В последнее время ещё одна важная отрасль Беларуси столкнулась с острым дефицитом кадров. Особенно нужны кадры частным перевозчикам. Узнали, кому требуются водители в начале осени 2024 года и сколько готовы платить.
Дефицит водителей в Беларуси у частных перевозчиков достигает 60%, или 11 тысяч человек. Это если на предприятии полностью соблюдается режим труда и отдыха. Такую цифру озвучила председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Екатерина Станкевич.
По ее словам, средний возраст водителей у частника в настоящее время составляет 42 года. А вот у государственных транспортных компаний показатель более высокий — 50 лет.
Впрочем, проблемы у белорусских компаний, занимающихся перевозками, возникли не сегодня. Ещё в марте 2024 года на портале службы занятости было размещено около 9 тысяч вакансий. Теперь их число перевалило за десять тысяч. Они касаются трудоустройства водителей, которые обладают правами разных категорий.
К тому же острый дефицит кадров коснулся не только именно водителей, но и других сотрудников. Среди них – логистические операторы, грузчики, курьеры, экспедиторы, кладовщики в транспортных компаниях.
Трудности с кадрами актуальны в целом для отрасли – дефицит наблюдается в России и странах ЕС. А количество случаев, когда белорусские водители уезжают на работу в Польшу и Литву, растет с 2020 года. Для компаний в Беларуси ситуация усугубляется ещё и тем, что в последние годы оказались разорваны многие экономические связи. Бизнесу пришлось спешно перестраивать цепочки поставок
Кстати, Беларусь во многом пошла по примеру Польши и Литвы и частично закрыла вопросы с нехваткой кадров с помощью трудовых мигрантов. Ещё летом 2023 года вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты. Документ предусматривает ряд упрощений в отношении трудоустройства иностранных граждан.
Теперь на работу водителями могут привлекаться иностранцы без специального разрешения на право занятием трудовой деятельностью в Беларуси. Однако закрыть все вакансии таким способом всё равно не удаётся. Тем более, что в стране дефицит кадров по многим категориям работников, а не только водителей.
Если изучить предложения нанимателей на сайте государственной службы занятости, то они удивляют своей пестротой. К примеру, Климовичскому государственному аграрному колледжу в Могилевской области нужен водитель грузовика на 0,1 ставки. Платить ему будут от 63 до 67 рублей.
Чуть больше (71-80 рублей) готовы предложить зарплату на аналогичных условиях на предприятии ЖКХ Шарковщинского района (Витебская область). За работу на 0,15 ставки водителю легкового автомобиля в РУП «Гродноэнерго» намерены выплачивать 94 рубля.
Что касается самых высокооплачиваемых предложений, то здесь выделяется буровая компания «Дельта» в Гомельской области. Для разъездной работы этой фирме требуется десять водителей грузовиков на зарплату 5000–5500 рублей. В Калинковичах водителю категории «Е» готовы платить от 4100 до 5100 рублей. В этом же городе частное предприятие «ВестТрансАПМ» ищет водителя фуры, обещая заработок 4000–4800 рублей. А в соседнем Светлогорске предприятию «СУПЕЛОКС» нужен человек за рулем за 4000–5000 рублей.
Понятно, что такие вакансии – огромная редкость. В большинстве в банке данных присутствуют предложения по зарплате от 1000 до 2000 рублей. Это даже получается ниже среднего заработка по стране, который озвучен официальной статистикой. Так что дефицит кадров в водительской профессии не удивляет.
Представители транспортной отрасли считают, что назрела необходимость наладить взаимодействие между перевозчиками и заинтересованными государственными органами. Так, решить проблему с кадрами предлагается, к примеру, установлением для этой категории определенной минимальной зарплаты.
По словам председателя Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Екатерины Станкевич, проблема нехватки водителей появилась не одномоментно. Ситуация стала меняться в 2012 году, когда в Польше и Литве изменилось законодательство. В этих странах стало проще получить разрешение на работу водителем большегруза. Если на родине белорусские водители зарабатывали тогда по 30–50 евро в день, то в Европе — 50–80 евро.
Как отмечает Екатерина Станкевич, сейчас прослеживается тенденция, что молодежь не охотно идет в эту сферу.
— Профессия абсолютно не престижная. Сегодня водителя считают просто обслуживающим персоналом. Доход у него также небольшой. В среднем он зарабатывает 10% от выручки. Но далеко не все перевозчики могут столько платить. В итоге их заработок — от 800 до 1500 рублей. Я считаю, что это мало.
К тому же у водителей нет желания работать при жёстком контроле и в постоянном стрессе. По словам эксперта, в тех же маршрутках пассажиры пачкают и режут сиденья, не хотят пристегиваться, хамят тем, кто за рулём.
Из-за небольшой зарплаты водители маршруток часто уходят на работу в такси. Там их доход, по словам Екатерины, может достигать 4–4,5 тысячи рублей.
А есть и такие, кто вовсе уезжает — и даже не в Евросоюз. Оказывается, в таких «серых зонах», как ДНР и ЛНР зарплата водителя автобуса составляет 200 тысяч российских рублей (около 7 тысяч белорусских). И людей даже не отпугивает, что трудиться им придётся в регионах, где продолжаются военные действия. В стабильной же Беларуси подобные заработки предложить некому.
Падают зарплаты дальнобойщиков в ЕС: белорусам ехать в Россию, или ждать?
Россельхознадзор ввёл усиленный контроль пищевой продукции ряда белорусских предприятий. В их число попал Березовский комбинат…
Руководителям бюджетных организаций в Беларуси предоставлено право утверждать штатную численность работников в меньшем количестве, чем…
Погром устроил на почте утром 21 ноября 2024 года 39-летний житель агрогородка Рясно Дрибинского района…
История произошла в октябре 2024 года, когда, будучи пьяным, местный житель ударил кулаком по лицу…
Импортные лекарства всё ещё можно найти на полках белорусских аптек, хотя теперь это получается не…
Необычный способ наказания придумал 42-летний житель Мозыря для своего ребёнка. Он сковывал его ногу цепью…
Мы используем файлы cookies.