С 1 октября 2024 года вступило в действие решение Евросоюза, касающееся запрета на ввоз в Беларусь бывших в употреблении товаров (секонд-хенд). Но убьют ли эти санкции торговлю подобными товарами в стране и наступят ли «золотые времена» для предприятий Беллегпрома?
Ещё минувшим летом Евросоюз распространил на Беларусь некоторые санкции, принятые ранее против России. В частности, был введён запрет на ввоз в Беларусь более 400 категорий товаров.
В этот список попали, в том числе «одежда и прочие изделия, бывшие в употреблении». Запрет на экспорт секонд-хенда начал действовать с 1 октября 2024 года.
В конце лета в своей публикации на эту тему «Першы» обращал внимание на официальную статистику. По версии белорусских властей, на тот момент продажи в секонд-хендах составляли около 35% от общего объема потребления одежды в стране. Правда, с этими цифрами были согласны не все знатоки рынка подержанных товаров.
Бурно отреагировали на европейские санкции в Министерстве иностранных дел Беларуси. Там обвинили европейских чиновников в цинизме, ссылаясь на то, что секонд-хенд пользуется спросом «прежде всего у малообеспеченных граждан».
При этом в МИД заверили, что белорусский легпром предлагает сегодня широчайший ассортимент качественных товаров. Как говорится, на любой вкус и кошелек. «Кроме того, импорт из дружественных стран тоже никто не отменял», — говорилось в заявлении внешнеполитического ведомства.
Ожидается, что ограничения на ввоз б/у товаров коснутся примерно 2800 торговых точек, включая онлайн-магазины. Кто-то из них планирует завозить товар через Казахстан и Турцию, кто-то использует запасы купленной одежды. А есть ли те, кто начинает готовиться к закрытию магазинов?
Брестчанка Ольга находится в декретном отпуске и в свободное время часто бывает в магазинах секонд-хенд.
«Пока всё работает. Люди, как обычно, приходят, пока ничего не поменялось, — рассказывает молодая мама. – Хожу туда, поскольку хочется что-то интересное найти. Ребёнку покупаю много всего, даже не с целью экономии, мне качество больше нравится, чем в обычных магазинах».
Собеседница признается, что редко покупает вещи белорусского производства. Её часто не устраивает ни качество, ни цена товаров: «За такие деньги я не готова покупать белорусское».
Александр живёт в небольшом райцентре на юге Беларуси и тоже отмечает востребованность магазинов секонд-хенд. По его словам, в маленьких населённых пунктах иногда это единственный магазин одежды. Как считает Александр, даже если Беллегпром заявляет о высоком качестве своей продукции, то проигрывает товарам секонд-хенд в цене.
«Властям может и хотелось бы, чтобы секонды исчезли, но полностью закрыть такие магазины они не могут, — убежден мужчина. – Дело в том, что покупательская способность населения невысокая: белорусы не могут позволить себе одеваться исключительно в продукцию Беллегпрома».
Александр считает, что себестоимость белорусской продукции выходит слишком высокой из-за устаревших технологий. «Глянешь иногда на те модели отечественной одежды, что есть в торговле и желание покупать пропадает», — говорит житель райцентра.
По его мнению, даже если товаров секонд-хенд из-за санкций в Беларуси станет меньше, люди скорее предпочтут более дешевую и модную одежду из Китая или Турции. А ещё не исключено, что теперь секонд-хенд из ЕС будет поступать с параллельным импортом. То есть, через «дружественные» для Беларуси страны.
Такого же мнения придерживается и экономист Анастасия Лузгина. Она также прогнозирует рост поставок европейского секонд-хенда из третьих стан.
«Основной эффект, который, скорее всего, мы увидим, — средний чек повысится за счёт того, что логистика усложнится, — отмечает эксперт. — Плюс к этому сложнее будет работать мелким магазинам. Количество самих секонд-магазинов в Беларуси, предположительно, может снизиться в связи с этими ограничениями».
Кроме того, Анастасия Лузгина сомневается, что европейские санкции помогут Беллегпрому.
«Если бы секонды были полностью закрыты, то это, возможно, возымело бы положительный эффект для легкой промышленности Беларуси. Но в нынешней ситуации это вряд ли возможно», — поясняет Лузгина.
А что говорят сами владельцы магазинов, торгующих б/у вещами? Один из них на условиях анонимности рассказал «Першаму», что санкции ЕС особо не волнуют. По словам мужчины, из-за того, что в Беларуси введена обязательная сертификация товаров, поступающих из-за границы, большинство стоковых магазинов по документам числятся секонд-хендами. При этом одежду секонд-хенд ввозят по другим нормам: каждую вещь сертифицировать не надо. Исключительно б/у одеждой, по словам собеседника, в Беларуси занимаются только крупные сети магазинов секонд-хенд.
Владелец торговой точки подчеркивает, что санкции его коллег-предпринимателей не беспокоят. Все работают через поставщиков, которые «объедут через Казахстан, Узбекистан, Турцию».
Что касается цен в магазинах, то они если и вырастут, то незначительно. Мужчина рассказал, что б/у вещи везут десятками тонн и это сокращает расходы на транспортировку.
Между тем, данные Белстата свидетельствуют, что расцвет бизнеса секонд-хенд пришелся на 2019 год. Тогда в страну было ввезено 48,3 тысячи тонн такой одежды на общую сумму $87,3 миллиона.
Потом случился коронавирус и импортные поставки заметно просели. В 2020-2021 годах они упали до 44 и 41 тысячи тонн соответственно. В деньгах эти поставки оценивались в $59 и $62 миллиона. А дальше белорусские власти перестали делиться официальной статистикой объёмам внешней торговли.
Кстати, в последнее время гораздо сдержаннее работу магазинов секонд-хенд комментирует руководство концерна «Беллегпром». Там теперь убеждены, что запрещенные на ввоз из ЕС товары всё равно попадут в Беларусь. Только теперь уже не прямым путём.
По словам председателя Беллегпрома Татьяны Лугиной, ежегодно в страну ввозится б/у одежды примерно на $60−80 миллионов. Большая часть продаётся (примерно на сумму до $70 миллионов), а остальное уходит на реэкспорт.
«Конечно, секонд-хенд, и об этом свидетельствуют цифры, оказывал определенное влияние на белорусский потребительский рынок. Мы научились жить с этим, но европейцы дошли до того, что сами ввели санкционные ограничения, запретив ввоз данной категории товара в нашу страну», — отметила Татьяна Лугина.
При этом она высказала надежду, что грамотные руководители белорусских предприятий сумеют эту нишу занять. По словам руководителя концерна, ограничения введены недавно и рынок ещё не ощутил их очевидного влияния.
«Вместе с тем я убеждена, что другой мир способен заместить тот ассортимент продукции, который ввозился из европейских стран под категорией товаров секонд-хенд», — резюмировала Лугина.
Похоже, власти тоже стали осознавать, что успешность бизнеса с секонд-хендом невозможно объяснить ростом благосостояния населения. Скорее наоборот: имеющие скромные доходы куда чаще будут интересоваться б/у товарами.
Об этом же свидетельствуют и результаты исследования консалтинговой компании ThredUp. По итогам последнего из проведенных опросов выяснилось, что 60% потребителей считают, что одежда из комиссионных магазинов «наиболее выгодна».
Но есть и другие причины, по которым покупатели выбирают одежду и обувь из секонд-хендов. Например, возможность найти «уникальные товары» и желание вести экологичный образ жизни. Кроме того, 38% опрошенных заявили, что покупают подержанные вещи, ибо только так могут позволить себе дорогую брендовую одежду.
Более того, ожидается, что вплоть до 2028 года глобальный рынок подержанной одежды будет расти в среднем на 12%. Но как на этом позитивном фоне будет выглядеть Беларусь – пока непонятно.
Чем Беларусь торгует с Евросоюзом в период санкций
Погром устроил на почте утром 21 ноября 2024 года 39-летний житель агрогородка Рясно Дрибинского района…
История произошла в октябре 2024 года, когда, будучи пьяным, местный житель ударил кулаком по лицу…
Импортные лекарства всё ещё можно найти на полках белорусских аптек, хотя теперь это получается не…
Необычный способ наказания придумал 42-летний житель Мозыря для своего ребёнка. Он сковывал его ногу цепью…
Отрицательные температуры воздуха стоит ожидать в ближайшую пятницу и на выходных 22-24 ноября 2024 года,…
В Германии умер Михаил Еремец, работавший в области физики высоких давлений и сверхпроводимости. Белорус был…
Мы используем файлы cookies.