В последние годы гражданская авиация в Беларуси вынуждена работать в условиях санкций и ограничений. Он затронули не только главную авиакомпанию страны – «Белавиа», но и аэропорты в Минске и регионах. Как это сказывается на нынешней ситуации в отрасли и какие есть перспективы?

Читайте "Першы" в:

«Белавиа» осталась без Европы

За девять месяцев 2024 года количество перевезённых воздушным транспортом пассажиров в Беларуси выросло почти на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В абсолютных цифрах это — чуть меньше 1,5 миллионов человек. Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Игорь Голуб рассчитывает, что по итогам нынешнего года число перевезённых пассажиров вплотную приблизится к отметке 2 миллиона.

Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Для авиакомпании «Белавиа» рекордным был 2019 год. Тогда, накануне пандемии коронавируса, она впервые перевезла более 4 миллионов пассажиров. В 2020 году было перевезено 1,7 миллиона человек, год спустя – почти 2 миллиона, а в 2022 году — около 1,6 миллиона. Статистикой за прошлый год авиакомпания делиться не стала.

Стоит напомнить, что в конце 2021 года Евросоюз ввел санкции против «Белавиа». По версии ЕС, авиакомпания участвовала в перевозке мигрантов с Ближнего Востока в Беларусь.

«Мигранты, желающие пересечь внешние границы ЕС, направлялись в Минск на рейсах «Белавиа» из некоторых стран Ближнего Востока, в частности, Ливана, Объединенных Арабских Эмиратов и Турции», — говорилось в заявлениях Евросоюза.

Попытки руководства «Белавиа» обжаловать решение ЕС в судебном порядке успеха не принесли. Между тем, эти санкции не позволяют авиаперевозчику заключать новые лизинговые контракты с европейскими компаниями. Кроме того, «Белавиа» была вынуждена вернуть самолеты, которые взяла ранее в лизинг в странах Евросоюза.

От санкций пострадал и аэропорт

Ограничения аукнулись не только на отечественной авиакомпании, но и на деятельности национального аэропорта в Минске. В ответ на инцидент с самолётом Ryanair, который принудили к посадке в белорусской столице в мае 2021 года, ЕС призвал всех европейских авиаперевозчиков прекратить полеты в Беларусь и над её территорией. Также были приняты меры для запрета полетов белорусских самолетов в европейском воздушном пространстве.

То есть, число рейсов и стран, куда можно вылететь из Минска, резко сократилось. Что происходит сейчас? В настоящее время рейсы на регулярной основе в минский аэропорт и из него выполняют 10 авиакомпаний. На долю «Белавиа» приходится 64,3% всех рейсов. Сюда летают также 6 российских авиакомпаний («Победа», «Аэрофлот», «Икар», «Северсталь», Red Wings, «Азимут»), а ещё Uzbekistan Airways, Air China и Flydubai.

Как и для «Белавиа», рекордным для главной воздушной гавани страны также был 2019 год. Тогда аэропорт обслужил 5,1 миллиона человек. Год спустя из-за коронавируса пассажиропоток упал на 62%: услугами аэропорта воспользовались около 1,9 миллиона человек. В 2023 году эта цифра составила более 2,5 миллиона.

По информации администрации аэропорта, сейчас самые популярные направления из Минска — в Москву, Санкт-Петербург, Дубай, Стамбул и Тбилиси. При этом самая высокая средняя загрузка отмечена на рейсах авиакомпаний «Победа» из Москвы и Санкт-Петербурга, «Азимут» — из Минеральных Вод, Red Wings — из Самары, «Белавиа» — из Тбилиси и Стамбула.

Не махнуть ли нам на Сейшелы?

Несмотря на прекращение полетов в Европу, белорусская гражданская авиация пытается выживать. Сейчас продолжаются активные полеты в Россию, страны Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока. Одновременно делаются попытки открыть новые маршруты и увеличить количества рейсов по действующим направлениям.

По словам Игоря Голуба, на данный момент Беларусь подписала 50 межправительственных и межгосударственных соглашений о воздушном сообщении. К примеру, в 2023 году это было сделано с Оманом, а в нынешнем — с Саудовской Аравией и Сейшельскими островами.

Остаётся только догадываться, насколько востребованными у белорусов станут полёты в эти страны (если когда-нибудь начнутся). К примеру, расстояние до Саудовской Аравии из Беларуси составляет около 5600 километров, а до Омана и Сейшел — почти 7000 километров.

А вот куда действительно впервые начали летать в прошлом году из Минска, так это в Индию. Дорога до Дели займёт около семи часов, а стоимость самого дешёвого билета в одну сторону составит почти 1000 рублей.

Главной авиационной новостью 2024 года стал старт полётной программы в китайский Урумчи. Этот город на северо-западе Китая был выбран не случайно. Аэропорт Урумчи является связующим звеном между Китаем, Россией, Средней Азией.

Выполнять регулярные полеты по маршруту Минск – Урумчи – Минск «Белавиа» начнёт с 16 декабря. В авиакомпании ожидают, что рейс будет пользоваться спросом у транзитных пассажиров. Из Урумчи можно будет добраться в любую точку Китая, используя возможности местных авиакомпаний. Кроме того, им могут пользоваться китайские студенты, обучающиеся в нашей стране.

Лететь можно из Бреста: но куда?

А что же аэропорты в регионах Беларуси? Полётную программу после длительной паузы они возобновили в 2023 году (если не считать чартеры). Так, в октябре прошлого года «Белавиа» запустила регулярные рейсы из Гомеля в Москву. Весной 2024 года стартовали полёты из Гомеля в Санкт-Петербург и из Бреста в Москву. Кроме того, в летний сезон из областных центров организуют чартерные рейсы на курорты Турции и Египта.

Спрос на перелёт из Бреста в российскую столицу есть и сейчас. Тем более, что по сравнению с летним периодом цены на билеты снизились. К примеру, купить билет без багажа до Москвы можно от 169 рублей, полёт с багажом обойдется в 240 рублей.

«Ожидаем, что количество желающих воспользоваться для путешествия в Москву авиатранспортом будет увеличиваться, поскольку всё больше людей будут смелее относиться к авиаперелетам», — рассказал журналистам руководитель аэропорта «Брест» Александр Докучиц.

По его словам, в качестве потенциального российского направления рассматривается и Санкт-Петербург. Докучиц уверен, что положительные результаты по открытию прямых рейсов в этот город будут однозначно. А может получится и с Сочи.

Оправдались и ожидания по чартерной программе полётов из Бреста на турецкий курорт Анталья. Рейсы, которые организовывали туроператоры были заполнены практически на 100%. При этом полёты выполнялись на самолете «Боинг-737-800» вместимостью 189 посадочных мест. В среднем время полёта в Анталью составляло 5,5 часов.

А вот попытки организовать такие же маршруты из Бреста в Египет пока результата не дают. Дело в том, что это тем, что город над Бугом — одна из самых дальних точек для полётов в Египет, поскольку лететь через ЕС и Украину нельзя. Получаются дополнительные расходы, которые без дозаправки решить не удастся.