Начало «большого переселения»
Самую массовую миграцию населения Европы в ХХ веке вызвала Вторая мировая война. Серьезным образом она зацепила и территорию Беларуси. В первые послевоенные годы у местного населения появилась легальная возможность уехать в Польшу, и многие ею воспользовались. Люди боялись репрессий, высылки в Сибирь или Казахстан, раскулачивания, с чем они уже успели столкнуться в 1939 – 1941 гг. Это и стало главной причиной «исхода».
Житель польского города Зелена Гура Павел Товпик, сын эмигранта из Берёзы, много лет исследует тему послевоенного переселения польского населения из Берёзовского района, и рассказывает, как это происходило:
– В сентябре 1944 года правительство СССР вместе с созданным в Москве Сталиным Польским Комитетом Национального Освобождения заключило соглашение о переселении польского населения из бывших польских областей, вошедших в состав Украинской, Белоруской и Литовской Советских республик. Согласно ему, в 1945-1947 гг. только из Берёзовского района было переселено в Польшу 13 305 человек (4,85 % всех репатриантов из восточных пограничных районов). Процессом переселения занималось польское Государственное управление по репатриации, но представители советских властей также входили в состав комиссий, где записывали людей на выезд. Перед отъездом специальная комиссия составляла описание и оценку имущества, оставляемого переселенцем. Также всегда оформлялась репатриационная карточка – одиночная или семейная, куда вносились личные данные переселенца.
Кто мог выехать
В бюро репатриации в Берёзе Картузской нужно было подтвердить свое польское происхождение, предъявив удостоверение личности, свидетельство о крещении или справку от ксендза о том, что человек является католиком. Критерий католик = поляк, православный = русский использовался еще в царское время во время переписей населения XIХ века. Этот принцип был взят на вооружение и советской властью, но он не всегда работал чётко.
Вспоминает Войцех Веришко, его родители-переселенцы родом из бывшей д. Петелево Берёзовского района:
– Моей бабушке Анеле отказали в разрешении на выезд, ссылаясь на то, что она русская по мужу Петру. Только устное подтверждение ее польского происхождения Петром Радкевичем убедило русских. А старшему брату моей матери не разрешили уехать в Польшу: сказали, что во время пребывания в плену он работал на немцев, а теперь должен работать на русских (таково было обоснование). Полесье и так было наименее населенной провинцией перед войной, поэтому Белорусская ССР была заинтересована в том, чтобы оставить у себя как можно больше поляков.
Некоторые православные, желающие уехать в Польшу, просили, например, моего деда Людвика выступить посредником в получении справки от ксендза о том, что они католики (Антонович, Шибун). Других, у которых были натянутые отношения с коммунистами или местными жителями, и они опасались мести (Рыщик, Кочержинский, Юдчиц, Казимеж Кондаревич), тайно провозили на поезде. Свои семьи некоторые из них перевезли в Польшу только после 1956 года.
К слову, деревня Петелево практически в полном составе переселилась в польский Бялкув и исчезла с карты Берёзовщины.
Уезжали вместе со свиньями и коровами
Павел Товпик продолжает:
– Каждая семья могла взять до двух тонн багажа. Таким образом, почти все имущество приходилось оставить, а с собой брали лишь самые необходимые вещи как, например, одежду, основные сельхозорудия, а также, если владели, по одной свинье, корове и лошади. Большинство предчувствовало, что уезжает навсегда, не зная, однако, куда они едут, и что их ждет на новой земле.
В каждом советском «пульмановском» вагоне размещалось в среднем три-четыре семьи. По одну сторону вагона – животные (коровы, лошади), по другую – люди. В Бресте переселенцы перегружались в польские вагоны, значительно меньшие по размерам, и теперь уже в вагоне размещалось только две семьи.
Новая география жизни
Павел Товпик:
– Первый небольшой эшелон отправился из Берёзы в начале января 1945 года, а люди, уехавшие на нём, поселились в окрестностях Бяла-Подляски, так как фронт стоял тогда на Висле. Другая партия, отправленная в апреле 1945 года, поселилась дальше на западе, в том числе на бывшей довоенной польско-немецкой границе. А транспорт, отправившийся из Берёзы в первых числах июня, прибыл в Зелена-Гуру, и именно на нём первые переселенцы из Берёзы добрались до деревни Охла. Их путешествие длилось целый месяц, поскольку приоритет отдавался поездам с армейскими и военными трофеями. Люди из следующих эшелонов заселили, например, деревни Мыцелин и Негославице возле Шпротавы, Бялкув возле Цибинки, Еленюв возле Зеленой Гуры, Боядла и Конотоп к северо-западу от Славского озера или Ленгово возле Сулехува. Многие семьи сходили с поезда прежде, чем добирались до места своего назначения, а также были и семьи, которые собственными силами переселялись в Польшу.
На новом месте им приходилось начинать жизнь с нуля и с тоской по покинутой родине.
Польские власти предоставили право переселенцам из Полесья занимать опустевшие немецкие деревни. Напомним, немецкое население с территорий, отданных Польше по итогам войны, было переселено в Германию.
Ностальгия
Конечно, все переселенцы испытывали ностальгию по родине. Периодически они возвращались в Берёзу, но уже как туристы: походить по родным улицам, встретиться с друзьями и знакомыми, посмотреть свои бывшие дома. А единицы не выдержали на новом месте и спустя несколько лет вернулись назад в Берёзу.
Вспоминает Кароль Петерлейтер, подростком уехавший с родителями в Польшу из Берёзы:
– Мы там всё своё бросили, тут заселились в немецкие дома. Боялись колхозов и, что у нас отберут землю. Чем мы тогда будем заниматься? Такая наша ментальность. Насколько мы уезжали, не знали. Ходили слухи, что будет война между Англией или США и СССР, и нас потом вернут назад.
Но назад возвращались единицы. Семья Букача, например, вернулись. Когда мы приезжали в Берёзу, навещали его на Татарской улице. А наш дом стоял на ул. Селецкой, №20. И когда я пришел посмотреть, что там и как, в нём жили незнакомые мне люди. Я им представился. Они очень удивились. Показали мне дом, я рассказали, как дом выглядел раньше: «Тут комора была, тут кухня…». Теперь всё было уже по-другому. Потом я попросил у них разрешения набрать немного земли с участка. Они дали мне слоик, я набрал земли, она до сих пор у меня хранится.
Сбережение памяти и традиций
Полешуки не растворились в окружающем их польском населении. Во-первых, благодаря тому, что в основном заселились компактно в опустевшие деревни, и это позволило сохраниться родственным и соседским связям. Во-вторых, они осознавали свою аутентичность и решили сохранить насколько это возможно на чужбине свой островок Полесья. Оставленная родина была серьёзной ценностью для эмигрантов и их детей, а у последующих поколений эти понятия постепенно размываются, для них родина –Любушское воеводство Польши, а Полесье – уже какая-то далёкая легенда.
В деревне Бялкув дети переселенцев открыли Полесский дом с музейной комнатой – нечто вроде нашего Дома культуры. В 2019 году построили отдельный этнографический музей «Петелево». А в 2011 году была создана общественная организация «Общество любителей Полесья и Бялкова».
Войцех Веришко, нынешний президент правления этой организации:
– Общество «Любителей Полесья и Бялкова» ставит перед собой цель сохранить культуру и традиции Полесского края – наследие наших отцов – и популяризировать их на местном и региональном уровнях. Предметы повседневного обихода, а также сакральные предметы, привезенные в 1945 году, ценой немалых финансовых затрат и при участии многих людей были собраны в Доме памяти и в этнографическом музее «Петелево» в Бялкове.
Расходы на оба музея были покрыты в основном за счет собственных средств. Нематериальные ценности – язык, традиции, песни и живая история нашей родины, оставленная за рекой Буг – были записаны и сохранены во множестве книг, фильмов и компакт-дисков. Все культурное наследие нашего села мы демонстрируем на таких специальных мероприятиях как фестиваль «Боболянка» в честь католического покровителя Полесья Андрея Боболи, фестивале хлеба «Как это было с хлебом» и фестивале картошки «Как это было с картошкой». На эти праздники приглашаются многочисленные фольклорные ансамбли с Любушской земли и из далекого Полесья.
Эти праздники проводятся в основном благодаря нашим спонсорам и жертвователям. Несколько лет назад в результате пожара мы потеряли весь музей под открытым небом. В настоящее время мы собираем средства на его восстановление. Наше общество также внесло огромный вклад в ремонт нашей исторической приходской церкви.
Дух Полесья
В ноябре 2020 года состоялась научная конференция, посвященная 75-летию переселения полесских жителей в Западную Польшу. Главным ее организатором, инициатором и спонсором был доктор Войцех Веришко при поддержке «Общества любителей Полесья и Бялкува», местных властей и всех неравнодушных людей.
Лекции на конференции читали профессора различных университетов. Как впоследствии отметил один из присутствующих: «Организация такого масштабного мероприятия была бы невозможна без участия людей, безмерно преданных делу продвижения полесской культуры, которые жертвовали не только своим драгоценным временем, но и огромными финансовыми затратами. Среди участников царил дух Полесья».
А юбилейные мероприятия закончились лишь в 2022 году. В мае в Бялкуве состоялся фестиваль «Боболянки-2022», совмещенный с праздником, посвященным 75-летию переселения полешуков в Западную Польшу. Было время для молитвы, выступлений артистов, интересных бесед и совместного застолья. На торжествах присутствовали представители всех уровней власти – от мэра города Цыбинка до заместителя Председателя Сейма Республики Польша.
У «Общества любителей Полесья и Бялкува» есть свой музыкальный ансамбль «Криниченька», в д. Мыцелин – ансамбль «Мыцелинянки», пропагандирующие полесскую культуру. Они выступают не только в своих деревнях, но и в Зеленой-Гуре и других городах.
Полешуки всех стран – объединяйтесь!
Полешуки Бялкува дружат со своими земляками из других населенных пунктов, посещают мероприятия. К ним даже приезжают полешуки с противоположной части Польши – из Подлясья. Вот что написал Дорофей Фионик из г. Бельск-Подлясский по итогам одного такого визита:
– І знов побывалі мы в Бялкові, часті белоруского Полесся, в 1945 рокові пэрэнэсёного пуод Одру, в Любуске. 21 мая, на запрошэне «Товарыства любітелюв Полесся і Бялкова», которого старшынёю е др. Войцех Вэрышко, наша «Жэмэрва» з «Осочнікамі» побывала на іх маёвум святі. По пудляшско-полеську, з Полешукамі – нашымі братамі по роду, наговорылісе і наспівалісе вдовуль. Господарыэ прынялі нас вэльмі сэрдэчно. Дякуем, што Вы е і заховалі, далеко од руоднуй Бэрэзы, свою культуры і традыцыі. Чыкаем Вас на Пудляшу.
«Как это было с хлебом»
Во второй половине июля в Бялкуве «Общество любителей Полесья и Бялкува» организует ежегодное мероприятие под названием «Как это было с хлебом», приуроченное к началу уборки зерновых. Праздник представляет собой живой урок истории, демонстрирующий молодому поколению процесс выпечки хлеба «от зерна до каравая».
Процессия жителей деревни с песнями и в сопровождении комбайнов движется на поле. На многих участниках традиционные берёзовские строи, некоторые несут с собой серпы и косы. Уборка начинается с молитвы о хорошем урожае и благословения жнецов. На месте жатвы люди постарше показывают молодежи, как управляться с серпом, косой, вязать сноп – сотни лет это была обычная работа жителей Полесья; затем следует демонстрация работы жатки, сноповязальной машины, комбайна. Здесь же гости праздника угощаются домашней едой.
Вторая часть мероприятия проходит на деревенской площади под живую музыку народных коллективов: для гостей демонстрируются различные этапы традиционной выпечки хлеба. Ну а кульминация праздника – дегустация свежеиспеченного хлеба всеми желающими и, конечно, домашней еды.
Читайте также:
Девушка из Берёзы переехала в США и вышла замуж за морпеха