В последнее время ещё одна важная отрасль Беларуси столкнулась с острым дефицитом кадров. Особенно нужны кадры частным перевозчикам. Узнали, кому требуются водители в начале осени 2024 года и сколько готовы платить.

Читайте "Першы" в:

Дефицит водителей в Беларуси у частных перевозчиков достигает 60%, или 11 тысяч человек. Это если на предприятии полностью соблюдается режим труда и отдыха. Такую цифру озвучила председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Екатерина Станкевич.

По ее словам, средний возраст водителей у частника в настоящее время составляет 42 года. А вот у государственных транспортных компаний показатель более высокий — 50 лет.

Почему водителей не хватает?

Впрочем, проблемы у белорусских компаний, занимающихся перевозками, возникли не сегодня. Ещё в марте 2024 года на портале службы занятости было размещено около 9 тысяч вакансий. Теперь их число перевалило за десять тысяч. Они касаются трудоустройства водителей, которые обладают правами разных категорий.

К тому же острый дефицит кадров коснулся не только именно водителей, но и других сотрудников. Среди них – логистические операторы, грузчики, курьеры, экспедиторы, кладовщики в транспортных компаниях.

Трудности с кадрами актуальны в целом для отрасли – дефицит наблюдается в России и странах ЕС. А количество случаев, когда белорусские водители уезжают на работу в Польшу и Литву, растет с 2020 года. Для компаний в Беларуси ситуация усугубляется ещё и тем, что в последние годы оказались разорваны многие экономические связи. Бизнесу пришлось спешно перестраивать цепочки поставок

Кстати, Беларусь во многом пошла по примеру Польши и Литвы и частично закрыла вопросы с нехваткой кадров с помощью трудовых мигрантов. Ещё летом 2023 года вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты. Документ предусматривает ряд упрощений в отношении трудоустройства иностранных граждан.

Теперь на работу водителями могут привлекаться иностранцы без специального разрешения на право занятием трудовой деятельностью в Беларуси. Однако закрыть все вакансии таким способом всё равно не удаётся. Тем более, что в стране дефицит кадров по многим категориям работников, а не только водителей.

Сколько готовы платить тем, кто за рулём?

Если изучить предложения нанимателей на сайте государственной службы занятости, то они удивляют своей пестротой. К примеру, Климовичскому государственному аграрному колледжу в Могилевской области нужен водитель грузовика на 0,1 ставки. Платить ему будут от 63 до 67 рублей.

Чуть больше (71-80 рублей) готовы предложить зарплату на аналогичных условиях на предприятии ЖКХ Шарковщинского района (Витебская область). За работу на 0,15 ставки водителю легкового автомобиля в РУП «Гродноэнерго» намерены выплачивать 94 рубля.

Что касается самых высокооплачиваемых предложений, то здесь выделяется буровая компания «Дельта» в Гомельской области. Для разъездной работы этой фирме требуется десять водителей грузовиков на зарплату 5000–5500 рублей. В Калинковичах водителю категории «Е» готовы платить от 4100 до 5100 рублей. В этом же городе частное предприятие «ВестТрансАПМ» ищет водителя фуры, обещая заработок 4000–4800 рублей. А в соседнем Светлогорске предприятию «СУПЕЛОКС» нужен человек за рулем за 4000–5000 рублей.

Понятно, что такие вакансии – огромная редкость. В большинстве в банке данных присутствуют предложения по зарплате от 1000 до 2000 рублей. Это даже получается ниже среднего заработка по стране, который озвучен официальной статистикой. Так что дефицит кадров в водительской профессии не удивляет.

Представители транспортной отрасли считают, что назрела необходимость наладить взаимодействие между перевозчиками и заинтересованными государственными органами. Так, решить проблему с кадрами предлагается, к примеру, установлением для этой категории определенной минимальной зарплаты.

Быть водителем — не престижно?    

По словам председателя Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Екатерины Станкевич, проблема нехватки водителей появилась не одномоментно. Ситуация стала меняться в 2012 году, когда в Польше и Литве изменилось законодательство. В этих странах стало проще получить разрешение на работу водителем большегруза. Если на родине белорусские водители зарабатывали тогда по 30–50 евро в день, то в Европе — 50–80 евро.

Как отмечает Екатерина Станкевич, сейчас прослеживается тенденция, что молодежь не охотно идет в эту сферу.

— Профессия абсолютно не престижная. Сегодня водителя считают просто обслуживающим персоналом. Доход у него также небольшой. В среднем он зарабатывает 10% от выручки. Но далеко не все перевозчики могут столько платить. В итоге их заработок — от 800 до 1500 рублей. Я считаю, что это мало.

К тому же у водителей нет желания работать при жёстком контроле и в постоянном стрессе. По словам эксперта, в тех же маршрутках пассажиры пачкают и режут сиденья, не хотят пристегиваться, хамят тем, кто за рулём.

Из-за небольшой зарплаты водители маршруток часто уходят на работу в такси. Там их доход, по словам Екатерины, может достигать 4–4,5 тысячи рублей.

А есть и такие, кто вовсе уезжает — и даже не в Евросоюз. Оказывается, в таких «серых зонах», как ДНР и ЛНР зарплата водителя автобуса составляет 200 тысяч российских рублей (около 7 тысяч белорусских). И людей даже не отпугивает, что трудиться им придётся в регионах, где продолжаются военные действия. В стабильной же Беларуси подобные заработки предложить некому.

Падают зарплаты дальнобойщиков в ЕС: белорусам ехать в Россию, или ждать?