробовали устрицы. Ракушки какие-то, необычно. А так, в основном, питаемся как дома. Бывает даже вкуснее, чем дома, здесь мы прямо выготавливаем. Готовим в кабине. Сегодня беляши делали, часто делаем роллы. Не считая обычной какой-то еды. В общем, можно сказать, как в домашних кафе мы едим.
Научились в рейсе готовить рыбные консервы. Муж форель консервировал. Варили варенье, компоты, то что дома люди ленятся делать. В Норвегии много раз была возможность сходить в лес собирать грибы. Там их очень много, потому что только пожилые норвежцы их собирают. Молодые все покупают в магазинах. Их там в лесах косой коси. И брусники много, из неё делали варенье.
На рыбалку ходили. Муж в Норвегии поймал свою первую морскую рыбу – серебристую сайду (семейство тресковых).
Ни один полицейский не пострадал!
– Расскажите какие-то курьёзные истории, которые случались с вами в дороге.
– Какие-то истории всегда происходят. Однажды была проблема с навигатором, заехали на крутые горы, на узкий серпантин. Но выехали, всё нормально. Однажды чуть полицейского не сбила. Он махал мне, чтобы я держалась другой стороны, а я подумала, что к нему подъезжать. Ехала на него, а муж говорит: «что ты делаешь?» И я вырулила. Полицейский не пострадал, всё хорошо.
– Какие европейские страны вам больше нравятся для проезда на своих маршрутах, и почему? А где труднее всего?
– По маршрутам самые приятные, наверное, Франция и Германия. В Испании хуже дороги, паркинги больше неприятных. В Дании мне не нравится движение. Вроде как, когда машина выезжает с прилегающей территории, то она должна уступать, то в Дании наоборот. Когда туда попадаешь, теряешься. В Швеции горы, повороты.
Ещё бывают небезопасные паркинги, на которых сливают топливо, травят газом водителей и обворовывают, вскрывают прицепы и воруют груз. Особенно во Франции. Но мы так не попадались. Начинающим дальнобойщикам нужно помнить, что нужно искать безопасные паркинги. Есть специальные приложения, где они отмечены, это не сложно. Не становиться где попало.
Читайте также:
Дальнобойщик рассказал, как живёт на пособие по безработице после аварии во Франции