Если послушать доклады белорусских чиновников, то состояние экономики страны не вызывает особых опасений. По официальной информации, валовый внутренний продукт (ВВП) растёт, а доходы граждан увеличиваются.
По последним данным, рост ВВП сейчас составляет 5,5% в год. Причем свой вклад в это увеличение внесли все основные отрасли. Среди них — торговля, строительство, промышленность, сельское хозяйство, за исключением сферы «информация и связь».
Зарплаты тоже растут. В июле 2024 года по сравнению с таким же месяцем прошлого года реальная заработная плата выросла на 15,3%, а номинальная — на 21,7%. Однако следует понимать, что рост заработной платы происходит гораздо быстрее, чем рост производительности труда. Эта производительность увеличилась примерно на 6%.
Как отмечает экономист Анастасия Лузгина, государство активно поддерживает рост зарплат бюджетников по разным причинам. Основной из них является нехватка рабочей силы. Причём происходит это как в государственном, так и в частном секторе. И предприятия, и организации вынуждены повышать заработную плату даже в ущерб себе.
Поэтому финансовое состояние фирм и предприятий в целом ухудшается: наблюдается снижение рентабельности. Теперь компании инвестируют не в инвестиции или новые технологии, а в зарплаты своих сотрудников. Иначе работать будет просто некому.
По мнению Анастасии Лузгиной, также важным негативным моментом стало то, что внешняя торговля Беларуси вновь пошла «в минус». По результатам июля 2024 года негативное сальдо торгового баланса по товарам и услугам составляет минус 88 миллионов долларов. То есть, страна больше покупает товаров, чем продает.
Ну и, разумеется, важным фактором стала зависимость белорусской экономики от России. Многие эксперты сейчас говорят о том, что в России наблюдается «перегрев экономики». Это приведет к тому, что темпы её роста снизятся, что отразится и на Беларуси.
«Действительно, основным торговым партнером Беларуси по-прежнему является Россия. В российской экономике продолжает расти положительное торговое сальдо», — отмечает Анастасия Лузгина.
По ее словам, сейчас наблюдается глобальное снижение цены на нефть. Однако последние прогнозы предусматривают, что её стоимость будет в районе 70 долларов за баррель. Если не произойдет каких-то значимых политических событий, то радикальных обвалов российской экономики ожидать не стоит.
Но тут есть другой нюанс. Эксперт предполагает, что спад российской экономики произойдет благодаря сознательной политике властей этой страны.
«Такая политика направлена на замедление экономического роста, потому как российские власти понимают, что «перегрев экономики» – это плохо», — отмечает Лузгина.
Она считает, что в России видят риски этого перегрева и проводят достаточно жесткую монетарную политику. Предпринимаются определенные меры, направленные на «охлаждение» рынка. В таком случае рост внутреннего спроса замедлится, в том числе на импортные товары. Это замедление может произойти в конце нынешнего и начале следующего года.
Как данное обстоятельство повлияет на Беларусь? Эксперт прогнозирует, что работа белорусских экспортеров, реализующих свою продукцию в России, усложниться.
«Это серьезная проблема, особенно если учесть, что торговый баланс уже хуже, чем в 2023 году. И надо готовиться к тому, что такого активного спроса на белорусские товары в России в будущем уже не будет», — предполагает Лузгина.
Она обращает внимание, что Центральный банк России повышает банковские ставки, чтобы снизить спрос на кредиты, «охладить» экономику.
В самой же Беларуси правительство прогнозирует снижение темпов роста доходов населения в 2025 году. Что же касается цен, то недавно было объявлено, что власти будут контролировать цены на жилье, строящееся с государственной поддержкой.
Исходя из этих планов пока нет оснований для резкого снижения курса белорусского рубля. По словам Анастасии Лузгиной, курс формируется сейчас на основе спроса и предложения. Любые резкие колебания, которые наблюдали на валютном рынке в прошлом году, были связаны с российским рублём.
Эксперт подчеркивает: основная угроза заключается в том, что в результате замедления роста российской экономики ухудшится баланс белорусской внешней торговли. Именно это может стать реальным риском для курса валюты, поскольку золотовалютные резервы Беларуси невелики.
Как могут измениться курсы валют в Беларуси в начале осени 2024 года?