В последние годы гражданская авиация в Беларуси вынуждена работать в условиях санкций и ограничений. Он затронули не только главную авиакомпанию страны – «Белавиа», но и аэропорты в Минске и регионах. Как это сказывается на нынешней ситуации в отрасли и какие есть перспективы?
За девять месяцев 2024 года количество перевезённых воздушным транспортом пассажиров в Беларуси выросло почти на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В абсолютных цифрах это — чуть меньше 1,5 миллионов человек. Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Игорь Голуб рассчитывает, что по итогам нынешнего года число перевезённых пассажиров вплотную приблизится к отметке 2 миллиона.
Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Для авиакомпании «Белавиа» рекордным был 2019 год. Тогда, накануне пандемии коронавируса, она впервые перевезла более 4 миллионов пассажиров. В 2020 году было перевезено 1,7 миллиона человек, год спустя – почти 2 миллиона, а в 2022 году — около 1,6 миллиона. Статистикой за прошлый год авиакомпания делиться не стала.
Стоит напомнить, что в конце 2021 года Евросоюз ввел санкции против «Белавиа». По версии ЕС, авиакомпания участвовала в перевозке мигрантов с Ближнего Востока в Беларусь.
«Мигранты, желающие пересечь внешние границы ЕС, направлялись в Минск на рейсах «Белавиа» из некоторых стран Ближнего Востока, в частности, Ливана, Объединенных Арабских Эмиратов и Турции», — говорилось в заявлениях Евросоюза.
Попытки руководства «Белавиа» обжаловать решение ЕС в судебном порядке успеха не принесли. Между тем, эти санкции не позволяют авиаперевозчику заключать новые лизинговые контракты с европейскими компаниями. Кроме того, «Белавиа» была вынуждена вернуть самолеты, которые взяла ранее в лизинг в странах Евросоюза.
Ограничения аукнулись не только на отечественной авиакомпании, но и на деятельности национального аэропорта в Минске. В ответ на инцидент с самолётом Ryanair, который принудили к посадке в белорусской столице в мае 2021 года, ЕС призвал всех европейских авиаперевозчиков прекратить полеты в Беларусь и над её территорией. Также были приняты меры для запрета полетов белорусских самолетов в европейском воздушном пространстве.
То есть, число рейсов и стран, куда можно вылететь из Минска, резко сократилось. Что происходит сейчас? В настоящее время рейсы на регулярной основе в минский аэропорт и из него выполняют 10 авиакомпаний. На долю «Белавиа» приходится 64,3% всех рейсов. Сюда летают также 6 российских авиакомпаний («Победа», «Аэрофлот», «Икар», «Северсталь», Red Wings, «Азимут»), а ещё Uzbekistan Airways, Air China и Flydubai.
Как и для «Белавиа», рекордным для главной воздушной гавани страны также был 2019 год. Тогда аэропорт обслужил 5,1 миллиона человек. Год спустя из-за коронавируса пассажиропоток упал на 62%: услугами аэропорта воспользовались около 1,9 миллиона человек. В 2023 году эта цифра составила более 2,5 миллиона.
По информации администрации аэропорта, сейчас самые популярные направления из Минска — в Москву, Санкт-Петербург, Дубай, Стамбул и Тбилиси. При этом самая высокая средняя загрузка отмечена на рейсах авиакомпаний «Победа» из Москвы и Санкт-Петербурга, «Азимут» — из Минеральных Вод, Red Wings — из Самары, «Белавиа» — из Тбилиси и Стамбула.
Несмотря на прекращение полетов в Европу, белорусская гражданская авиация пытается выживать. Сейчас продолжаются активные полеты в Россию, страны Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока. Одновременно делаются попытки открыть новые маршруты и увеличить количества рейсов по действующим направлениям.
По словам Игоря Голуба, на данный момент Беларусь подписала 50 межправительственных и межгосударственных соглашений о воздушном сообщении. К примеру, в 2023 году это было сделано с Оманом, а в нынешнем — с Саудовской Аравией и Сейшельскими островами.
Остаётся только догадываться, насколько востребованными у белорусов станут полёты в эти страны (если когда-нибудь начнутся). К примеру, расстояние до Саудовской Аравии из Беларуси составляет около 5600 километров, а до Омана и Сейшел — почти 7000 километров.
А вот куда действительно впервые начали летать в прошлом году из Минска, так это в Индию. Дорога до Дели займёт около семи часов, а стоимость самого дешёвого билета в одну сторону составит почти 1000 рублей.
Главной авиационной новостью 2024 года стал старт полётной программы в китайский Урумчи. Этот город на северо-западе Китая был выбран не случайно. Аэропорт Урумчи является связующим звеном между Китаем, Россией, Средней Азией.
Выполнять регулярные полеты по маршруту Минск – Урумчи – Минск «Белавиа» начнёт с 16 декабря. В авиакомпании ожидают, что рейс будет пользоваться спросом у транзитных пассажиров. Из Урумчи можно будет добраться в любую точку Китая, используя возможности местных авиакомпаний. Кроме того, им могут пользоваться китайские студенты, обучающиеся в нашей стране.
А что же аэропорты в регионах Беларуси? Полётную программу после длительной паузы они возобновили в 2023 году (если не считать чартеры). Так, в октябре прошлого года «Белавиа» запустила регулярные рейсы из Гомеля в Москву. Весной 2024 года стартовали полёты из Гомеля в Санкт-Петербург и из Бреста в Москву. Кроме того, в летний сезон из областных центров организуют чартерные рейсы на курорты Турции и Египта.
Спрос на перелёт из Бреста в российскую столицу есть и сейчас. Тем более, что по сравнению с летним периодом цены на билеты снизились. К примеру, купить билет без багажа до Москвы можно от 169 рублей, полёт с багажом обойдется в 240 рублей.
«Ожидаем, что количество желающих воспользоваться для путешествия в Москву авиатранспортом будет увеличиваться, поскольку всё больше людей будут смелее относиться к авиаперелетам», — рассказал журналистам руководитель аэропорта «Брест» Александр Докучиц.
По его словам, в качестве потенциального российского направления рассматривается и Санкт-Петербург. Докучиц уверен, что положительные результаты по открытию прямых рейсов в этот город будут однозначно. А может получится и с Сочи.
Оправдались и ожидания по чартерной программе полётов из Бреста на турецкий курорт Анталья. Рейсы, которые организовывали туроператоры были заполнены практически на 100%. При этом полёты выполнялись на самолете «Боинг-737-800» вместимостью 189 посадочных мест. В среднем время полёта в Анталью составляло 5,5 часов.
А вот попытки организовать такие же маршруты из Бреста в Египет пока результата не дают. Дело в том, что это тем, что город над Бугом — одна из самых дальних точек для полётов в Египет, поскольку лететь через ЕС и Украину нельзя. Получаются дополнительные расходы, которые без дозаправки решить не удастся.
О трагедии в деревне Кривошин стало известно вечером 21 ноября 2024 года. Когда спасатели прибыли…
Россельхознадзор ввёл усиленный контроль пищевой продукции ряда белорусских предприятий. В их число попал Березовский комбинат…
Руководителям бюджетных организаций в Беларуси предоставлено право утверждать штатную численность работников в меньшем количестве, чем…
Погром устроил на почте утром 21 ноября 2024 года 39-летний житель агрогородка Рясно Дрибинского района…
История произошла в октябре 2024 года, когда, будучи пьяным, местный житель ударил кулаком по лицу…
Импортные лекарства всё ещё можно найти на полках белорусских аптек, хотя теперь это получается не…
Мы используем файлы cookies.