Позитивные цифры, которые не радуют
Вспомним ситуацию месяц назад. По состоянию на 1 октября 2024 года, выезда из Беларуси в соседние страны ЕС ожидали более 2700 грузовиков.
Наибольшее скопление было на польской границе — 900-950 фур. В литовском направлении примерно 700 грузовых машин стояло в «Каменном Логе» и 650 — в «Беняконях». Выезда в Латвию ожидали 425 грузовиков.
За месяц ситуация с очередями кардинально изменилась. На 1 ноября 2024 года выезда из Беларуси в ЕС ожидали всего 640 грузовиков. А ведь было 2700 машин месяц назад.
Наибольшее скопление на латвийском направлении — 260 фур. На границе с Литвой в «Беняконях» стояло 240 грузовиков, в «Каменном Логе» — 150. На границе с Польшей очередей из грузовиков нет с середины октября.
Почему так происходит?
На сокращение очередей на границе с ЕС повлияли как санкции ЕС, так и контрсанкции, введенные белорусской стороной. Новый пакет санкций от Евросоюза был принят еще 29 июня нынешнего года. Однако, за некоторыми исключениями, обязательства по контрактам могли выполняться до 2 октября 2024 года.
Из-за этого импортёры старались ввезти в страну как можно больше товаров в переходный период. Когда санкции заработали в полную силу, список разрешенных товаров сократился. Это привело к снижению товарооборота и, соответственно, исчезновению очередей на границе. Они постепенно уменьшались по мере того, как фуры, прибывшие до 1 октября, разгружались и возвращались в ЕС.
Но на европейских санкциях ограничения не закончились. В ответ на ограничения со стороны Евросоюза Беларусь ввела контрсанкции. Был запрещён ввоз в нашу страну ряда товаров из «недружественных» государств.
Эти ограничения вступили в силу с 15 октября 2024 года. В список попали не только товары, которые и без контрсанкций нельзя было вывозить из ЕС в Беларусь. Появились новые позиции — например, сумки и чемоданы, бумага, подгузники и пеленки.
Попадают ли санкционные товары в Беларусь?
Как и прежде, значительную часть санкций при желании можно обойти. Особенно если это внешние, а не внутренние ограничения, затрагивающие только Беларусь. Тем не менее, любые манёвры по обходу санкций влияют на конечную стоимость товара.
Вещи, которые сейчас нельзя напрямую завозить из ЕС в Беларусь, доставляют в страну альтернативным путем. Чаще всего это происходит через Турцию.
Из-за этого, по словам импортёров, себестоимость санкционных товаров из Европы выросла на 10-20% в зависимости от конкретных позиций.
Причём, как отмечают бизнесмены, Беларусь (а не Россия) больше ощущает на себе влияние этих санкций. Дело в том, что доставка груза осуществляется южным путем и товар сначала попадает в Россию.
В итоге выходит, что доставить санкционные товары в Москву чуть дешевле, чем в Гродно или Брест, которые находятся на границе с ЕС. Зато Краснодарский край теперь и вовсе гораздо ближе для доставки товаров из ЕС, чем Беларусь.
Что говорят перевозчики
Влияние новых санкций ощущают на себе и перевозчики, которые делятся информацией на условиях анонимности. Из-за того, что из ЕС в Беларусь сейчас разрешено доставлять лишь ограниченный перечень товаров, фуры иногда приходится отправлять загруженными только наполовину. Таким образом, тариф на доставку грузов из Европы в Беларусь падает, но есть нюанс.
Бизнесмен, который занимается импортом товаров из Польши, поделился своими наблюдениями. Если заказываешь доставку через логистов, тарифы называют те же, что и 2-3 месяца назад, когда ситуация была другой.
«Но если договариваться напрямую с транспортными компаниями, ставки за фрахт уже снизились на 20-30%. Похоже, логисты просто стараются держать прежний тариф для грузоотправителей и одновременно снижать его для перевозчиков, чтобы самим зарабатывать больше», — рассказывает импортёр.
Ставки упали, но не для конечного покупателя
Похожая ситуация со ставками на доставку наблюдается и в автомобильной отрасли. Там посреднические компании продолжают объявлять клиентам прежние расценки.
«У них всё стабильно: цены для клиентов остались прежними, хотя сами они за перевозку нам давно уже платят меньше, чем на пике, когда все машины ехали через Беларусь», — объясняет перевозчик.
Например, весной 2024 года компании-посредники платили по 800-900 евро за доставку из Клайпеды в Минск. Теперь же платят по 500-600 евро. При этом, если посмотреть тарифы на сайтах, по которым они доставляют автомобили клиентам, то там ничего не изменилось.
Что в итоге?
Из-за новых ограничений часть товаров на прилавках подорожает, а некоторые полностью исчезнут. Их просто будет нецелесообразно доставлять альтернативными маршрутами или невозможно — по причине контрсанкций.
Несанкционные товары в теории могут немного подешеветь за счёт более дешевой логистики из ЕС в Беларусь. Но, как показывает практика, цены растут быстро и регулярно. А вот снижаются они с трудом, даже когда для этого есть предпосылки.
На экономику Беларуси также будет влиять то, что в стране останется значительно меньше компаний и людей, которые благодаря санкционному дисбалансу между Беларусью и Россией могли зарабатывать порой довольно большие деньги.
Придумали, как уменьшить очереди фур к границе под Брестом