– Мы с женой много ездим по городу, – рассказал белорус av.by. – Когда я на работе, супруга весь день за рулём: возит детей в сад, школу, кружки. Кажется, райцентр небольшой, но километраж в итоге набегает приличный – впрочем, как и суммы, потраченные на топливо. Именно с целью экономии однажды мы решили купить электромобиль в качестве второго семейного авто. Ну и, конечно, хотелось посмотреть, что представляет собой экотранспорт, понять, подходит ли он нам.
Вариант без вложений
Бюджет на автомобиль был ограничен десятью тысячами долларов. В этой ценовой категории наши герои рассматривали такие модели электрокаров, как Nissan Leaf и Ford Focus. Выбор остановили на последнем.
– Leaf совершенно не понравился жене. Скажем так, дизайн у него на любителя. Ford более классический автомобиль, плюс конкретно в этой модели хорошая комплектация. К тому же ранее у нас уже был «Фокус», который оставил неплохое впечатление о себе.
Ford Focus lll 2013 года выпуска обошёлся семье в $10 200. Автомобиль с первоначальной заокеанской регистрацией прошлый владелец приобрёл на аукционе в США. К моменту продажи в Беларуси авто было восстановлено и находилось в отличном состоянии.
– Машина не требовала вложений, – рассказывает Дмитрий. – Бонусом продавец нам ещё и комплект зимней резины отдал, так что накануне холодного сезона даже на шины тратиться не пришлось. Обслуживать этот автомобиль тоже не нужно. Никаких фильтров, масел, ремней, – ничего в нём нет. Только через год мы провели ремонт подвески. Здесь она такая же, как в обычном «третьем» «Фокусе», поэтому найти необходимые детали не составило труда, их можно заказать в любом автомагазине. Ремонт подвески и запчасти обошлись рублей в 700.
– Спустя два года эксплуатации не пожалели ли вы о покупке электромобиля?
– Нисколько! Даже наоборот – этот автомобиль нас приятно удивил. Он очень динамичный, манёвренный – идеален для езды по городу! Идёт тихо и плавно, а благодаря его компактности супруга не испытывает проблем с парковкой. «Фокус» отлично разгоняется, электродвигатель выдаёт 146 лошадиных сил.
«Главное преимущество — существенная экономия»
– Машина высокая, салон просторный и очень комфортный. Даже мне с моей немелкой комплекцией в нём достаточно удобно. В данной версии предусмотрены литые диски, ксеноновые фары, датчик дождя, система бесключевого доступа, кожаные электросиденья с подогревом, меняющая цвет подсветка, блютус, сенсорный дисплей, понятная навигация. Кстати, меню мы после покупки авто русифицировали, стоила эта услуга 150 рублей.
– Заявленный запас хода – 150 км, по факту же полного заряда батареи хватает на 130 км летом и на 80-90 в зимний период. Нам, в принципе, этого вполне достаточно, – сколько там нашего города! Ёмкость батареи – 24 кВт·ч. Есть система водяного охлаждения батареи: летом она остужается, зимой – нагревается. В том же «Лифе», например, такой полезной функции нет.
– Ещё одна годная опция этого автомобиля – система рекуперации, то есть возвращения энергии для дальнейшего использования. Допустим, выезжаю я в магазин, запас хода составляет 100 км. Проехал шесть километров, вернулся домой – а запас хода нисколько не уменьшился, даже увеличился до 105 км.
– Однажды мы разрядили батарею «в ноль». В тот день много ездили по городу. Оставалось десять километров запаса хода, но возникли непредвиденные обстоятельства, и нам пришлось заехать в ещё одно место. На панели – три километра, а до нашего дома – шесть. На улице зима, вечер – вдобавок и свет необходимо включать. Едем дальше, будь что будет! На экране ноль, потом он сменяется значением −3, но машина всё равно движется. Я, конечно, уже прокручивал в голове всевозможные варианты дальнейших действий: как буду авто тянуть домой в случае полной разрядки батареи или везти какой-то генератор, чтобы её подзарядить. Но прибегать к плану Б не пришлось: мы успешно доехали до дома. Возможно, благодаря той же системе рекуперации. А может быть, сработала защита от дурака, как я это называю. Наверное, даже когда батарея разряжена, небольшой запас хода всё равно остаётся.
– Но главное преимущество этого авто, конечно, в существенной экономии. Пункт, ради которого мы купили данную машину, полностью оправдал себя. Мы живём в частном доме и заряжаем «Форд» в собственном дворе под навесом. Прошлый владелец автомобиля не отдал нам кабель, потому что у него ещё были другие «электрички». Поэтому за сотню долларов мы купили зарядное устройство. К слову, на нём можно регулировать мощность для снижения нагрузки на сети. А если что-то идёт не так, оно сразу отключается.
– Для полного заряда батареи от розетки требуется примерно пять часов. У нас обычный тариф на электроэнергию: 24 копейки за 1 кВт·ч. Дифференцированный мы решили не подключать. Посчитали, что это невыгодно: на зарядке авто сэкономим, но за обычные бытовые нужды переплатим…
В среднем тратим 3-3,5 рубля на 100 км пути. В сравнении с тем же «Фокусом» с ДВС, что у нас был ранее, выгода в пять-шесть раз выходит! Там по городу был расход 7 литров дизельного топлива на «сотню», а это 17 рублей. Есть, конечно, нюансы. Так, зимой расход энергии в электромобиле значительно увеличивается за счёт работающей печки, в то же время в летний период включённый кондиционер не особо влияет на снижение заряда батареи.
– Всего около сорока рублей в месяц мы отдаём на зарядку авто, и это с учётом его активной ежедневной эксплуатации. На момент покупки пробег автомобиля составлял 65 тысяч километров, сейчас – около 84 тысяч. В месяц машина проезжает порядка тысячи километров. И если раньше мы с женой периодически пытались как-то скооперироваться и вместе отправиться по своим делам в город, чтобы сэкономить на топливе, то сейчас для нас это больше не проблема: садимся и едем, куда и когда хотим, не задумываясь о финансовых расходах, ведь в случае с электрокаром они очень незначительные.
Недостатки электромобиля в райцентре
– Имеются ли недостатки у автомобиля?
– Из минусов я бы выделил небольшой объём багажника. Если отправляемся куда-то с детьми, то самокат, например, приходится складывать, потому что в собранном виде в багажник он не помещается. Есть ещё один нюанс. Не конкретно этой модели, а в принципе всех электромобилей. Очень тихо они едут – пешеходы часто не замечают приближающееся авто, что нередко может стать причиной опасной ситуации на дороге.
– А вообще, насколько электрические автомобили популярны в районном центре? Достаточно ли здесь развита инфраструктура зарядных станций?
– У нас в городе всего одна ЭЗС, и ту установили только полгода назад, на тот момент в Берёзовском районе было зарегистрировано около пятидесяти электрокаров. Но скажу честно: особой популярностью новая станция у жителей райцентра не пользуется. У нас все владельцы «электричек», как правило, живут в частных домах и заряжают свои авто в собственных гаражах и дворах. Это удобнее и с финансовой точки зрения вдвойне выгоднее. Признаюсь, я и сам ни разу не заряжал свой автомобиль на этой станции сети Evika. Правда, не только из-за высокого тарифа, но и потому, что на ней нет кабеля с разъёмом, подходящим для подпитки американских авто, его нужно приобретать самостоятельно. По этой же причине мы не ездим на «Фокусе» далеко за город, ведь на трассе также нет возможности зарядить нашу машину.
– Однако я замечаю, что экологичных авто в райцентре становится больше. Ещё два года назад, когда мы только приобрели «электричку», на неё часто обращали внимание. Сейчас же электромобили перестают быть экзотикой, я даже такси с зелёными номерами недавно в городе видел.