Действие местного сбора действовало до 1 января 2025 года. Однако почти наверняка и после Нового года выезд из Беларуси останется платным. Изначально заявлялось, что собранные средства пойдут «на предотвращение и борьбу с коронавирусной инфекцией». Но прошло четыре года, про коронавирус забыли, а сбор решили оставить. Ну, а чего от денег отказываться, если платят?

Читайте "Першы" в:

Как появился местный сбор на границе?

Решение о введении местного сбора за пересечение границы на собственном авто в Беларуси было принято весной 2021 года. Первой, кто ввёл такой обязательный платёж с автомобилистов, была Гродненская область. Она граничит с двумя странами Евросоюза – Польшей и Литвой.

Позже к Гродненской области присоединились другие регионы — Брестская, Витебская и Гомельская, которые имеют пункт пропуска на границах с ЕС и Украиной. Могилевскую область эта мера не коснулась, поскольку граничит только с Россией. Минский регион Беларуси вообще не имеет внешних границ с другими странами.

Депутаты областного уровня в Гродно, Бресте, Витебске и Гомеле постановили взимать 1 базовую величину с пересекающих границу. Плательщиками местного сбора являются водители легковых и грузовых автомобилей общей массой до 5 тонн. Сам сбор был введён с 1 мая 2021 года по 1 января 2023 года.

Изначально заявлялось, что собранные средства пойдут на борьбу с COVID-19. Несмотря на то, что к концу 2022 года все забыли о пандемии, местные депутаты решили продлить действие сбора. На сей раз — до 1 января 2025 года.

Но на днях первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко сообщил, что с 1 января 2025 года местный сбор из временного станет постоянным. По сути дела, он превратится в обычный налог без привязки к какой-либо конкретной проблеме. То есть, к борьбе «с коронавирусной инфекцией» местный сбор отношения иметь не будет.

Сколько денег берут с людей, выезжающих за границу?

Даже с учетом ограничений, введённых соседними странами ЕС на въезд автомобилей с белорусскими номерами, из Беларуси в ЕС ежедневно выезжает около 1300 легковых автомобилей. Как подсчитали эксперты, это приносит государству 52 тысячи рублей в сутки. Такая сумма эквивалентна более 15 тысячам долларов в день или около полумиллиона долларов в месяц.

Эти данные не включают малотоннажные грузовые автомобили (до 5 тонн). Дело в том, что точное количество таких авто сложно выделить из общей статистики по грузовым перевозкам. Они не учитываются отдельно от фур.

Между тем, 1 базовая величина (40 рублей на данный момент) — не единственные обязательные расходы, которые должны оплачивать автолюбители на границе. За регистрацию в электронной очереди для легкового автомобиля или мотоцикла нужно заплатить еще 12 рублей. Для автобусов и грузовиков плата составляет 40 рублей. Этот платеж обязателен, даже если очереди на границе нет.

На обратном пути въезжающим в Беларусь требуется пройти дезинфекцию всех транспортных средств, кроме мотоциклов. Для легковых автомобилей эта процедура стоит 2 рубля. Таким образом, чтобы выехать из Беларуси в ЕС на легковом автомобиле и вернуться обратно, минимальные расходы составляют 54 рубля (40 за местный сбор + 12 за электронную очередь + 2 за дезинфекцию).