В Палате представителей озаботились тем, что белорусы, работающие за границей, приезжают на лечение домой. В частности, речь идет о дальнобойщиках. Ранее эта тема взволновала и руководство Министерства здравоохранения Беларуси.
Чиновники не скрывают своего возмущения: налоги водители фур платят за границей, а лечатся на родине. И якобы за это совсем не платят.
Чем недовольны белорусские власти?
На заседании комиссии по “тунеядцам” депутат Виктор Плескач, рассказал, что власти задумались над важным вопросом. Они собираются “простимулировать граждан работать”, в том числе и “непопулярными методами”.
По его словам, в белорусском парламенте обсуждают закон, который касается граждан, не занятых в экономике. “Тунеядцев” обяжут платить за медицинские услуги в государственных больницах и поликлиниках.
Ранее в эфире государственного телевидения на эту тему высказалась заместитель министра здравоохранения Елена Кроткова. Она отмечала, что экстренная помощь будет оказываться бесплатно, а вот плановая — за деньги. По мнению Кротовой, платными должны быть стоматологические услуги и плановые госпитализации. Чиновница объяснила такие меры большими расходами государства на здравоохранение — около 4,5% ВВП.
“Услуги скорой помощи, конечно, будут такие, как у всех. А вот что-то более серьёзное, наверное, будет на платной основе”, — сказал депутат Виктор Плескач.
Он не готов был озвучить реальную сумму, поскольку закон находится на стадии обсуждения. По словам депутата, многие белорусы, работающие за границей, приезжают лечиться домой, потому что это дешевле. В качестве примера Плескач привел дальнобойщиков, которые работают в странах Евросоюза.
“Вроде бы все говорят, мол, они привозят деньги, которые идут в экономику Беларуси, и это вроде бы хорошо. Но сегодня любой работодатель Беларуси платит в Фонд соцзащиты отчисления в виде 34% от зарплаты на пенсионное обеспечение, а у нас каждый четвертый — пенсионер”, — пояснил Виктор Плескач.
Он обратил внимание, что дальнобойщик платит налоги в другой стране. Таким образом, по версии депутата, эти 34% в Беларусь не попадают. При этом ограничения не затронут белорусов, которые работают в России и других странах Евразийского экономического союза. Их не вносят в базу “тунеядцев”.
Стоит напомнить, что ранее “тунеядцев” в Беларуси обязали оплачивать повышенный тариф на отопление и горячую воду. Следующим шагом вполне может стать платная медицина.
Какая реакция у дальнобойщиков?
Новость о готовящихся изменениях обеспокоила дальнобойщиков. В Беларуси не хватает водителей большегрузов: на портале государственной службы занятости размещено более 9 тысяч вакансий. Тем временем в Польше работает более 90 тысяч дальнобойщиков из Беларуси, еще 40 тысяч — в Литве.
В чатах возмущаются тем, как белорусские власти хотят решить вопросы с наполняемостью бюджета. Вместо того чтобы заняться проблемой низких зарплат и невыгодных условий труда, собираются наказать простых водителей.
Вся вина дальнобойщиков только в том, что они вынужденно работают за границей. При этом многим из них пришлось переквалифицироваться и управлять фурами, потому что достойной работы по специальности дома они не нашли.
Как отметил водитель Артём, “мы ездим работать за границу не от хорошей жизни”. Сам мужчина раньше работал на железной дороге, а в 2023 году ушёл в дальнобойщики.
“Всё, что заработали, привозим назад в Беларусь, где остались семьи. Мы же тратим деньги дома, в стоимость товаров и услуг уже заложены налоги”, — пояснил Артём.
Он рассказал, что восемь недель находиться в рейсе и на две недели приезжает домой.
“У меня нет времени ждать талон в поликлинике, поэтому, если что-то и болит, иду в частный центр. Так что бесплатную медицину и так не вижу”, — говорит дальнобойщик.
Другой собеседник по имени Дмитрий больше десяти лет трудился на государственном предприятии. Уже два года, как он вместе со многими бывшими коллегами, работает водителем на фуре.
“Один устраивается — других за собой подтягивает, — объясняет Дмитрий. — Где ты в Беларуси заработаешь 2 тысячи евро? Но мы же эти деньги привозим домой, обеспечиваем семьи, а нас называют тунеядцами”.
Что говорит закон?
Если депутаты примут нововведение, платная медицина будет не только для дальнобойщиков. Она коснётся вообще всех, кто попал в “базу тунеядцев”. Между тем, в Конституции Беларуси закреплено, что гражданам гарантируется право на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.
Однако после референдума 2022 года эту формулировку дополнили: бесплатное лечение гарантируется “в порядке, установленном законом”. Теперь эту оговорку белорусские власти используют для продвижения своих новых идей.
Ранее чиновники так поступили и отношении выпускников. Согласно Конституции, в Беларуси запрещен принудительный труд. Но выпускники университетов и колледжей, которые были бюджетниками, по окончании учебы обязаны отработать определенный срок по распределению.
Представители общественности называют такую практику принудительным трудом, но Конституционный суд считает иначе. В 2006 году было принято решение, что “распределение — вынужденный шаг со стороны государства, обусловленный трудностями переходного периода”.
Таким образом, был сделан вывод, что Конституция не нарушается. В дальнейшем практику закрепили на уровне закона: выпускники не могут обжаловать распределение даже в суде.
“Мучаемся”: дальнобойщик рассказал, что в очереди на границу под Брестом стоят неделями