О чем спорят?
Речь сейчас идет, прежде всего, о междугородних поездках на популярных в Беларуси маршрутках, пишет МАП. Как же перевозить в них малышей? Родители считают, что могут взять ребенка в возрасте 1-2 лет к себе на колени. Водители же уверены, что каждый пассажир должен ехать на отдельном месте независимо от его возраста.
Почему возник такой спор? Большинство маршруток по данным Межрегиональной ассоциации перевозчиков оборудованы ремнями безопасности.
«А раз есть ремни, то все пассажиры должны быть пристегнутыми», – так объясняют свое виденье ситуации водители маршруток.
Для них это важный вопрос. Ведь именно водитель отвечает за безопасность пассажиров в пути.
«Ребенок, сидящий на коленях у мамы или папы – это непристегнутый пассажир. Кто оплатит штраф? А кто ответит в случае ДТП? Доказано давно, что при столкновении даже взрослый человек не удержит ребенка в руках», – говорит еще один водитель.
У родителей свое мнение. Кто-то говорит, что водители отказываются брать маленького пассажира без отдельного билета только из-за желания заработать больше. Другие вспоминают старые правила, когда детей можно было перевозить на коленях у взрослых даже в легковых машинах.
«Еще один нюанс в том, что обычным ремнем безопасно пристегнуть малыша не получится. Не зря же для легковых авто есть требование, что дети до 12 лет должны находиться в специальном удерживающем устройстве. Нам в дорогу, получается, надо брать с собой автокресло?», – задается вопросом мама малыша.
Она также уже сталкивалась с нежеланием водителя маршрутки брать на борт пассажирку, которая хотела везти ребенка из столицы в областной центр у себя на коленях.
Еще один нюанс связан с заботой о других пассажирах. Ведь ребенок, которые едет без отдельного места, в дальней дороге способен доставить дискомфорт всем, кто сидит рядом. Особенно если речь идет не о грудничке, а о детях в возрасте 2-3 лет. Им всегда сложно усидеть на месте.
А что по правилам?
Однозначного ответа на то, как перевозить ребенка в маршрутке нет. Водители маршруток по этому вопросу часто обращаются к Правилам дорожного движения.
Там четко сказано, что если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности, то все пассажиры в нем должны быть пристегнутыми. Исключения есть. Например, можно не пристегиваться беременным на поздних сроках. А вот дети в этот список не входят.
Еще один нюанс касается запрета на перевозку пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства. Условно, если в маршрутке 20 мест для пассажиров и проданы все билеты, то ребенок будет 21-м по счету пассажиром. А это также нарушение.
В Главном управлении Государственной автомобильной инспекции МВД в ответ на вопросы МАП подчеркнули, что тема актуальная и требует дальнейшей проработки.
Билет нужен?
«Насколько это законно, когда водитель отказывается брать меня с маленьким ребенком в поездку по одному билету?», – задается вопросом пассажирка.
А вот здесь водитель, оказывается, в своем праве. Отсутствие билета – это повод для отказа поездки.
– Вопросы организации и выполнения автомобильных перевозок пассажиров разрабатываются на основании Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон) и Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросов автомобильных перевозок пассажиров» (далее – Правила).
Законом установлено, что что пассажир – физическое лицо, непричастное к управлению транспортным средством и перевозимое в нем на основании договора автомобильной перевозки пассажира либо договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров. Пассажирами не являются при исполнении своих служебных обязанностей работники контрольно-ревизорских служб на автомобильном транспорте, должностные лица государственных органов (организаций), осуществляющих контрольную деятельность при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками.
Статьями 20, 24, 29, 31, 35 Закона; пунктами 6, 27, 52, 53, 54, 55, 56, 227 Правил предусмотрено, что по автомобильные перевозки пассажиров выполняются на основании проездных документов (полных, льготных, нулевых), а количество перевозимых пассажиров не должно превышать числа мест для сидения, установленного организацией-изготовителем для данного транспортного средства, – пояснили представителям МАП в Гродненском областном коммунальном транспортном унитарном предприятии «Оператор пассажирских перевозок».
Таким образом следует, что ребенок вне зависимости от возраста является пассажиром. И на него необходимо приобретать проездной документ (полный, льготный либо «нулевой») с предоставлением отдельного места. В противном случае ребенок будет считаться безбилетником со всеми вытекающими последствиями. И здесь речь идет даже не о штрафе: ведь билет – это прежде всего гарантия и страховка на случай аварии или другого ЧП.
Отметим, что льготы (например, скидка на детский билет или даже возможность малышу поехать бесплатно) для частного перевозчика не обязательное условие. Если говорить простыми словам, то он сам определяет стоимость билетов для различных категорий пассажиров.
Важно знать!
Отметим и еще пару актуальных для лета нюансов. Знали ли вы, когда ребенка можно отправить в деревню к бабушке на автобусе одного?
Стоит помнить, что без сопровождения взрослых на межгород подросток может отправиться с 14 лет. В международную поездку – с 16 лет. При этом важно иметь при себе все необходимые документы.
Еще один популярный вопрос связан с перевозкой детских вещей. Ту же коляску, детский велосипед или самокат пассажиры могут перевозить бесплатно в счет ручной клади.