Всё началось около года назад, рассказывает правнучка воина, Мария Руфимская. Решила собрать максимально информации о своих предках. Составить своеобразное генеалогическое древо. Сложностей, конечно, было немеряно. Но и открытий – тоже. По мере сбора информации, заполнялся огромный лист формата А2 . Осталось всего несколько незаполненных клеточек…
Трагедия времён оккупации
Герасим Горщарик был из тех, кто 3 года провел на земле, оккупированной немецкими фашистами. Жили на отшибе – фактически на хуторе, чем могли, помогали партизанам. По воспоминаниям дочери, мама пекла хлеб, шила и стирала для партизан.
Может быть и прошла бы война с большего стороной, если бы в один день не нагрянули каратели. Чудом Герасиму удалось спастись самому… На его глазах расстреляли родную беременную сестру с двумя маленькими племянниками. Самый младший, Павлик, спрятался под печью дома и каратели не стали утруждать себя… сожгли дом вместе с ребенком.
Это послужило мотивом для того, чтобы не взирая на бронь (Герасим имел неплохое образование по тем временам, хорошо разбирался в механике, работал мастером на железной дороге), он пошёл на фронт. Уходя на фронт, сказал жене, чтобы берегла детей (двое сыновей Михаил, Григорий и малышка Надежда). Второе полугодие 1944 – время массовых призывов в ряды Красной Армии на нашей земле. Память об этом – многочисленные деревенские обелиски в белорусских деревнях, где даты жизни заканчиваются 44-45 годами.
Путь фронтовика с Беларуси до Германии
Это нам, сегодняшним, знающим историю, известно, воевать солдату было «всего-ничего». Полгода. Им, одетым в форму «второго срока», месящим кирзой польский чернозём, не было известно, ни когда закончится этот кошмар, ни кто доживет до Победы. И шёл Горщарик Герасим по Польше в сторону Германии, и воевал славно – в апреле 1945 был представлен к ордену Славы 3 степени, за то, что прикрыл роту в бою на реке Одер.
Получил ранение при форсировании реки Одер (не умел плавать), попал в госпиталь. Мог после ранения возвращаться домой, но опять встал в строй. В общем, как в песне Высоцкого: «кажется, чего-то удостоин, награжден, и назван молодцом». После того памятного боя он отправил домой письмо. Которое в дальнейшем и стало своеобразным маркером для его правнучки во время поиска…
Правнучка рассказала о поисках
«Прадед воевал вместе с родным братом Марком. Так гласит семейная легенда. Они были пулеметчиками. Прадед Герасим – первый номер. Его брат Марк – второй. Я взяла интервал между датой последнего письма и датой наградного листа. О том, что удостоен награды, данные были, а вот о вручении – уже нет. Пропал без вести. Похоронка на его брата пришла. Жаль не сохранилась. А на моего прадеда – нет… Они погибли оба. За каких-то 10 дней до Победы…
Обидно и то… нет, не обидно – страшно, читать отчеты, которые отправляли командиры подразделений выше по команде. Их пришлось увидеть в процессе поиска информации о предках с лихвой. Например. Служебная записка. Невосполнимые потери: 80 шт. ШТУК!!! Провианта осталось: 18 буханок хлеба, 2.3 килограмма сахара…. Люди – в штуках!..
Потом я поняла, почему прадед оказался в пропавших без вести. Сгружали в общую могилу тела. Горщарик? Записан. Какой еще Горщарик? Он же записан!.. А то, что это два родных человека может быть… Вперед, на Берлин… Некогда вникать… В общем, как обычно».
Сложнее всего при сборе информации было с белорусскими структурами, ответственными за архивы тех времен, говорит Мария, с российскими структурами – оперативно и чётко. «Педантичными и пунктуальными в вопросах поиска и передачи информации оказались немцы.
Я предоставила им данные о том, что в боях под Лебусом один мой родственник погиб – официально подтверждено, а второй, воевавший с ним без преувеличения «плечом к плечу» -пропал без вести. Через пару недель пришел ответ, в котором сообщалось, что моя информация подтверждается, и имя пропавшего без вести будет увековечено на обелиске, который стоит на месте массового захоронения советских солдат», — рассказала Мария.
Так сложились обстоятельства, что после своего исторического расследования Мария с дочерью приехали на воинское кладбище в г. Лебусе, поклониться прадеду Герасиму и всем погибшим воинам. Из поездки она привезла горсть земли с братской могилы, которую отнесла на могилу к прабабушке. А сегодня, прожившей большую и правильную жизнь, дочери Герасима Горщарика, Надежде, в торжественной обстановке было передано удостоверение к Ордену Славы 3 степени.
Как вручали удостоверение к награде, тут:
В Бресте дочери героя, пропавшего без вести, вручили удостоверение к Ордену Славы III степени