Расспросили Артура о жизни во Франции, пособиях по безработице и поисках работы.
— Артур, вы раньше работали в Германии, как так получилось, что вы уехали во Францию и начали получать пособие по безработице?
— Да всё довольно просто. Моя жена — француженка, и мы вынужденно переехали из Германии во Францию, когда она решила вернуться на родину. Но, поскольку я работал в Германии, мне удалось оформить немецкое пособие по безработице. Сначала я подал документы во Франции, а затем использовал европейский формуляр, который позволяет «экспортировать» пособие из одной страны ЕС в другую. В итоге Германия выплачивала мне пособие по безработице в течение 12 месяцев.
— Интересно, какую сумму вы получали?
— В зависимости от количества дней в месяце, получалось примерно 1200-1300 евро. Это было около 60-70% от моей зарплаты в Германии. Я зарабатывал тогда примерно 1800-2000 евро, и пособие рассчитывалось на основе этого дохода. Кстати, во Франции процент пособия немного выше — здесь выплачивают около 70% от последней зарплаты.
— Получается, Германия выплачивала вам пособие, несмотря на то, что вы уже жили во Франции? Это довольно необычная ситуация.
— Да, и это одна из особенностей ЕС. Я был вынужден покинуть Германию из-за семейных обстоятельств, а значит, имел право на получение пособия в другой стране. Правда, моей жене сократили срок выплат — ей дали только 9 месяцев, потому что она была инициатором переезда. Но мне повезло — 12 месяцев полное пособие.
Из-за аварии потерял работу
— А что было после того, как пособие закончилось? Нашли работу?
— Да, после окончания выплат я сразу устроился на работу. Это была работа водителем — я вожу цистерны с опасными грузами. Но долго не проработал. Спалил первую бочку буквально через несколько дней работы. Это был такой нелепый случай — тормоза клин дали, и начался пожар. К счастью, никто не пострадал, но это был мой первый инцидент во Франции.
После этого я ушёл с той работы и устроился в другую компанию. Меня там сразу взяли, потому что искали человека с моими навыками: знание немецкого, английского, плюс у меня был АДР (разрешение на перевозку опасных грузов) и опыт на цистернах. Я проработал там два года, до декабря 2023 года.
— Вы упомянули аварию. Что произошло?
— Это было в декабре 2023 года. Я ехал по национальной дороге, погода была плохая — дождь со снегом, плюс три градуса. В какой-то момент я отвлёкся — подкуривал сигарету, и это сыграло злую шутку. Я на секунду потерял видимость, и, когда вернулся к дороге, уже был на обочине. В итоге оторвало седло на тягаче, и цистерна легла на заднюю часть тягача. Кабину начало сжимать, как аккордеон, и в какой-то момент я решил отпустить тормоза, чтобы избежать более серьёзных последствий.
К счастью, пожарные быстро приехали и контролировали ситуацию, но страх был ещё тот. После этого случая меня уволили через шесть недель, как они сказали, за то, что я «не адаптировал скорость под погодные условия».
— То есть вас уволили из-за аварии? Вам дали компенсацию?
— Да, меня уволили за нарушение, но выплату я получил. Мне выдали две минимальные зарплаты, это было около 3200 евро. После этого я снова встал на учёт в бирже труда и начал получать пособие по безработице. В январе меня уволили, а выплаты начались с марта 2024 года. Пособие мне назначили на 560 дней, и каждый день мне выплачивают по 45 евро. Сейчас у меня осталось около 330 дней, так что ещё есть время.
Как прожить на пособие во Франции
— Как вы считаете, можно ли прожить на такое пособие?
— Да, вполне можно. У меня фиксированные расходы, и я делю их с женой. На двоих у нас уходит примерно 1200 евро в месяц — это с учётом всех страховок, кредитов на дом и тому подобного. Я плачу 600 евро, и у меня остаётся примерно 700 евро на личные расходы. Для нас двоих – это вполне достаточно. На продукты уходит примерно 150-200 евро в неделю, но даже с этим остаются деньги на что-то приятное, например, новый инструмент или гаджет. Недавно я купил себе новый iPad — понадобился для работы и учёбы.
— А как сейчас проходят ваши будни? Чем занимаетесь, пока не работаете?
— Сейчас я действительно наслаждаюсь жизнью (смеется). Хожу на рыбалку, играю на гитаре с местными музыкантами. Мы собираемся раз в неделю, общаемся, играем, иногда пьем немного. Бываю с охотниками, выхожу с ними на ночные вылазки. Порой хочется вернуться к работе, но пока что я использую это время для отдыха.
После аварии у меня был посттравматический синдром, и я взял 12 недель на реабилитацию. Я даже ездил к психологу — здесь это часть процесса восстановления после аварии. Они ценят здоровье работников, потому что надо проработать до пенсии, и им важно, чтобы ты был в порядке. Так что сейчас я восстанавливаюсь, учу французский, посещаю курсы. На курсы и реабилитацию когда езжу, компенсируют дорогу.
«Я плачу налоги, когда работаю, и теперь получаю пособие, которое я сам заработал»
— А что дальше? Что произойдёт, если пособие закончится, а работу вы не найдёте?
— Если я не найду работу до конца периода выплат, то придётся переходить на социальную помощь. Это уже другой уровень — там выплачивают около 400 евро, и в таком случае, конечно, они быстро найдут тебе работу. Но пока у меня есть право выбора, я не тороплюсь. Когда останется месяца два-три до конца выплат, тогда уже буду более активно искать работу.
— А как ваши друзья и соседи относятся к тому, что вы сейчас безработный?
— Никакого осуждения нет. Здесь, во Франции, к этому относятся иначе, чем, скажем, в странах СНГ. Никто не пытается искать у других недостатки, чтобы их обсуждать. Все понимают, что человек может находиться в поиске работы, и это нормально. В Германии, например, на иностранцев могут смотреть косо, мол, «они живут на наши налоги». Но здесь во Франции такого нет. Я плачу налоги, когда работаю, и теперь получаю пособие, которое я сам заработал.
Читайте также:
В Нидерландах конфисковали фуру, за рулём которой был белорус