Как появилась и живет на западе Польши большая диаспора переселенцев из Берёзы

На западе Польши, у самой границы с Германией, живет большая диаспора полешуков – выходцев из Берёзовского и других районов Брестской области. Они пытаются сохранить наш полесский диалект, традиции и обряды, наши песни – одним словом, все то, что для нас, жителей Беларуси, является обыденностью. Каким же образом немалая часть белорусского Полесья оказалась оторванной от своего «материка»?

Начало «большого переселения»

Самую массовую миграцию населения Европы в ХХ веке вызвала Вторая мировая война. Серьезным образом она зацепила и территорию Беларуси. В первые послевоенные годы у местного населения появилась легальная возможность уехать в Польшу, и многие ею воспользовались. Люди боялись репрессий, высылки в Сибирь или Казахстан, раскулачивания, с чем они уже успели столкнуться в 1939 – 1941 гг. Это и стало главной причиной «исхода».

Житель польского города Зелена Гура Павел Товпик, сын эмигранта из Берёзы, много лет исследует тему послевоенного переселения польского населения из Берёзовского района, и рассказывает, как это происходило:

– В сентябре 1944 года правительство СССР вместе с созданным в Москве Сталиным Польским Комитетом Национального Освобождения заключило соглашение о переселении польского населения из бывших польских областей, вошедших в состав Украинской, Белоруской и Литовской Советских республик. Согласно ему, в 1945-1947 гг. только из Берёзовского района было переселено в Польшу 13 305 человек (4,85 % всех репатриантов из восточных пограничных районов). Процессом переселения занималось польское Государственное управление по репатриации, но представители советских властей также входили в состав комиссий, где записывали людей на выезд. Перед отъездом специальная комиссия составляла описание и оценку имущества, оставляемого переселенцем. Также всегда оформлялась репатриационная карточка – одиночная или семейная, куда вносились личные данные переселенца.

Белорусские переселенцы в Польше хранят традиции

Кто мог выехать

В бюро репатриации в Берёзе Картузской нужно было подтвердить свое польское происхождение, предъявив удостоверение личности, свидетельство о крещении или справку от ксендза о том, что человек является католиком. Критерий католик = поляк, православный = русский использовался еще в царское время во время переписей населения XIХ века. Этот принцип был взят на вооружение и советской властью, но он не всегда работал чётко.

Вспоминает Войцех Веришко, его родители-переселенцы родом из бывшей д. Петелево Берёзовского района:

– Моей бабушке Анеле отказали в разрешении на выезд, ссылаясь на то, что она русская по мужу Петру. Только устное подтверждение ее польского происхождения Петром Радкевичем убедило русских. А старшему брату моей матери не разрешили уехать в Польшу: сказали, что во время пребывания в плену он работал на немцев, а теперь должен работать на русских (таково было обоснование). Полесье и так было наименее населенной провинцией перед войной, поэтому Белорусская ССР была заинтересована в том, чтобы оставить у себя как можно больше поляков.

Карта в этнографическом музее «Петелево» в Польше

Некоторые православные, желающие уехать в Польшу, просили, например, моего деда Людвика выступить посредником в получении справки от ксендза о том, что они католики (Антонович, Шибун). Других, у которых были натянутые отношения с коммунистами или местными жителями, и они опасались мести (Рыщик, Кочержинский, Юдчиц, Казимеж Кондаревич), тайно провозили на поезде. Свои семьи некоторые из них перевезли в Польшу только после 1956 года.

К слову, деревня Петелево практически в полном составе переселилась в польский Бялкув и исчезла с карты Берёзовщины.

Макет деревни Берёзовского района в этнографическом музее «Петелево» в Польше

Уезжали вместе со свиньями и коровами

Павел Товпик продолжает:

– Каждая семья могла взять до двух тонн багажа. Таким образом, почти все имущество приходилось оставить, а с собой брали лишь самые необходимые вещи как, например, одежду, основные сельхозорудия, а также, если владели, по одной свинье, корове и лошади. Большинство предчувствовало, что уезжает навсегда, не зная, однако, куда они едут, и что их ждет на новой земле.

Эта телега тоже была перевезена из Берёзовщины

В каждом советском «пульмановском» вагоне размещалось в среднем три-четыре семьи. По одну сторону вагона – животные (коровы, лошади), по другую – люди. В Бресте переселенцы перегружались в польские вагоны, значительно меньшие по размерам, и теперь уже в вагоне размещалось только две семьи.

На Ясельде. Картина в музее в Польше

Новая география жизни

Павел Товпик:

– Первый небольшой эшелон отправился из Берёзы в начале января 1945 года, а люди, уехавшие на нём, поселились в окрестностях Бяла-Подляски, так как фронт стоял тогда на Висле. Другая партия, отправленная в апреле 1945 года, поселилась дальше на западе, в том числе на бывшей довоенной польско-немецкой границе. А транспорт, отправившийся из Берёзы в первых числах июня, прибыл в Зелена-Гуру, и именно на нём первые переселенцы из Берёзы добрались до деревни Охла. Их путешествие длилось целый месяц, поскольку приоритет отдавался поездам с армейскими и военными трофеями. Люди из следующих эшелонов заселили, например, деревни Мыцелин и Негославице возле Шпротавы, Бялкув возле Цибинки, Еленюв возле Зеленой Гуры, Боядла и Конотоп к северо-западу от Славского озера или Ленгово возле Сулехува. Многие семьи сходили с поезда прежде, чем добирались до места своего назначения, а также были и семьи, которые собственными силами переселялись в Польшу.

На новом месте им приходилось начинать жизнь с нуля и с тоской по покинутой родине.

Польские власти предоставили право переселенцам из Полесья занимать опустевшие немецкие деревни. Напомним, немецкое население с территорий, отданных Польше по итогам войны, было переселено в Германию.

Фото переселенцев из Берёзовского района хранят в музее в Польше с уважением к полесским корням

Ностальгия

Конечно, все переселенцы испытывали ностальгию по родине. Периодически они возвращались в Берёзу, но уже как туристы: походить по родным улицам, встретиться с друзьями и знакомыми, посмотреть свои бывшие дома. А единицы не выдержали на новом месте и спустя несколько лет вернулись назад в Берёзу.

Постолы — галоши из авто покрышек

Вспоминает Кароль Петерлейтер, подростком уехавший с родителями в Польшу из Берёзы:

Мы там всё своё бросили, тут заселились в немецкие дома. Боялись колхозов и, что у нас отберут землю. Чем мы тогда будем заниматься? Такая наша ментальность. Насколько мы уезжали, не знали. Ходили слухи, что будет война между Англией или США и СССР, и нас потом вернут назад.

Но назад возвращались единицы. Семья Букача, например, вернулись. Когда мы приезжали в Берёзу, навещали его на Татарской улице. А наш дом стоял на ул. Селецкой, №20. И когда я пришел посмотреть, что там и как, в нём жили незнакомые мне люди. Я им представился. Они очень удивились. Показали мне дом, я рассказали, как дом выглядел раньше: «Тут комора была, тут кухня…». Теперь всё было уже по-другому. Потом я попросил у них разрешения набрать немного земли с участка. Они дали мне слоик, я набрал земли, она до сих пор у меня хранится.

В музее

Сбережение памяти и традиций

Полешуки не растворились в окружающем их польском населении. Во-первых, благодаря тому, что в основном заселились компактно в опустевшие деревни, и это позволило сохраниться родственным и соседским связям. Во-вторых, они осознавали свою аутентичность и решили сохранить насколько это возможно на чужбине свой островок Полесья. Оставленная родина была серьёзной ценностью для эмигрантов и их детей, а у последующих поколений эти понятия постепенно размываются, для них родина –Любушское воеводство Польши, а Полесье – уже какая-то далёкая легенда.

В деревне Бялкув дети переселенцев открыли Полесский дом с музейной комнатой – нечто вроде нашего Дома культуры. В 2019 году построили отдельный этнографический музей «Петелево». А в 2011 году была создана общественная организация «Общество любителей Полесья и Бялкова».

Этнографический музей «Петелево»

Войцех Веришко, нынешний президент правления этой организации:

– Общество «Любителей Полесья и Бялкова» ставит перед собой цель сохранить культуру и традиции Полесского края – наследие наших отцов – и популяризировать их на местном и региональном уровнях. Предметы повседневного обихода, а также сакральные предметы, привезенные в 1945 году, ценой немалых финансовых затрат и при участии многих людей были собраны в Доме памяти и в этнографическом музее «Петелево» в Бялкове.

Расходы на оба музея были покрыты в основном за счет собственных средств. Нематериальные ценности – язык, традиции, песни и живая история нашей родины, оставленная за рекой Буг – были записаны и сохранены во множестве книг, фильмов и компакт-дисков. Все культурное наследие нашего села мы демонстрируем на таких специальных мероприятиях как фестиваль «Боболянка» в честь католического покровителя Полесья Андрея Боболи, фестивале хлеба «Как это было с хлебом» и фестивале картошки «Как это было с картошкой». На эти праздники приглашаются многочисленные фольклорные ансамбли с Любушской земли и из далекого Полесья.

75-летие переселения полешуков

Эти праздники проводятся в основном благодаря нашим спонсорам и жертвователям. Несколько лет назад в результате пожара мы потеряли весь музей под открытым небом. В настоящее время мы собираем средства на его восстановление. Наше общество также внесло огромный вклад в ремонт нашей исторической приходской церкви.

Дух Полесья

В ноябре 2020 года состоялась научная конференция, посвященная 75-летию переселения полесских жителей в Западную Польшу. Главным ее организатором, инициатором и спонсором был доктор Войцех Веришко при поддержке «Общества любителей Полесья и Бялкува», местных властей и всех неравнодушных людей.

Лекции на конференции читали профессора различных университетов. Как впоследствии отметил один из присутствующих: «Организация такого масштабного мероприятия была бы невозможна без участия людей, безмерно преданных делу продвижения полесской культуры, которые жертвовали не только своим драгоценным временем, но и огромными финансовыми затратами. Среди участников царил дух Полесья».

Возле музея такая табличка

А юбилейные мероприятия закончились лишь в 2022 году. В мае в Бялкуве состоялся фестиваль «Боболянки-2022», совмещенный с праздником, посвященным 75-летию переселения полешуков в Западную Польшу. Было время для молитвы, выступлений артистов, интересных бесед и совместного застолья. На торжествах присутствовали представители всех уровней власти – от мэра города Цыбинка до заместителя Председателя Сейма Республики Польша.

У «Общества любителей Полесья и Бялкува» есть свой музыкальный ансамбль «Криниченька», в д. Мыцелин – ансамбль «Мыцелинянки», пропагандирующие полесскую культуру. Они выступают не только в своих деревнях, но и в Зеленой-Гуре и других городах.

Музей в Бялкуве

Полешуки всех стран – объединяйтесь!

Полешуки Бялкува дружат со своими земляками из других населенных пунктов, посещают мероприятия. К ним даже приезжают полешуки с противоположной части Польши – из Подлясья. Вот что написал Дорофей Фионик из г. Бельск-Подлясский по итогам одного такого визита:

– І знов побывалі мы в Бялкові, часті белоруского Полесся, в 1945 рокові пэрэнэсёного пуод Одру, в Любуске. 21 мая, на запрошэне «Товарыства любітелюв Полесся і Бялкова», которого старшынёю е др. Войцех Вэрышко, наша «Жэмэрва» з «Осочнікамі» побывала на іх маёвум святі. По пудляшско-полеську, з Полешукамі – нашымі братамі по роду, наговорылісе і наспівалісе вдовуль. Господарыэ прынялі нас вэльмі сэрдэчно. Дякуем, што Вы е і заховалі, далеко од руоднуй Бэрэзы, свою культуры і традыцыі. Чыкаем Вас на Пудляшу.

Фестиваль полешуков в Западной Польше

«Как это было с хлебом»

Во второй половине июля в Бялкуве «Общество любителей Полесья и Бялкува» организует ежегодное мероприятие под названием «Как это было с хлебом», приуроченное к началу уборки зерновых. Праздник представляет собой живой урок истории, демонстрирующий молодому поколению процесс выпечки хлеба «от зерна до каравая».

Как делают хлеб — основа традиции полешуков в Польше

Процессия жителей деревни с песнями и в сопровождении комбайнов движется на поле. На многих участниках традиционные берёзовские строи, некоторые несут с собой серпы и косы. Уборка начинается с молитвы о хорошем урожае и благословения жнецов. На месте жатвы люди постарше показывают молодежи, как управляться с серпом, косой, вязать сноп – сотни лет это была обычная работа жителей Полесья; затем следует демонстрация работы жатки, сноповязальной машины, комбайна. Здесь же гости праздника угощаются домашней едой.

В «параде» участвуют и старинные комбайны

Вторая часть мероприятия проходит на деревенской площади под живую музыку народных коллективов: для гостей демонстрируются различные этапы традиционной выпечки хлеба. Ну а кульминация праздника – дегустация свежеиспеченного хлеба всеми желающими и, конечно, домашней еды.

Во время фестиваля «Как это было с хлебом» обязательно приходят на поле

Читайте также:
Девушка из Берёзы переехала в США и вышла замуж за морпеха

Recent Posts

Можно ли найти нормальный авто среди «корчей» до 4 тысяч долларов?

Без слёз не взглянешь на некоторые экземпляры. А другие авто натёрты до блеска и даже…

14.11.2024

В Брестском районе во время ремонта автомобиля произошёл взрыв

25-летний мужчина решил отремонтировать свой автомобиль и даже не предполагал, чем могут обернуться самостоятельные сварочные…

14.11.2024

Пассажиры автобуса из Беларуси попали в больницу в Польше

Белорусский автобус с пассажирами попал в аварию ночью 14 ноября 2024 ночью на трассе А2…

14.11.2024

В Кобрине утром внезапно машины стали биться на мостах

Утром 14 ноября 2024 года в Кобрине случилось несколько аварий, в основном, на мостах. И…

14.11.2024

Срок легализации самовольно занятых участков в Беларуси будет продлён

До сих пор крайним сроком для регистрации недвижимости и участков, на которые нет документов, считалась…

14.11.2024

Суд наказал жителя Бреста, продававшего места в очереди на границе с Польшей

Брестчанин систематически продавал места в очереди в пункте пропуска «Брест» на границе с Польшей. В…

14.11.2024