Бенард – африканская звезда белорусского цирка, пишет БелТА. Раньше выступал под куполом Белорусского государственного цирка. Сейчас он художественный руководитель и артист цирка шапито. В Беларусь иностранца привела работа.
Артист-акробат и кассир
«Честно, никогда не было мысли, что однажды буду гражданином Беларуси или какой-то другой страны. Ситуация в жизни менялась очень сильно. Сначала я попал в Англию, там учился и начал работать. Приехал в Саратов на фестиваль, где директор Белорусского государственного цирка пригласил в Беларусь. К тому моменту я уже работал во многих странах, но не было той, которая бы мне определенно понравилась. Оказавшись в Беларуси, почувствовал себя на своём месте. Большое счастье, что здесь я нашёл свою любовь, это в первую очередь, но в целом страна дала мне многое», – подчеркнул мужчина.
Его супруга Марина тоже представить себе не могла, что свяжет свою жизнь с иностранцем. Судьба распорядилась по-своему.
«Это, наверное, была любовь с первого взгляда. Он был скромным, застенчивым. Меня привлекло его спокойствие, – заметила брестчанка. – Я работала в цирке шапито кассиром, а он там артистом-акробатом. Впервые увидели друг друга в Бресте, откуда начался тур по Беларуси. Довольно быстро у нас всё закрутилось».
«Культурные различия практически незаметны»
Долгое время молодые люди были вместе, но жили порознь. У Марины был налажен быт в Бресте, Бенард работал в Минске. Так продолжалось до тех пор, пока оба не пришли к мнению, что хотят классическую семью. Общим домом стал город над Бугом. Сейчас пара воспитывает троих сыновей: 21-летнего Александра, семилетнего Доминика и пятилетнего Роберта.
«Домашние обязанности мы не делим на мужские или женские. Допустим, у нас нет такого, что мыть посуду должна жена, а не муж. Кто может, тот и моет. Так же и в других вещах: приготовить еду, погулять с детьми», – пояснила позицию Марина.
По словам супругов, в их отношениях культурные различия двух стран (Беларуси и Кении) практически незаметны.
«Мы живем в Беларуси, и у нас всё по-белорусски», – с улыбкой добавил Бенард.
Учить язык помогают домашние задания сына
Брестчанин рассказал, что влюбился в нашу страну благодаря людям.
«Белорусы искренние, дружелюбные. Какими они были, когда я приехал, такими же остаются до сих пор. Страна за это время очень изменилась, построено много нового, всё красивое, суперское, а люди прежние. Для меня Беларусь – это уверенность. Ты ложишься спать и просыпаешься в одинаковом состоянии: нет страха, что что-то может случиться. По моему мнению, любому иностранцу сначала на белорусской земле будет непонятно. Когда же станет понятнее, он не соберется уезжать», – убежден уроженец Кении.
По его словам, он совершенно не замечает, что в Беларуси живут представители разных национальностей. Различий между людьми не видно, все живут в мире и согласии.
Бенард вспомнил, что адаптация в новой стране проходила нелегко. Особенно трудности возникали из-за кириллического алфавита.
«Поначалу злился. Не понимал, почему буква R написана в другую сторону. По чуть-чуть друзья начали учить русскому языку, начинали с названий предметов, учили уважительным словам», – рассказал мужчина.
Он достаточно хорошо изъясняется по-русски. Было нелегко, но Бенард сдал экзамены в ГАИ и получил водительское удостоверение. Язык всё ещё продолжает учить. Что-то поясняет жена, помогает и сын Доминик. Отец внимательно слушает, когда мальчик делает уроки.
«С белорусским пока сложно, боюсь запутаться. Но я себе даю пять лет. Думаю, Доминик меня будет учить белорусскому. Хотя я уже, как белорус, когда говорю с кем-то по телефону, отвечаю «добре» (хорошо. — Прим. БЕЛТА)», – акцентировал внимание глава интернациональной семьи.
Тернистый путь к гражданству
По его словам, он долго боролся за то, чтобы получить гражданство Беларуси. Процесс далеко непростой, возникали нюансы, требовалась кипа документов. Этот тернистый путь Бенард Рапудо Отиено преодолел в первую очередь благодаря поддержке семьи. Домашние всегда были рядом, постоянно подбадривали и подталкивали к следующему шагу.
«Меня мучил вопрос: мои дети вырастут, создадут семьи, если придется уехать обратно в Африку, мы не сможем видеться. Мне больно от этой мысли. Нет, я был нацелен сделать всё, чтобы жить здесь, рядом с женой и детьми. Даже сейчас еду в командировку и мне тяжело быть вдали от них. Когда возвращаюсь обратно, хочется побыстрее домой, мысленно подгоняю поезд», – признался брестчанин.
Белорусское гражданство он получил в этом году. Новость застигла на работе. Бенард закрылся в комнате и громко-громко закричал от переполнявших эмоций.
«Это было просто нереально, как сон. Я к этому шел столько лет. Иногда сижу и ловлю себя на мысли: я уже гражданин Беларуси. Раньше, когда шёл на поезд на вокзале, пограничники останавливали постоянно, чтобы проверить документы. Сейчас жду, чтобы они меня остановили, а они проходят мимо. Думаю, ну ладно, в следующий раз покажу им, что у меня есть белорусский паспорт», – с улыбкой рассказал он.
Получение белорусского гражданства расширило границы.
«Мостом между Кенией и Беларусью было посольство Кении в России. Чтобы туда добраться, нужна была виза. Тебе надо решить важный вопрос – а получаешь отказ, потрачены время и деньги. Теперь вопросов нет: сел и поехал, – заметил брестчанин. – Гражданство Беларуси открыло для меня дорогу к моему творчеству как артисту, художественному руководителю, главному режиссеру. Хотелось поехать в соседние страны – в Россию, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан – на фестивали, чтобы представить Беларусь. Пока был кенийский документ, для меня это было закрыто. Теперь я свободно могу пересекать границы и заниматься творчеством».
В нашей стране Бенард Рапудо Отиено прожил больше 20 лет. Он считает себя белорусом не только по паспорту, но и по духу.
«Иногда я себе говорю, что родился в Африке, в Кении, но моя Родина – Беларусь. Я ощущаю себя белорусом, чувствую свободу и уверенность. Не представляю себя в другой стране, мои корни здесь», – подытожил мужчина.