По зову сердца
– Юля, путешествия в одиночку на мотоцикле – для девушек это довольно редкий вид отдыха. Откуда такое пристрастие?
– У меня всегда был какой-то позыв к приключениям, к исследованиям. В детстве в деревне было скучно и надо было как-то самостоятельно себя развлекать – так я стала ездить на велосипеде. А в сознательном возрасте меня уже повело в тему мотоциклов. Для начала я решила взять лёгонький мотоцикл, чтобы научиться ездить. А потом уже перейти на байк побольше и использовать его конкретно для мотопутешествий. То есть, я думаю, это что-то кармическое, по зову сердца.
– Ну и как давно ты давно ты ездишь?
– В 27 лет я купила свой первый мотоцикл, получается, уже семь лет.
– Родные и близкие как относятся к твоим дальним путешествиям? Наверное, в шоке?
– Нет, мне кажется, нормально. А на самом деле, естественно, переживают. И я их понимаю. С другой стороны, а если мне хочется? И что, мне сидеть дома в четырех стенах и грустить?
От Териберки до Полесья
– Какие самые дальние твои мотопутешествия?
– Пока мое первое и самое дальнее было в Териберку за Полярный круг, заехала почти на океан. Удивительные места и северная природа, по-своему специфическая! Есть там какое-то спокойствие, умиротворение. Мне кажется, что места, к которым надо далеко ехать, добираться, не то что превозмогая себя, а ставя какой-то вызов себе, они стоят того. В обе стороны набежало 5 000 км и путешествие растянулось на две недели. Туда я ехала дней 4-5, на берегу Белого моря останавливалась на 2-3 дня, в Териберке я тоже была 2-3 дня. Как оказалось, на мотоцикле проще ездить, чем на машине, особенно на такие дальние расстояния. Максимально в день я проезжала 800 км.
– Как борешься с усталостью в дороге?
– Там была монотонная дорога и под конец она забирала все силы. Самое главное – это делать остановки, разминаться, отдыхать, что-то закидывать себе в рот, тогда появляется энергия и можно продолжать путешествие. И мне повезло с солнечной погодой, что позволяло передвигаться без задержек. В дождь или сильный ветер за день, конечно, столько не проедешь. У меня всегда с собой дождевик, сменные носки, пакеты. Нужно не давать воде вымочить одежду, потому что тогда тело начнет мёрзнуть и придётся остановиться.
– Минувшим летом ездила куда-то далеко?
– Летом я далеко не ездила. Только по Беларуси: Полесье, Борисовский район. Отлучалась на выходные или на 3-4 дня. На Полесье планировала поехать на неделю, но тогда начались сильные ветра и мне пришлось поездку откладывать. В итоге на то, чтобы покататься по всему Полесью у меня оставалось всего 4-5 дней, т.е. поездка изначально не пошла по плану.
Страхи и их преодоление
– Не страшно ездить в одиночку?
– Есть в этом свои плюсы и минусы. Всё зависит от запроса и настроя. В одиночку больше ответственности, ты полностью отвечаешь за себя сам. Если я, например, сломаюсь в дороге, мне нужно будет самостоятельно поремонтироваться или найти помощь. Сейчас я этого уже не боюсь. Но когда начинала, было много страхов: как это – заговорить с каким-то незнакомым человеком, как это – оставить у какой-то бабулечки мотоцикл на ночь? И мир казался достаточно злым. Но ты постоянно выходишь в мир, общаешься с людьми, и все оказывается совершенно по-другому. Вокруг много открытых, добрых людей. И если сам идешь в мир с добром, то и люди в ответ поступают так же.
– А ночевать в незнакомом месте в палатке?
– У меня не было такого опыта, чтобы прямо где-то в дремучем лесу я оказалась одна. Если надо где-то переночевать, то я выбираю места пооживлённее, не совсем безлюдные. Хотя я знаю, что девчонки ищут специально глухие места, чтобы их не было видно ни с дороги, ни откуда-то еще. Но не знаю, мне кажется, маньяки могут везде прийти (шутка).
Если я еду с кем-то – мы можем остановиться где угодно, а если я одна – ищу место поближе к людям, чтобы это было безопасно, например, попроситься к какой-нибудь бабуле на участок. И люди не отказывают. В деревне мало событий и им это тоже интересно: что за человек? Немного поговорить с ним.
– Не страшно ли ехать по трассам? Ведь на дорогах достаточно людей, которые плохо водят, попадаются бесправники, пьяные, невнимательные и т.д.?
– ДТП у меня было, в меня въехал мотоциклист, и это было лобовое столкновение. Но это произошло на достаточно малой скорости… Когда я еду за рулем, смотрю за тем, кто едет справа, слева, сзади, контролирую всех. И, наверное, еще с опытом вождения приходит какое-то понимание или предвидение того, что будет происходить, как будет развиваться ситуация на дороге.
– То есть ты постоянно оцениваешь обстановку?
– Да, без этого нельзя садиться за руль.
– Юля, ты предпочитаешь осторожную езду или любишь погонять?
– Нет, я точно не гоняю. Чем медленнее – тем лучше. Жизнь одна, поэтому хочется сделать в ней больше и надо себя оберегать от разных нежелательных случайностей.
Идеальный мотоцикл
– Идеальный для тебя мотоцикл это?..
– Это тот, устройство которого я знаю, который подлежит ремонту в полевых условиях и который будет весить не 200 кило, а поменьше.
– Модель?
– Мне кажется, чтобы идеально-идеально – такого нет. Все равно какие-то хорошие качества есть у одной марки, другие хорошие качества – у другой. А такое, чтобы микс-микс – это вряд ли. Есть люди, а я разговаривала со многими мотоциклистами, фанаты какой-то определенной модели, они находят ее идеальной для себя. А кто-то пробует каждый сезон новый мотоцикл…
– Ты сама на чем сейчас ездишь?
– У меня итальянский Aprilia Pegaso 650 – второй мой мотоцикл. Про него вообще было мало что известно, когда я его покупала. Много времени пришлось уделить поиску информации по всему интернету. Не было отзывов, что он плохой, но и не было отзывов, что он хороший. Что-то такое среднее. Пришлось пробовать самой, и оказалось, что очень классный мотоцикл, очень выносливый, и уже со временем люди тоже начали покупать эту модель, больше появилось какой-то движухи вокруг него.
– Как с сервисным обслуживанием мотоцикла? Отдаешь его в какую-то мастерскую или проводишь сама?
– У меня есть два хороших механика – один в Гродно, другой в Минске, которым я доверяю, что они сделают мне мотоцикл очень качественно и хорошо подготовят его к путешествиям. В то же время я просила их показать, например, как поменять масло, и меня обучили этому – чтобы я сама могла что-то сделать, если окажусь в условиях, где нет мастерских, чтобы у меня не возникало паники.
Мотоклубы
– Насколько я знаю, поездка на Полесье изменила твое отношение к байкерским клубам?
– Я раньше пробовала ездить на разные мотослёты, и там такая специфическая атмосфера: люди собираются, отдыхают, выпивают, там немного другой вайб. Некоторые мои знакомые, члены каких-то мотоклубов, рассказывали, что у них там строгие правила, иерархия… А для меня правила – это не про свободу. Поэтому я пришла к выводу, что мужчины создают свои какие-то сообщества, чтобы в них общаться по интересам. Мне это не совсем подходило.
В этом году я попала в ситуацию на Полесье, когда в глухом месте у меня сломался мотоцикл, и вытащить мне его оттуда помог пинский мотоклуб. Плюс у меня появился знакомый из мотоклуба. И теперь, когда ребята рассказывают, что на самом деле это очень серьезное мотобратство, и всегда есть поддержка друг друга – я посмотрела на это явление по-другому. Оказалось, это все-таки нечто иное, чем я когда-то решила, столкнувшись с клубами впервые.
– Существуют ли какие-то девчачьи мотоклубы?
– Да, видела, что есть девчачий мотоклуб в Минске, девушки ведут инстаграм, яркие, интересные, путешествуют по городам Беларуси, помогают мотоцикл подобрать, если девушка ищет совет, какой байк купить первым. Такая же взаимопомощь и поддержка, как и у парней. Видела и в России мотодвижения девушек, и в Украине. А почему бы и да, ведь это замечательно!
Опасные и курьезные случаи
– Юля, приходилось ли тебе попадать в реально страшные ситуации?
– Бывало. На дорогах и руль выбивало из рук, и воблинг случался. Я занималась на курсах по экстремальному вождению, и на последнем занятии спросила у тренера, мол, видела на ютубе такую ситуацию, и что делать, когда с тобой это произошло? И он мне дал совет: надо немножко увеличить скорость и тогда переднее колесо станет на асфальт и поедет. И буквально на следующий день у меня такое случилось на дороге! Я не растерялась, сделала все так, как советовал инструктор, и вышла из этой ситуации.
Иногда хочется поехать побыстрее, но, с другой стороны, я останавливаю себя: «Юля, а ты сможешь на такой скорости затормозить?». Люди, которые ездят очень быстро на спортивных мотоциклах – моё почтение, что вы умеете этим управлять.
– А смешные или курьёзные случаи?
– Всегда бывают приключения. Один раз мы с другом переезжали через какое-то болотце, мой мотоцикл начал сильно проседать: я затормозила, скорость упала и я застряла. В итоге мы вообще закопались очень сильно с этим мотоциклом. Выдергивали-выдергивали – сил не хватает, и я пошла искать помощи в деревню. Стучишься в дом, люди там сидят-отдыхают, а ты такая: «Здравствуйте! Может у вас есть мужчина, который поможет вытащить мотоцикл?». Люди откликаются, всё ОК! Это те приключения, которые всегда могут случиться. И в дороге уже не до стеснительности – пойдешь просить, какой иначе выход?
Походная кухня
– В путешествиях готовишь еду себе сама?
– Да, я в этом году купила джет бойл. Какая классная вещь! Удобный, лёгкий, мало занимает места, в кастрюльке можно готовить всё, что угодно – я езжу с ним и кайфую! Топливо к нему – компактный газовый баллончик. Тянуть с собой какой-то котел, готовить на костре – это большие потери времени. И еще вожу минимальный набор посуды.
– Запас еды тоже везешь с собой?
– У меня всегда запас еды. Всегда лежат сухофрукты, которыми я могу закинуться, и какая-то энергия придёт. Всегда есть горелка, могу остановиться, заварить, например, чай, или перекусить на заправке. А чтобы полноценно поесть – сварить макароны, натереть туда сыр – это уже на стоянках.
Главное – это решиться!
– Можешь дать какие-то основные советы тем, кто хочет поехать так же далеко как ты?
– Люди, которые едут в первый раз, часто спрашивают: что взять с собой? А у меня еще с туристической жизни, из походов, есть минимальный список вещей, которые всегда подходят на любое мероприятие, будь то сплав, или мотопутешествие. Но самое главное – это решиться! Всё. Можно миллиард лет гонять мысли в голове, планировать и не сделать ни одного шага. Да, в голове много страхов. Да, и я переживала очень сильно. Много было просмотрено видео, где люди реально попадали в очень жестокие ситуации на дороге, и в аварии, и травмы получали… Вся эта информация идет из внешнего мира, а наш ум уже накручивает негатив дальше. Поэтому не надо заниматься подобным мазохизмом, решили – езжайте!
– Не скучно одной ехать?
– А если нет варианта? Все мои знакомые мотоциклисты в основном из Минска. Гродненская моя компания была, но разъехалась. Я живу не в Беларуси, а приезжаю сюда на пару месяцев. Поэтому путешествую в основном в одиночку. Заметила такую закономерность: если человек сразу соглашается – он поедет с тобой, а если долго, что называется, прощупывает почву – не трать на него время и энергию. Он если и поедет, то окажется без опыта, и приходится смотреть не только за собой, а ещё и за своим напарником. Взаимопомощь – это нормально, но не позиция, когда взрослый тащит ребенка.
– Каждое путешествие обогащает опытом, знаниями? Что нового увидела сейчас?
– Сейчас мы ездили компанией и заезжали в Микашевичи посмотреть гранитный карьер. И я не знала, что там такая закрытая территория. На карте обозначена какая-то обзорная площадка. Мы рассчитывали к ней свободно подъехать, на деле оказывается – это невозможно. Там всё закрыто, надо заранее записываться на экскурсию.
Часть пути от Микашевичей до Лунинца – она более промышленная, там всё так серьёзно. Паром ходит по расписанию – поэтому полтора часа ждали паром. Под Лунинцем все площади под полями, распаханы, каждый клочок земли засажен, огуречные плантации. А вот на Витебщине наоборот – много запущенных земель и вид заброшенный. У нас в Западной части Беларуси всё чисто, убрано, покошено, деревни ухоженные, цветники. Была в России – там вообще всё в зарослях. Всегда интересно посмотреть и сравнить, где и как люди живут.
Смотрите ещё:
Путешествие по заброшенным дворцам Пружанского района на велосипеде