По «кошачьим лбам» вприпрыжку: доасфальтовая эра барановичских улиц

Так уж повелось, что и профессиональные историки, и краеведы-любители в своем извечном стремлении заглянуть подальше в прошлое Барановичей иногда в упор не замечают, что творится у них под самым носом. Точнее – под ногами! А там, оказывается, чего только не бывало за всю историю су-ществования города: и «кошачьи лбы» и «пинская костка» она же – «три-линка», и розовый кварцит и черный базальт с гранитодиаритом…

Если вы еще не догадались, то далее речь пойдет о «доасфальтовой» эре барановичских улиц, а также улиц большинства других белорусских городов.

Не в лоб, но по лбу…

Мы можем с большой долей вероятности предположить, что первыми магистралями, получившими искусственное дорожное покрытие в Барановичах, стали отрезки современных Фроленкова, Вокзального проезда, Ленина и Брестской. Откуда такая уверенность? А дело в том, что через отдельные участки этих улиц проходило шоссе Барановичи-Белосток, строительство которого было завершено только в 1902 году. Начиналось оно на привокзальной площади современного Полесского вокзала и по упомянутым улицам шло через поселок Барановичи и местечко Розвадово в направлении Белостока.

Фрагмент шоссе Барановичи-Белосток. Совр. ул. Вокзальный проезд в Барановичах

Мостили шоссе булыжником, собранным с окрестных полей. Специально обученные люди выкладывали его на песчаную «подушку», заливали водой и утрамбовывали. Камень не стесывали, поэтому его выступающая поверхность была округлой формы. Видимо, отсюда и возникло народное название данного вида мощения – «кошачьи лбы» («кошачьи головы»). Скорее всего, термин пришел к нам из Польши и в оригинале звучал, как «kocie łby».

Улица Шоссейная (совр. Брестская) периода 1915-1918 гг.

Достоинства и недостатки

Мощёные улицы выглядели гораздо опрятнее и чище. Обычной грязи и слякоти на них практически не было, кроме всего прочего еще и потому, что по бокам, как правило, делалось углубление в виде канавок для стока дождевых и талых вод. Чуть позже более светлым булыжником стали выкладывать и разделительную полосу. Ходить и ездить по мощеным улицам может было и не очень удобно, зато колеса повозок в грязи не застревали, а башмаки пешеходов оставались довольно чистыми и сухими.

Существует открытка с изображением ул. Мариинской (современной Советской), изданная на основе фотографии, сделанной примерно в 1908 году. Там как раз изображен период укладки брусчатки. Если внимательно присмотреться, то видно, что одна часть улицы уже замощённая, другая только ждет своего часа, а по бокам насыпаны небольшие кучи приготовленного камня.

Первое мощение ул. Мариинской (совр. Советской). 1908 г.

Были в городе и дороги из кварцита. Это такой природный камень белого, серого или красноватого цветов, который имеет очень высокую степень твердости, плотности и огнеупорности, демонстрирует устойчивость к щелочным и кислотным средам, а первые признаки крошения у него появляются лишь через 250-300 лет.

Пожалуй, единственным его недостатком можно считать слабую адгезию – сцепление разнородных поверхностей. При обильных осадках, гололеде и сильных заморозках его поверхность становилась довольно скользкой и могла вызвать аварийную ситуацию на дороге или повысить риск травматизма у пешехода.

В начале 40-х годов кварцитом была вымощена улица Тополевая. Большая часть её сегодня укатана асфальтом, но небольшой фрагмент у самого храма святого Великомученика и Победоносца Георгия сохранился. Он был специально расчищен к 150-летниему юбилею Барановичей в 2021 году.

Мостовая из кварцита в районе ул. Тополевой

Так появились тротуары

Мы не случайно вспомнили про открытки начала прошлого века. Именно они дают нам довольно полное представление о дорожном покрытии тех времён. И именно благодаря им мы узнаём, что тротуары на некоторых улицах появились ещё раньше, чем брусчатка.

Впрочем, в полном смысле тротуарами это тоже было назвать сложно. На самом деле, речь идёт о обычных досках, расположенных вдоль и по краям улицы. Иногда это были небольшие деревянные плашки длиной до одного метра, уложенные перпендикулярно проезжей части.

Деревянный настил вдоль улицы

Только в 20 годах ХХ века на смену дереву пришли специально изготовленные плитки из бетона. Их величина и форма варьировались. Но чаще всего это был квадрат с длиной грани до полуметра. Еще лет пятнадцать-двадцать назад их можно было встретить на ул. Дзержинского у входа в Барановичский городской отдел управления КГБ РБ по Брестской области. А также на ул. Пионерской в районе отделения Белгосстраха.

Тротуарные дорожки Барановичей 30-х годов

Тротуарную плитку примерно того же периода, но гораздо меньшую по размерам (с длиной грани около 15 см), дорожники откопали при реконструкции улицы Фроленкова на углу с Першукевича. Были, скорее всего, и другие образцы, которые тоже когда-нибудь будут найдены при строительных работах.

«Пинская костка» в Барановичах

Очень интересные формы дорожного покрытия были обнаружены в районе гимназии №4 и в одном из дворов по ул. Горького. Это так называемая «пинская костка» или «трилинка». Изобрел и запатентовал ее польский инженер Владислав Трилинский в 30-ых годах XX столетия. Она представляла собой бетонный шестиугольник с вкраплениями натурального камня особой прочности. Чаще всего это был базальт, иногда – гранит.

Оригинальная «пинская костка»

Технология ее изготовления была следующей: в специальную форму определённым образом укладывались фрагменты породы, после чего они заливались бетонным раствором высокой марки. Следующий окончательный слой бетона был уже менее прочный. Высохшую плитку затем переворачивали и укладывали на песчаную подушку.

Таким образом в конце тридцатых годов были сделаны дорожные покрытия в Пинске, Бресте, Лунинце, Слониме и других городах западной Беларуси. В Барановичах же чаще всего попадался контрафакт. Дело в том, что с каждой уложенной шестигранной плитки Трилинский, согласно патента, получал 2 гроша. На метр квадратный такого покрытия требовалось десять плиток. Вот и посчитайте доход инженера, изобретением которого мостились целые улицы и даже шоссе Пинск-Кобрин.

Фрагмент «трилинки», найденный на ул. Горького

Власти это категорически не устраивало, и тогда они затеяли выпуск четырёхгранной плитки, что не нарушало патент Трилинского. И хотя углы у неё довольно часто отламывались, удешевлённое дорожное покрытие оказалось востребовано.

Сегодня контрафактную плитку-трилинку в Барановичах можно увидеть на территории бывшей телестудии «Интекс» по адресу ул. Комсомольская, 65.

Дорожка из четырехгранной «пинской костки» у здания бывшего «Интекса»

Мозаиковая мостовая на ул. Шептицкого

Самым оригинальным дорожным покрытием в Барановичах считается обработанный базальтовый камень, уложенный в виде волны на отрезке бывшей улицы Шептицкого, нынешней Советской. Этот участок появился в конце тридцатых годов и простирался от путепровода до современной пл. Ленина.

В 2010 году брусчатка подверглась серьезной реставрации (заглавное фото). Было снято все покрытие и уложено заново. Только выкладывали её уже не на песок, а на десятисантиметровый слой песчано-цементной смеси, которую в свою очередь рассыпали на предварительно уложенную шестнадцатисантиметровую бетонную основу.

Мозаиковое базальтовое покрытие на отрезке совр. ул. Советской

Реставрационные работы не обошлись без конфуза. Всё было сделано на достаточно высоком уровне за исключением одной детали. После реставрации выяснилось, что рисунок волны, в виде которой была уложена брусчатка изначально, поменял направление на противоположное. Впрочем, спустя пару лет горожане об этом благополучно забыли.

В прошлом году участок улицы Советской, на котором сохранилось базальтовое покрытие, решением Барановичского горисполкома стал пешеходным. В настоящее время ведутся работы по его благоустройству.

Сохранить не удалось

Оригинальное базальтовое покрытие, украсившее трехсотметровый участок ул. Советской, считается единственным в Беларуси. Примерно такой же степени уникальности в 2019 году было обнаружено покрытие и на привокзальной площади Полесского вокзала. Оно тоже было уложено в виде волны, но только не базальтовыми кубиками, а аналогичным по форме и размерам камнем гранитодиаритом.

Неожиданная находка из гранитодиарита. Привокзальная площадь, 2019 год

Брусчатка находилась под слоем асфальта и была, скорее всего, утилизирована вместе с ним. Отрадно, что небольшое количество этого натурального камня всё же удалось сохранить и выложить им небольшие по площади фрагменты у мемориальный знака, посвященного рабочей забастовке 1905 года и у знака в честь города-побратима Карлово (Болгария).

Современное оформление памятного знака аутентичной брусчаткой 30-х гг.

А вот на очередной памятный знак, появившийся на привокзальной площади в сентябре 2024 года, гранитодиарита уже не хватило. Пришлось использовать базальт, оставшийся после реставрации ул. Советской. И такой архитектурный разнобой выглядит несколько неуместно…

Брусчатка с Советской уже и на привокзальной площади

В наши дни

Еще в конце шестидесятых такие центральные улицы, как Ленина, Комсомольская, Куйбышева, Баранова, Притыцкого и большинство других по-прежнему оставались «каменными». Старожилы еще помнят, как в базарные дни в районе городского рынка с раннего утра грохотали по булыжной мостовой обитые железными обручами колеса телег колхозников из ближайших деревень.

Видно булыжное покрытие на ул. Комсомольской. 1969 год.

«Обзаводиться» асфальтом городские магистрали начали только в начале семидесятых. Дорожники клали асфальтовое покрытие прямо на булыжник, поэтому сегодня при ремонте или прокладке коммуникаций очень часто можно увидеть первоначально уложенную на улице брусчатку.

Тротуары сначала тоже покрывались асфальтом, однако с введением в строй в 1972 году Барановичского комбината сенажных башен, весь центр города постепенно покрылся сенажной плиткой, выпускаемой на комбинате.

Барановичского комбината сенажных башен больше не существует

Это были массивные параллелепипеды длиной больше восьмидесяти сантиметров и шириной сантиметров тридцать. Их характерная особенность – вогнуто-выпуклые боковые грани и внутренние пустоты. Такую плитку до сих пор можно встретить на тротуарах периферийных улиц и скверов.

Однако, спустя три десятка лет ей на смену пришла продукция Барановичского комбината железобетонных конструкций. В 2004 году он освоил выпуск мелкоштучной бетонной тротуарной плитки двух видов: прямоугольной и фигурной. Аналогичной плиткой различных производителей мостят тротуары в Барановичах и сегодня.

Продукция Барановичского комбината ЖБК

Такой материал, как бетон, используется в городе и для создания новых улиц. Осенью 2021 года были забетонированы транспортные артерии микрорайона Северный-2. Позже им дали названия в честь Героев Беларуси – майора Андрея Ничипорчика и лейтенанта Никиты Куконенко.

Там, где кончается асфальт и начинается «бетонка». Ул. Майора Андрея Ничипорчика

***
На этом мы, пожалуй, и остановимся. Пусть рассказ о современном состоянии дорожного и тротуарного покрытия в Барановичах продолжат со временем будущие историки и краеведы. Подождём…

Интересные факты

Дворцовый водоворот. Барановичский район

Диковинные храмы и уникальный источник в Барановичском районе

От мальтийских рыцарей до Мицкевича: уникальные памятники Барановичского района

По Барановичскому району на машине времени

Георгий Яроцкий из Барановичей – герой НЕ нашего времени

Что посмотреть в Барановичах: как было, что стало, чем сердце успокоишь

Брестская крепость… в центре Барановичей

Орёл над площадью в Барановичах… В истории было и такое

Что посмотреть туристам в городе Берёза Брестской области

Сенсации о Берёзовском районе есть в новой книге брестского профессора

Что посмотреть в Ивацевичах: достопримечательности и связь с океанами

Recent Posts

«Руки вверх»: парень в Столинском районе пошутил с пистолетом

19-летний молодой человек в одном из рабочих посёлков Столинского района пошутил с пистолетом, что перепугал…

21.10.2024

Дальнобойщик рассказал, как живёт на пособие по безработице после аварии во Франции

Иногда может казаться, что джокер у вас в кармане – вы нашли работу с достойной…

21.10.2024

Как сельчане переделывают своих двухколесных коней в электровелосипеды

Электровелосипеды приобретают все большую популярность, но, несмотря на преимущества, они пока ещё не всем по…

21.10.2024

С россиянами хотят строить скоростную магистраль через Беларусь

Кроме того, будут ремонтировать дорогу Брест-Гомель и Минск-Полоцк-Витебск. Что ещё обсуждали на тему дорог в…

21.10.2024

На польской почте состоится забастовка

Более 96% работников Poczta Polska проголосовали за начало забастовки. По этому поводу проходил опрос более…

21.10.2024

Какие незамерзайки запрещены в Беларуси

Каждый год Госстандарт запрещает продавать в Беларуси всё новые и новые незамерзающие стеклоомывающие жидкости. Одна…

21.10.2024