Впервые за несколько лет генеральный директор «Буслiка» Сергей Мисяченко дал интервью и рассказал обо всём, что происходило до и после шокирующего объявления польской компании ‒ инвестора сети «Буслiк» CDRL об утрате контроля над белорусской «дочкой», отзыва инвестиций из проекта со стороны Альфа-Банк Беларусь и совещания с арендодателями в МАРТ.
Ситуация вокруг хорошо известной белорусам сети супермаркетов для детей «Буслiк» начала стремительно разворачиваться в октябре 2023 года, когда польская компания-инвестор CDRL сообщила через открытые источники о том, что видит признаки утраты своего контроля над дочерним предприятием ООО «ДПМ» («Буслiк»), пишет Myfin.
В связи с такими обстоятельствами руководство CDRL решило приостановить дальнейшие поставки товаров в адрес ООО «ДПМ» и списать его непогашенную дебиторскую задолженность в размере 1,7 млн злотых (примерно $402 тыс.). Еще около 3 млн злотых (примерно $709 тыс.) компания планировала списать по результатам IV квартала 2023 года.
В уведомлениях компании также отмечалось, что Альфа-Банк в Беларуси истребовал возвращение валютного кредита, получив право на обращение взыскания на имущество белорусского юрлица.
Спустя некоторое время, с февраля 2024 года, в арбитражные суды с исками в отношении белорусского «Буслiка» обратилось более десятка российских производителей и поставщиков. Среди истцов значились производители шапок, оптовые продавцы игрушек и подгузников и т.д.
А уже в апреле 2024 года в Торговом реестре Беларуси появилась информация о том, что все оставшиеся магазины сети «Буслiк» закрыты. Данные реестра показывают, что в 2024 году у сети оставалось около двух десятков торговых точек.
На данный момент ни одна из них не работает. Также информация из базы данных свидетельствует, что в прошлом, 2023 году, закрылось 18 магазинов. Сайт «Буслiка», через который ранее можно было заказывать товары, тоже недоступен.
Напомним, что сеть была основана в 2006 году, первый магазин появился недалеко от торгового центра «Рига». А через десять лет у «Буслiка» было уже более 40 торговых объектов.
На старте проекта Сергей Мисяченко привлекал финансирование Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в результате чего на какое-то время банк получил долю в бизнесе около 25 %. В 2018 году 74,9 % сети, в том числе всю долю ЕБРР, продали польской компании CDRL. По условиям сделки Мисяченко остался в сети на посту руководителя компании с 25,1 % акций.
‒ Сергей, до октябрьского публичного заявления были ли какие-то попытки со стороны представителей CDRL разъяснить вам ситуацию и дальнейший план действий с их стороны? (Напомним для читателей, что CDRL принадлежит 74,9 % акций ООО «ДПМ»).
‒ Нет. Инвестор был очень закрыт во многих вопросах. После этого заявления мы также узнали из прессы, что наш инвестор получил страховое возмещение в размере 90 % за утрату капитала, вложенного в сеть «Буслiк».
Могу предположить, заявление об утрате контроля было одним из факторов, необходимых для доказательства наступления страхового случая.
В свои планы и подробности своих действий компания CDRL меня не посвящала. Заявление об утрате контроля просто свалилось на нас из прессы.
‒ Ни до, ни после непосредственной коммуникации с компанией CDRL не было?
‒ Была, но очень редкая. Вообще, мы сами поняли, что что-то не так, ещё весной 2023 года, когда без всяких видимых причин не получили поставок весенней коллекции, а потом и летней, и осенней… Условно говоря, с весны 2023 года наш инвестор просто перестал нас поддерживать.
‒ К каким последствиям привело отсутствие поставок ключевого бренда Coccodrillo? В какое финансовое состояние это привело компанию?
‒ Бренд Coccodrillo, который принадлежит CDRL, всегда был флагманом нашей сети. И любой потребитель может вам сказать, что «Буслік» ассоциировался именно с Coccodrillo. Но если опустить лирику, то фактически на этом продукте была построена вся бизнес-модель.
По этой причине поляки и инвестировали в нашу сеть, это была инвестиция в их собственную стратегию. В 2006 году мы завезли этот бренд в Беларусь, развили его и продавали больше всех игроков в мире. Если оцифровать, то годовой оборот продаж по всему миру у Coccodrillo был порядка 50 млн евро. 5‒7 млн в год приходилось на «Буслік» ‒ это 10 и более процентов оборота.
‒ Когда CDRL заблокировала поставки, какие действия вы предприняли?
‒ Мы сделали две правильные вещи:
Но поскольку у нас не было новых поступлений товара, полки начали «вымываться». Нам не оставалось ничего другого, кроме как закрывать магазины и свозить остатки на оставшиеся торговые точки.
У нас был чёткий график сокращений, ведь нам нужно было соблюдать условия выхода из торгового центра, заблаговременно предупреждать обо всём наемных сотрудников, арендодателей, вывозить товар и оборудование. Закрыть сеть ‒ это очень непростая задача.
На начало 2023 года у нас было около 40 магазинов, 800 сотрудников. Мы хотели сохранить примерно 15 торговых точек в самых крупных торговых центрах и крупнейшие региональные магазины. Но, как вы знаете, нам это не удалось.
‒ Какая маржинальность была у сети в лучшие времена?
‒ Около 30%. В самые лучшие годы мы доводили до 35%. Я думаю, что в детском ритейле это хороший показатель. А когда вступило в силу постановление № 713 «О ценовом регулировании», мы за две недели переоценили все товарные в минус 10 миллионов рублей. Конечно, это не могло не повлиять на маржу.
‒ Как продвигались поиски новых брендов, которые могли бы заместить в вашей бизнес-модели Coccodrillo?
‒ Любой бренд, который можно было бы быстро вывести на белорусский рынок, должен был быть цельным, понятным. Потому что времени на раскрутку чего-то нового у нас не было от слова совсем.
И желательно, чтобы с нами сотрудничал владелец этого бренда в качестве инвестора, который хотел бы иметь большую сеть сбыта здесь и в России.
На самом деле одним из путей выхода из сложившейся ситуации мы видели перенос сети в Россию. Но здесь свою роль сыграла геополитика: у польского инвестора был контрольный пакет, и все идеи, которые менеджмент выдвигал для сохранения сети, они блокировали.
Нам просто не разрешили идти в Москву. Хотя мы могли разобрать все 40 магазинов и открыть их там, нам сказали: «Нет, до свидания. Мы в Москве никаких дел не ведём».
‒ Что говорили вам инвесторы, к которым вы обращались в поисках финансирования?
‒ Что бизнес-модель нерабочая. Инвестор обычно покупает либо рабочую бизнес-модель, либо какую-то долю рынка. В нашей области игроков, которым нужна была бы доля рынка, не было. «Детмиру», например, «Буслік» был не нужен совершенно, потому что это совсем другая бизнес-модель. Им не было смысла покупать сеть ‒ эффективнее развивать свою.
‒ В 2019 году в Минске открылся первый магазин «Детмир», что положило начало экспансии на белорусском рынке известной в России и Казахстане торговой розничной сети «Детский мир». Были ли у вас предварительные контакты с представителями компании до или после её выхода на наш рынок?
‒ Да, первые контакты у нас состоялись в 2008 году: они хотели купить «Буслiк». По крайней мере, они говорили. Но на самом деле, я в этом уверен, они просто наблюдали за нашим развитием, посматривали на нашу бизнес-модель, чтобы понять, как правильно развиваться в Беларуси.
‒ Какие аргументы привел Альфа-Банк Беларусь, когда истребовал возвращение валютного кредита?
‒ После того как CDRL заявила о потере контроля и официально отказалась от финансирования и поддержки сети, у Альфа-Банка возник резонный вопрос: «А почему мы до сих пор финансируем этот бизнес?»
На самом деле Альфа-Банк всегда финансировал нас намного больше, чем CDRL. И в сложившейся ситуации их объявление о том, что они отзывают кредит, не было неожиданностью.
Если самому инвестору его компания неинтересна, то банк тоже не готов её содержать. Все было логично.
Но! Это очень важно подчеркнуть. Альфа-Банк Беларусь – это компания, которая поддерживала нас до самого конца. Они пошли на все условия, которые мы представили в рамках антикризисного плана. Сказали: «Ребята, мы за вас! Мы будем бороться за сохранение «Бусліка».
Но когда твой акционер за тебя не борется, что банк может решить…
‒ В СМИ была информация о том, что вы подали заявление минским властям о том, чтобы предотвратить банкротство. Как известно, с 1 октября 2023 года в Беларуси вступило в силу новое постановление о банкротстве, основная задача которого ‒ помочь сохранить бизнесу, который находится в сложной ситуации, сотрудников и производство. Какие были основные пункты вашей стратегии, представленной в МАРТ, по выходу из кризисной ситуации?
‒ После того как была инициирована процедура банкротства, у нас была возможность предложить план выхода из неплатежеспособности. Если очень сильно упростить, то это звучит как:
Если ваш план поможет спасти бизнес ‒ то давайте над ним работать.
Мы действительно представили такой план, в котором у нас было всего четыре пункта:
Мы построили финансовую модель и представили её в МАРТ. Там её посмотрели, сказали: «Да, интересно, можно поработать». Нужно сказать, что после совещания и сам МАРТ нас тоже поддерживал до самого конца. Всё руководство – это была колоссальная поддержка.
Более того: в МАРТ мне помогли собрать совещание всех девелоперов, у которых мы арендовали помещения по всей стране. И вот здесь мы столкнулись с непониманием…
Были такие, которые сказали: «Сергей, ок, бизнес должен жить!» А некоторые просто сказали: «Нет, никогда!» А после совещания сразу же написали нам односторонние отказы от сотрудничества. То есть для некоторых это совещание в МАРТ стало триггером, что, мол, всё, «Буслiк» ‒ до свидания.
И тогда мы поняли, что на этом ‒ всё. Я собрал общее собрание акционеров, доложил эту обстановку и сказал: «Уважаемые господа, мы банкротимся».
Ну а дальше всё стандартно. Суд принял решение о защитном периоде, который даёт возможность кризисному управляющему разобраться, чтобы потом он на заседании доложил, что да, факты, изложенные генеральным директором сети, соответствуют действительности ‒ суд может открывать процедуру банкротства.
‒ Непросто пережить закрытие бизнеса, которому отдал почти четверть века. Какие были мысли, как удалось собрать себя?
‒ Когда я передал дела кризисному управляющему, первое время просто не понимал вообще, что делать дальше. Я почти 24 года делал один проект, на одном рабочем месте проработал… Это целая жизнь.
И я начал собирать себя из того, что у меня получилось за эти годы. Я решил, что если бы на самых ранних этапах не привлёк инвесторов ЕБРР, CDRL ‒ не получилось бы никакого «Бусліка».
Руководителям бюджетных организаций в Беларуси предоставлено право утверждать штатную численность работников в меньшем количестве, чем…
Погром устроил на почте утром 21 ноября 2024 года 39-летний житель агрогородка Рясно Дрибинского района…
История произошла в октябре 2024 года, когда, будучи пьяным, местный житель ударил кулаком по лицу…
Импортные лекарства всё ещё можно найти на полках белорусских аптек, хотя теперь это получается не…
Необычный способ наказания придумал 42-летний житель Мозыря для своего ребёнка. Он сковывал его ногу цепью…
Отрицательные температуры воздуха стоит ожидать в ближайшую пятницу и на выходных 22-24 ноября 2024 года,…
Мы используем файлы cookies.