Беларусы за границей

Как дальнобойщик из Беларуси боролся за 8000 евро с фирмой в Литве

Pinterest LinkedIn Tumblr

Зарплату за несколько месяцев задолжала дальнобойщику из Беларуси компания „Baltic International Group Limited“ в Литве. Даже опытные юристы профсоюза литовских перевозчиков, которые помогли водителю заключить мировое соглашение с фирмой, оказались бессильны, чтобы вернуть деньги. Ситуация казалась безвыходной, так как компания обанкротилась. Однако, заработанные деньги водителю-международнику всё же выплатят.

Читайте "Першы" в:

Дальнобойщик из Беларуси, который работал в литовской фирме „Baltic International Group Limited“ на тягаче DAF-XF 2015 года, не раз поднимал вопрос, что ему не доплачивают зарплату. А когда и вовсе перестали платить – уволился. Но решил добиваться выплаты заработанных денег. Водитель работал на единственном грузовике, который был в компании. Всего там числилось 4 автомобиля – кроме тягача, ещё три легковые автомобиля – BMW-X5 2007г., Ford-Фокус С-Max 2005г. и Опель-Комбо 2002 года.

По подсчётам водителя-международника, фирма задолжала ему почти 10 тыс. евро невыплаченной ЗАРПЛАТЫ! И это без учёта суточных. Гражданин Беларуси обратился в Комиссию по трудовым спорам (DGK). Но там пояснили, что рассмотрение спора займет длительное время, а для доказательства невыплаты зарплаты необходимо представить документы.

Водитель понял, что ему понадобится юридическая помощь и обратиться за помощью в Профессиональный союз перевозчиков Литвы (LVPS). За его дело взялись юристы профсоюза. Как пишет один из литовских сайтов, профсоюз перевозчиков подтвердили, что водитель сделал правильные расчёты своей зарплаты. И уже готовили претензию  в комиссию по трудовым спорам. И о чудо! Представители нанимателя объявились сами.

К удивлению водителя и профсоюза, работодатель сам обратился с преложением уладить спор с бывшим работником и закончить его мирным путем. (Очевидно, в компании узнали, что дальнобойщик пошёл по инстанциям – прим. автора). Хотя водитель предупреждал, что такая доброжелательность работодателя вызывает у него подозрение, встреча и переговоры состоялась в присутствии представителей профсоюза LVPS.

Работодатель обещал выплатить 8000 евро в рассрочку

Представители компании „Baltic International Group Limited“ рассказали про критическое положение на предприятии и сошлись на соглашении, что выплатят 8000 евро. Но просили разрешить выплачивать деньги не сразу, а в рассрочку. Дальнобойщик сам вёл переговоры с работодателем по поводу выплаты долга. Как итог, с согласия водителя и одобрения представителей профсоюза в течение 3 месяцев были окончательно подписаны мировое соглашение и график выплаты долга в размере 8000 евро.

профсоюзная помощь
Помощь присуждена водителю: Фото иллюстративное

Но после этого наниматель уже не спешил выплачивать долг. Чуйка водителя, что нанимателю доверять нельзя, не подвела, И сомневался он не зря…  На вопрос, когда фирма выплатит обещанные деньги, гендиректор лишь пожимал плечами и отвечал что на счетах пока нет средсв. А потом и вовсе выяснилось, фирма обанкротилась и выплатить долг он уже не может.

Получилось, что работодатель обманул и бывшего работника, и профсоюз. Компания прекратила работу, оставшихся людей уволили, а менеджеры исчезли. В сентябре 2024 года профсоюз в интересах водителя обратился к судебным приставам с просьбой взыскать долг. Но с компании-банкрота, у которой по официальной информации остались долги 46 370,47 евро, львиная доля из которых – 41 358 евро по налогам, взыскать долг оказалось по закону невозможно.

В ходе проверок после обращения о взыскании долга, выяснилось, что различные счета, с которых выплачивалась зарплата водителю, уже не действуют. А также, раскрылось, что зачастую работодатель рассчитывался с водителем с разных банковских счетов, иногда даже с личных. По словам мужчины, такой способ оплаты только усложнил расчёты, особенно когда заработная плата и суточные выплачивалась разными частями.

Предприятие банкрот – гендиректор сменил место работы

Даже юристы были бессильны, чтобы помочь взыскать долг. Такие ситуации, когда водители остаются без зарплаты, не новость в сфере транспорта. Счета компаний опустошаются, менеджеры переходят работать в другие компании. Концы в воду! С компанией „Baltic International Group Limited“ вышла подобная история.

Спрашивать с руководителя тоже было бесполезно – мужчина, который в качестве генерального директора проработал с 2018 года, в своем аккаунте „Linkedin“, опубликовал, что уже год работает в другой логистической компании на неназванной должности.

Юристы разводили руками… К предприятию-банкроту даже судебный иск подавать бесполезно. По мнению депутата от LVPS (Профессионального союза литовских перевозчиков) Аудриаса Кузанаускаса, подобное поведение компаний сложилось в связи с недееспособностью ответственных учреждений и отсутствием своевременных проверок таких вот неплатежеспособных компаний. Но что делать в такой ситуации и куда идти? Несмотря на то, что от компании уже нельзя было добиться выплаты долга, оказалось, что один выход всё же есть.

Дальнобойшик получит заработанные деньги

Как бы кто не критиковал бюрократические европейские порядки и законы, социальная защита и справедливость для человека в ЕС  соблюдается на высоком уровне. Вот ради сравнения представим ситуацию и поразмыслить, сможет ли простой работник добиться выплат задолженности по зарплате, если:
1. суд признал предприятие банкротом;
2. из имущества ничего нет на продажу, чтобы выплатить задолженность по зарплате?

В белорусском законодательстве такая категория, как выплата зарплаты работникам банкротом – первоочередная. Но если на предприятии нет имущества, то получит ли он заработаную плату? Вообще-то, варианты не просматриваются. Но если кто-то знает примеры, то поделитесь – людям будет это очень полезно. Пишите на адрес электронной почты: media.gnc1@gmail.com.

В Литве, оказалось, что вариант даже в критическомслучае есть. Если по закону работник остался без зарплаты, а средств, чтобы взыскать долги с обанкротившегося должника нет, то пострадавшему – долг выплатят из Гарантийного фонда – за счет государственных ресурсов. Вот с чем не поспоришь, так это с тем, что это справедливо. Работяга должен в любом случае получить свои деньги, а не увидеть отписки и сожаления, мол, такой закон.

СПРАВКА:

Компания „Baltic International Group Limited“на рынке работала более 12 лет и была успешной. За 2021 году чистая прибыль была 380 522 евро. А долходы от продаж составляли более 2,5 млн евро за год. В конце прошлого года работников на фирме было более 40 человек.

И зарплата была неплохой, судя по отчётам, которые есть в открытом доступе. Даже в период банкротства средняя зарплата до вычетов налогов  на 01.09.2024 года составила в 7 343 евро. А вот чистыми средняя за последние 12 месяцев была 1814 евро. В белорусских рублях это всего каких-то жалких 6330 рублей.

зарплата
Зарплата в компании на 01.09.2024 года составляла 7 343 евро (без учёта налогов)

Средняя зарплата в компании „Baltic International Group Limited“ на 01.09.2024 года составляла 7343 евро (до вычета налогов)В феврале 2024 года в компании работало 36 человек, в мае осталось всего 12 работников. А 3 июля Вильнюсский суд принял дело о банкротстве комании. На 18 сентября 2024 года сотрудников не осталось. Возможно,  не выдержала конкуренции с крупными фирмами или из-за долгов.