Таинственные места в Нехачево, которые удивят путешественника

Нехачево в Ивацевичском районе Брестской области наиболее известно былой почтовой станцией – единственной в своем роде в Беларуси, где ныне расположился развлекательный комплекс «Гостиный двор». Туда едут посидеть в ресторане, отдохнуть и поиграть в боулинг даже жители соседних с Ивацевичским районов, а в последние годы зачастили и россияне. Как нам сказала одна местная жительница, владелец рассчитывал на бОльшую посещаемость и прибыль. А как по-нашему, для провинции и так неплохой уровень. Впрочем, Нехачево интересно не только «Гостиным двором». Здесь много мест для туриста, которые могут удивить.

Старый вокзал, который много всего повидал

Те, кто приезжает в Нехачево поездом, выходят на станции Коссово Полесское и по сути попадают прямо в центр деревни. Железная дорога Москва – Варшава была сдана в эксплуатацию в 1871 году. Здание вокзала построено тогда же, но его сожгла русская армия при «великом отступлении» осенью 1915 года.

Вокзал в Нехачево — станция Коссово Полесское

Вокзал был воссоздан поляками примерно через десять лет, чтобы опять выгореть уже во Вторую мировую войну.

1941

Сегодня он в общем сохраняет свой первоначальный план, несмотря на то, что фигурная крыша из «бляхи» заменена на обычную из металлочерепицы; двери и окна с жалюзи – все из пластика, и т.д.

На станции ныне останавливаются только электрички, поэтому в их отсутствие здесь можно встретить разве что какого железнодорожника. Когда-то неподалеку была еще живописная водокачка, она хорошо видна на фото военных лет, но с исчезновением паровозов ушла в небытие и обслуживающая их техника.

Дом без привидений (но это неточно)

Недооцененное ввиду своей некоторой удаленности здание. Оно расположено у самого моста, скрытое от лишних глаз за еловыми посадками и зарослями борщевика, но все еще заметное с дороги. Старый красный кирпич, арочные дверные и оконные проемы, видавшая виды двустворчатая дверь, крыльцо из булыжников, поросшее мхом, одиночество, заброшенность, обреченность. Уже одним своим видом этот дом намекает на существование какой-то тяжелой тайны…

Старое здание в Нехачево

Но местные сходу развеивают все догадки: в послевоенное время в этой постройке был водозабор, из которого вода подавалась на станцию, а сегодня она находится в частной собственности.

По архитектуре можно предположить, что это конец XIX – начало ХХ веков. Тогда значение имели не только стоимость строительства и функциональность, но еще и экстерьер здания, причем, независимо, это вокзал или техническое сооружение. Жаль, что в строительстве этот принцип забыт сегодня.

Даже хозяйственную постройку украшали

Судя по небольшой площади, это могла быть и будка какого-нибудь путевого обходчика, и сторожка. В этом ничего удивительного, например, доподлинно известно, что в 1940-50-е гг. мосты охранялись специальной службой. Дом, если его интересно оформить внутри, мог бы быть еще одной какой-нибудь тематической мини-гостиницей.

Новый мост

Послевоенной постройки мост через железную дорогу давно нуждался в реконструкции. Говорят, его даже строили пленные немцы. Судя по размаху, новый мост будет не только крепче, но и шире. Сегодня здесь работают бульдозеры, краны, а с высоты открываются идиллические пейзажи с заливными лугами.

Сразу за Нехачево строят новый мост через железную дорогу

Смерть уравняла всех

Прямо у дороги – тихое, едва заметное кладбище Первой мировой войны. Таких кладбищ в Беларуси не очень-то много и осталось. Поляки в свое время упорядочили воинские захоронения, перенеся останки погибших из разрозненных могил и организовав подобные кладбища.

Кладбище первой мировой войны в Нехачево Ивацевичского района

Белеющие ряды стандартных квадратных надгробий, за прошедшую сотню лет бетон раскрошился от атмосферных воздействий и растительности и большинство надписей практически не читаемы. На других можно различить слова на польском языке: «Солдат армии немецкой», «…австрийской», «…российской». Надо отдать должное: поляки не делали исключений и никого специально не выделяли – смерть уравняла всех.

На польском языке написано, что здесь покоится неизвестный солдат армии российской

Три добротных вертикальных камня-памятника на входе с надписями на немецком сделаны еще немцами, и буквы пока держатся. Фриц Грохманн, инженер по строительству полевых укреплений, родился 26.12.1892, убит в бою 13.08.1918. Вторая надпись читается похуже: ефрейтор Ёзеф …кингер, родился 02.09.188*, убит в бою 16.**.1918. И третья: унтер-офицер Рудольф Маркард, ранен 23 октября, умер 15 ноября.

Большие надгробия немецких офицеров

Первые два доподлинно погибли во второй половине 1918 года. Брестский мир был уже заключен, в каком бою тогда пали или почему они умерли – непонятно. Может быть, тоже от последствий ранений, либо были какие-то локальные стычки? Ответ вряд ли мы когда-то узнаем. Как и то, стоило ли тогда им умирать? Но это уже вопросы с точки зрения сегодняшнего дня.

Шоссе на Варшаву

Нехачево было создано случайно. Поначалу в этом месте находилось лишь урочище с таким названием, вероятно произошедшим от прозвища или имени человека. Но потом резко все изменилось. В 1840-х годах строилось Московско-Варшавское шоссе – широкая скоростная дорога с твердым искусственным покрытием, с канавами для стока дождевой воды по обочинам и со всей полагающейся инфраструктурой, в которую также входили почтовые станции. Такая станция была создана здесь, и называлась она «Заполье». Вокруг нее быстро вырос поселочек. Сегодня на въезде в Нехачево у самого шоссе мирно пасутся две привязанные коровы – последние символы уходящего крестьянского уклада жизни.

На въезде в Нехачево

От почтовой станции до «Гостиного двора»

Почтовая станция «Заполье» построена в 19 веке по типовому проекту авторства Луиджи Руска – три одноэтажных здания, соединенных между собой арочными проемами и украшенными декоративными элементами, а также хозпостройки.

Почтовая станция 19 века принимала многих аристократических путников

На станции можно было переночевать, поесть, помыться, отправить почту, поменять лошадей. Отметим, что она относилась к первому классу – тут были предусмотрены даже апартаменты для членов императорской семьи. Таких станций было на территории современной Беларуси лишь несколько, а ближайшая находилась в Кобрине.

И сейчас принимает путешественников

Станция располагала 25 конями и восемью ямщиками. Главным транспортным средством были брички – легкие повозки с двумя пассажирскими местами снаружи и двумя внутри. Они же дважды в неделю перевозили почту между Москвой и Варшавой. Станция в Нехачево является исторической достопримечательностью республиканского значения. К счастью, здание не было разрушено, и теперь существует как довольно популярный объект придорожного сервиса «Гостиный двор».

На нижнем указателе — расстояние до деревни Яглевичи Ивацевичского района

Арбузы с грядки

С виду Нехачево – благополучный ухоженный населенный пункт. Не такой шумный и людный, каким мог бы быть при наличии станции и шоссе на Брест и Барановичи. Но в этом есть и свое преимущество. Жители деревни традиционно держат огороды, а также старательно украшают цветами свои подворья. Это сразу бросается в глаза.

Мы заглянули в один такой двор, утопающий в цветах: клумбы с астрами и на улице, и по всему участку. Хозяин дома Пётр Михайлович родился и вырос здесь, всю жизнь провел в Могилеве, а на пенсии вернулся с женой в родительский дом. Весь теплый сезон они работают на свежем воздухе, выращивая овощи, фрукты и цветы. У них есть даже своя бахча с арбузами!

Проводят время с удовольствием, и очень рады смене областного центра на деревню. Тем более, что сразу же за забором еще и лес. А значит в шаговой доступности грибы и ягоды.

Пётр Михайлович показывает нам свой колодец с подъемным механизмом необычной конструкции: «Это хотел сделать отец, но не успел. Я исполнил его мечту». На стойке вверху два блок-ролика, на одном конце вертикальный шест с ведром, на другом противовес в виде сдвоенного кирпича. Подъемник работает без видимых усилий. А вода действительно вкусная! «Намного лучше, чем из скважин», – хвастает хозяин.

Спрашиваем, можно ли сравнить менталитет людей в разных концах Беларуси. Пётр Михайлович на минуту задумывается: «Если смотреть по состоянию деревень, здесь лучше. Более цивилизованно».

Читайте ещё:
Что посмотреть в Ивацевичах: достопримечательности и связь с океанами

Recent Posts

Мужчина хотел пересечь границу на раритетном авто, но что-то пошло не так…

Необычная история случилась год назад – в сентябре 2023 года, когда через пункт пропуска «Каменный…

18.09.2024

Рецепт для рыбаков: вепская уха из окуней

Северные земли Карелии испокон веков были родиной вепсов. И эти отважные дети леса были отличными…

18.09.2024

В Беларуси изменят условия для наказания водителей, виновных в ДТП

Если новый закон будет принят, то в Беларуси больше не будут наказывать водителей за причинённые…

18.09.2024

Стрельба у офиса Wildberries в Москве: конфликт между Татьяной и Владиславом Бакальчуками обостряется

Возле офиса Wildberries в Москве произошел инцидент со стрельбой, связанный с конфликтом между основательницей компании…

18.09.2024

Дом пополам и загадка Химии на кладбище: что посмотреть в Коссово кроме дворца

Сам по себе город Коссово недооценён из-за того, что его затмили дворец Пусловских и усадьба…

18.09.2024

Служебные махинации инженера из Лунинецкого района обернулись приговором

Главного инженера одного из сельхозпредприятий в Лунинецком районе судили за хищение и злоупотребление служебными полномочиями…

18.09.2024