Сколько автомобилей в очереди не считали, а вот расстояние было более 2 км. Интересовало два вопроса: вернулись ли «толики» на работу, продают ли очередь и быстрее ли стали проходить границу после хапуна, который был на прошлой неделе? («Толиками» бывалые на границе называют продавцов очереди).
Прогуливающихся с зонтиками и ненавязчиво предлагавших переместиться с хвоста очереди поближе к шлагбауму, сами не увидели. А вот водителями, которые томились в очереди из несколько сотен машин поговорили, отвечали, что где-то подальше «толиков» видели.
Корреспондент: В приграничных чатах пишут, что после рейда, когда «толиков» погоняли, очереди уже не продают.
Валентин: Что вы слушаете интернет тот дурной, одна выезжает, другая заезжает. Как они продавали, они вместо себя пускали другую машину. Ничего быстрее не было, то же самое и сейчас.
К разговору подключился другой водитель Александр: Продают-продают. Если хотите быстрей, то идите вперёд.
Корр.: А сколько вообще очередь стоила?
Валентин: Сто баксов или 100 евро, я слышал.
Корр.: А вот то, что продавцов недавно задерживали, стала ли очередь быстрей двигаться?
Александр: Мне кажется, не от них (продавцов очереди – прим. автора) это зависит. Очередь от этого в общей сложности не уменьшилась, а вот время для честного человека, который стоит в колейке, сократилось.
Корр.: Почему вы так считаете?
Александр: Да тут обычная логика, вот стоишь в очереди, а впереди впихивали передо мною машин двадцать, тридцать, сорок за то время, пока стоишь.
Корр.: Наверное, тот, кто продавал, он же выезжал, а на его место становилась другая машина?
Александр: Хорошо если бы так. Вот видите там впереди толкучки стоят, это местные ребята, которые по 15-20 машин ждут, чтобы впихнуть. Они так действуют: две машины оставляют впереди две сзади, а между этими машинами начинают влазить. А когда кто-то начинает возмущаться, они все выходят восемь-десять человек – что ты против их скажешь один?
Корр.: А что остальные в очереди, молчат что ли?
Александр: Да, молчат…
Корр.: А можно выехать и потом вернуться?
Александр: Договариваемся. Допустим, я живу 100 км от Бреста. Чего мне ехать домой, я к сыну заеду он в Бресте живет. Заеду, а через час приеду. Соседи, кто в очереди, номера машины по просьбе фотографируют. Потому что те, кто сзади подъезжают за 15-20 машин, особенно женщины, когда возвращаешься, прибегают и ругаются. Мол, чего вы влезли, вызываю милицию. Милиция приезжает, начинают разбираться. А им показывают фотографии. Спокойно уезжают, и женщины уходят тихонько.
Александр уехал, а мы нашли другого собеседника
Корр.: Как думаете, сколько придется стоять?
Игорь: Сутки, а может и больше. Я сам первый раз еду, что такая большая очередь. Но знакомый ехал в субботу, стали в 8 вечера и в 8 вечера следующих суток заехали на таможню – полтора суток они простояли. Я последний раз ехал в июле. Так 20-30 минут постоял и заехал в зону ожидания. А после того Литва закрыла полностью все переходы, очередь подросла, как видите. Но «четвёрок» (номерные знаки Гродненской области – прим. автора) я мало вижу. В основном единички.
Другие водители, которые частенько катаются через границу, рассказали, что днём постоянно обгоняющих машин, которые заезжают впереди в уже подготовленные предприимчивыми ребятами пространство между автомобилями, не особо заметно. Но чтобы уменьшилась очередь, тоже особо не скажешь. Границу проходили за 16-24 часа и более. Некоторым «посчастливилось» стоять и по 40 часов.
Против продажи очереди высказывались многие. По словам водителей, уж слишком этот «бизнес» нервировал людей, которые добросовестно стоят в очереди. Некоторые высказывались, что можно было бы и ввести плату, чтобы пройти побыстрее для тех, кто может заплатить и очень спешит.
Почему задерживали «толиков»?
В сети в конце августа появился видеоролик, в котором неравнодушные борцы за справедливость провели скрытую съемку и показали лица 6-ти так называемых брокеров, которые за право проехать с хвоста очереди поближе у шлагбауму, просили от 50 до 150 евро.
Авторы в сюжете отразили версию, что у как у проезжающих белорусов, так и иностранцев, сложилось впечатление, что этих мелких «брокеров» крышуют какие-то госструктуры. И поводом для таких догадок послужило, что уж люди не особо прячутся и практически открыто торговали местами в очереди. Упрёк прозвучал в адрес сотрудников ГАИ города Брест, которые видят этих торговцев, но не предпринимают никаких мер.
В мини-расследовании обозначена схема с более крупными ставками. В ней, голосом искусственного интеллекта, называется категория льготников, которые по закону имеют право на въезд в погранпереход «Брест» без очереди. По версии этих борцов за справедливость, эти люди или другие, используя их, торгуют очередью.
Право на внеочередной въезд стоит от 300 до 500 евро. Правда, в данном случае, в отличие от «толика», который назвал цифру 130, и эту не белорусских рублей, доказательств не было. Но приводятся аргументы, что 90% льготников не имеют европейских виз и предложение внести изменения в законодательство, чтобы на корню зарубить использование льготы не по назначению.
Для этого даже предложили внести в изменения в Постановление Совмина РБ от 22.01.2009 № 70 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь», да ограничить выезд льготникам в салоне чужих автомобилей.
Категория льготников не такая и большая. Если не считать участников и ветеранов войны, которых практически уже не осталось, то льготники это:
- инвалиды I группы,
- физические лица, следующие с детьми в возрасте до 3 лет или детьми- инвалидами в возрасте до 18 лет.
В среду 3-го сентября, как сообщали в чатах, сутки, чуть больше сутки очередь почему-то резко уменьшилась. То ли «толиков» стало меньше, то ли погранцы на двух переходах стали быстрее работать? Но напишешь, что нет очереди, так завтра ломанутся и ситуация может измениться, тут не угадаешь.
Читайте ещё:
«Толики» еще будут: кто и почему крутит «карусель» на границе