В Беларуси в сфере такси работают тысячи перевозчиков. У некоторых из них большие автопарки, достигающие 1,5 тысячи машин. Работать по новым правилам – с обязательным включением в реестр – водителям такси придется с 1 ноября 2024 года.
Ранее высказывались опасения, что из-за новых требований количество такси на белорусских улицах значительно уменьшится. Многие водители потеряют работу, а пассажирам будет труднее воспользоваться услугами такси.
Что больше всего беспокоит таксистов?
Начать стоит с реестра. Многие перевозчики говорят, что процедура включения в него сложная и стоит дорого. Для диспетчерской службы установлена плата в 100 базовых величин (4000 рублей). С каждого автомобиля взимается две базовые величины (80 рублей), с водителя – одна базовая (40 рублей).
При этом, чтобы попасть в реестр, необходимо выполнить и ряд других условий. Например, водитель должен пройти обучение, а машина — соответствовать определенным требованиям. В автомобиле нужны плафоны, наклейки, информация о ценах и перевозчике в салоне, видеорегистраторы, таксометры.
“То есть водители перед заявкой на включение в реестр должны будут потратить около 3 тысяч рублей на приведение транспортного средства к соответствию требованиям”, — заявил ранее в интервью руководитель «Яндекс Go» в СНГ Кирилл Свинцов.
Было ещё одно опасение, которое часто упоминалось при обсуждении этой темы среди таксистов. Им будет запрещено использовать свои автомобили такси в личных целях даже в нерабочее время. При этом оставить машину придётся на охраняемых стоянках.
И наконец, всех взволновал запрет на работу водителей такси по гражданско-правовым договорам. Многие посчитали, что это поставит крест на «подработке» в такси и на работе с разными диспетчерскими службами.
Например, в «Яндексе» заявили, что после 1 ноября требованиям законодательства перестанут соответствовать до 70% водителей, работающих с сервисом. То есть, это коснётся около 25 тысяч человек. В сервисе считают, что этим водителям придётся сделать выбор. Они «либо уйдут в тень и начнут работать от борта, либо вовсе уйдут из профессии».
В Транспортной инспекции уверены, что этого не произойдет. А вот сам сервис «Яндекс» вскоре будет считаться диспетчером. Ведь других организационных форм на рынке такси белорусское законодательство не предусматривает.
Как идёт наполнение реестра перевозчиков?
Вопреки опасениям скептиков, заявки в реестр поступают достаточно активно. Кстати, до 1 ноября 2024 года это можно сделать бесплатно. По сведениям Транспортной инспекции, менее чем за месяц заявки на включение в него подали более 40 диспетчерских служб. Заявлений от перевозчиков гораздо больше, но с ними, к сожалению, сложнее.
Как считает первый заместитель начальника Транспортной инспекции Юрий Костюк, в подавляющем большинстве перевозчики оказались не готовы к процессу.
“Проверка поступающих документов показала, что почти 100% перевозчиков в той или иной степени нарушают закон”, — отметил Юрий Костюк.
По его словам, прежде всего это касается транспортных средств – то есть самих автомобилей. Там не было либо внешней оклейки и плафонов, либо информации о перевозчике, водителе и тарифах.
Интересно, что эти требования действуют уже давно. Однако, как теперь выясняется, до сих пор исполняли их в полном объеме не все таксисты. Впрочем, в Транспортной инспекции заявляют, что не спешат отказывать перевозчикам во включении в реестр.
С водителями связываются, объясняют, что нужно исправить, и дают время на устранение нарушений, Как пояснил Юрий Костюк, перевозчикам также подсказывают, как ускорить подачу заявлений. В ведомстве даже разработали типовую форму таблички с информацией, которая должна быть размещена в салоне. Есть и инструкция по внешнему оформлению автомобилей-такси.
“Первый месяц у нас был направлен не столько на количество включений в реестр, сколько на разъяснительную работу и помощь перевозчикам”, — рассказал представитель Транспортной инспекции.
Отказывали только тем, с кем не удалось связаться либо не желал устранять нарушения. Однако, по словам Юрия Костюка, такие случаи единичны. Он отмечает, что сейчас заявления подаются уже более качественные.
“Перевозчики в основном разобрались с нормами законодательства, и мы думаем, что за оставшиеся два месяца все, кто хочет работать законно, успеют попасть в реестр”, — говорит Юрий Костюк.
Так можно ли будет подрабатывать в такси?
Теперь о других ограничениях. Во-первых, что касается запрета на использование машин такси в личных целях — такого ограничения нет. Просто, чтобы не вводить в заблуждение потенциальных пассажиров, в этом случае потребуется снять с транспортного средства внешние элементы автомобиля-такси.
А вот стоянка для машин организаций действительно должна быть охраняемой. Как пояснили в Транспортной инспекции, это сделано, чтобы разгрузить от машин такси жилую зону. Дело в том, что иногда автомобилями-такси заставлены целые дворы.
Кстати, для таксистов, являющихся индивидуальными предпринимателями, таких ограничений нет. После смены они могут хранить автомобиль в любом месте по своему усмотрению.
Точно так же новые требования не препятствуют подработке в службах такси. Законодательство не запрещает делать это на условиях совместительства. Если график водителя по основному месту работы позволяет, он может устроиться в штат любого перевозчика. Например, «таксовать» на 0,5 или 0,25 ставки.
Более того, как пояснил Юрий Костюк, разные фирмы смогут включать в реестр одно и то же транспортное средство и одного и того же водителя.
“То есть один водитель может работать с несколькими перевозчиками, но уже не по гражданским договорам, а в штате”, — отмечает представитель Транспортной инспекции.
По его мнению, это позволит в том числе обеспечить социальные гарантии водителей.
Всё не так страшно, как казалось?
Эксперты рынка такси согласны, что определенные неудобства (и дополнительные финансовые расходы) у участников бизнеса есть. Например, уже возникли очереди на переподготовку водителей, да и стоит она недешево.
Но в Транспортной инспекции уверены: новые правила позволят улучшить условия труда водителей такси. Повысится безопасность и качество обслуживания пассажиров, а также будут созданы условия для здоровой конкуренции.
При этом в ведомстве отметили, что рынок станет более прозрачным. Нужную информацию о перевозчике в реестре смогут получать как диспетчерские службы, так и пассажиры.
Примерно такой же точки зрения придерживаются и в Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси (АПИД). Там убеждены, что количество машин такси на дорогах из-за введения новых требований не уменьшится. Если даже кто-то уйдет с рынка, то его место займут другие игроки.
По сведениям АПИД, участники рынка, которые хотят продолжать работать, активно вносят заявки в соответствующий реестр. Что касается дополнительных расходов, то в Ассоциации не считают их слишком затратными, как это может показаться на первый взгляд.
Требования к оформлению автомобилей и квалификации водителей и так были обязательными. Их прописали в прошлой редакции Правил перевозок пассажиров.
“Сейчас основные расходы перевозчиков будут связаны только с покупкой видеорегистраторов, а также оборудования для хранения данных, полученных с их использованием”, — заявили в АПИД.
Так что популярная фраза «Вам шашечки или ехать» может остаться лишь поводом для улыбок. Но узнаем мы об этом только после 1 ноября 2024 года. Тогда и можно будет оценить эффективность указа «Об автомобильных перевозках пассажиров».
За какие нарушения маршрутчикам и такси запретят работать?