Житель Берёзы вместе с супругой два года назад загорелись идеей приобретения авто на электротяге. Мужчина рассказал о плюсах и минусах электромобиля.

Мы с женой много ездим по городу,рассказал белорус av.by. – Когда я на работе, супруга весь день за рулём: возит детей в сад, школу, кружки. Кажется, райцентр небольшой, но километраж в итоге набегает приличный – впрочем, как и суммы, потраченные на топливо. Именно с целью экономии однажды мы решили купить электромобиль в качестве второго семейного авто. Ну и, конечно, хотелось посмотреть, что представляет собой экотранспорт, понять, подходит ли он нам.

Фото: Людмила Николайчук. av.by

Вариант без вложений

Бюджет на автомобиль был ограничен десятью тысячами долларов. В этой ценовой категории наши герои рассматривали такие модели электрокаров, как Nissan Leaf и Ford Focus. Выбор остановили на последнем.

Leaf совершенно не понравился жене. Скажем так, дизайн у него на любителя. Ford более классический автомобиль, плюс конкретно в этой модели хорошая комплектация. К тому же ранее у нас уже был «Фокус», который оставил неплохое впечатление о себе.

Ford Focus lll 2013 года выпуска обошёлся семье в $10 200. Автомобиль с первоначальной заокеанской регистрацией прошлый владелец приобрёл на аукционе в США. К моменту продажи в Беларуси авто было восстановлено и находилось в отличном состоянии.

Фото: Людмила Николайчук. av.by

Машина не требовала вложений, – рассказывает Дмитрий. – Бонусом продавец нам ещё и комплект зимней резины отдал, так что накануне холодного сезона даже на шины тратиться не пришлось. Обслуживать этот автомобиль тоже не нужно. Никаких фильтров, масел, ремней, – ничего в нём нет. Только через год мы провели ремонт подвески. Здесь она такая же, как в обычном «третьем» «Фокусе», поэтому найти необходимые детали не составило труда, их можно заказать в любом автомагазине. Ремонт подвески и запчасти обошлись рублей в 700.

– Спустя два года эксплуатации не пожалели ли вы о покупке электромобиля?

Нисколько! Даже наоборот – этот автомобиль нас приятно удивил. Он очень динамичный, манёвренный – идеален для езды по городу! Идёт тихо и плавно, а благодаря его компактности супруга не испытывает проблем с парковкой. «Фокус» отлично разгоняется, электродвигатель выдаёт 146 лошадиных сил.

Фото: Людмила Николайчук. av.by

«Главное преимущество — существенная экономия»

Машина высокая, салон просторный и очень комфортный. Даже мне с моей немелкой комплекцией в нём достаточно удобно. В данной версии предусмотрены литые диски, ксеноновые фары, датчик дождя, система бесключевого доступа, кожаные электросиденья с подогревом, меняющая цвет подсветка, блютус, сенсорный дисплей, понятная навигация. Кстати, меню мы после покупки авто русифицировали, стоила эта услуга 150 рублей.

Фото: Людмила Николайчук. av.by

Заявленный запас хода – 150 км, по факту же полного заряда батареи хватает на 130 км летом и на 80-90 в зимний период. Нам, в принципе, этого вполне достаточно, – сколько там нашего города! Ёмкость батареи – 24 кВт·ч. Есть система водяного охлаждения батареи: летом она остужается, зимой – нагревается. В том же «Лифе», например, такой полезной функции нет.

Фото: Людмила Николайчук. av.by

Ещё одна годная опция этого автомобиля – система рекуперации, то есть возвращения энергии для дальнейшего использования. Допустим, выезжаю я в магазин, запас хода составляет 100 км. Проехал шесть километров, вернулся домой – а запас хода нисколько не уменьшился, даже увеличился до 105 км.

Фото: Людмила Николайчук. av.by

Однажды мы разрядили батарею «в ноль». В тот день много ездили по городу. Оставалось десять километров запаса хода, но возникли непредвиденные обстоятельства, и нам пришлось заехать в ещё одно место. На панели – три километра, а до нашего дома – шесть. На улице зима, вечер – вдобавок и свет необходимо включать. Едем дальше, будь что будет! На экране ноль, потом он сменяется значением −3, но машина всё равно движется. Я, конечно, уже прокручивал в голове всевозможные варианты дальнейших действий: как буду авто тянуть домой в случае полной разрядки батареи или везти какой-то генератор, чтобы её подзарядить. Но прибегать к плану Б не пришлось: мы успешно доехали до дома. Возможно, благодаря той же системе рекуперации. А может быть, сработала защита от дурака, как я это называю. Наверное, даже когда батарея разряжена, небольшой запас хода всё равно остаётся.

Фото: Людмила Николайчук. av.by

Но главное преимущество этого авто, конечно, в существенной экономии. Пункт, ради которого мы купили данную машину, полностью оправдал себя. Мы живём в частном доме и заряжаем «Форд» в собственном дворе под навесом. Прошлый владелец автомобиля не отдал нам кабель, потому что у него ещё были другие «электрички». Поэтому за сотню долларов мы купили зарядное устройство. К слову, на нём можно регулировать мощность для снижения нагрузки на сети. А если что-то идёт не так, оно сразу отключается.

Фото: Людмила Николайчук. av.by

Для полного заряда батареи от розетки требуется примерно пять часов. У нас обычный тариф на электроэнергию: 24 копейки за 1 кВт·ч. Дифференцированный мы решили не подключать. Посчитали, что это невыгодно: на зарядке авто сэкономим, но за обычные бытовые нужды переплатим…

В среднем тратим 3-3,5 рубля на 100 км пути. В сравнении с тем же «Фокусом» с ДВС, что у нас был ранее, выгода в пять-шесть раз выходит! Там по городу был расход 7 литров дизельного топлива на «сотню», а это 17 рублей. Есть, конечно, нюансы. Так, зимой расход энергии в электромобиле значительно увеличивается за счёт работающей печки, в то же время в летний период включённый кондиционер не особо влияет на снижение заряда батареи.

Фото: Людмила Николайчук. av.by

Всего около сорока рублей в месяц мы отдаём на зарядку авто, и это с учётом его активной ежедневной эксплуатации. На момент покупки пробег автомобиля составлял 65 тысяч километров, сейчас – около 84 тысяч. В месяц машина проезжает порядка тысячи километров. И если раньше мы с женой периодически пытались как-то скооперироваться и вместе отправиться по своим делам в город, чтобы сэкономить на топливе, то сейчас для нас это больше не проблема: садимся и едем, куда и когда хотим, не задумываясь о финансовых расходах, ведь в случае с электрокаром они очень незначительные.

Недостатки электромобиля в райцентре

– Имеются ли недостатки у автомобиля?

Из минусов я бы выделил небольшой объём багажника. Если отправляемся куда-то с детьми, то самокат, например, приходится складывать, потому что в собранном виде в багажник он не помещается. Есть ещё один нюанс. Не конкретно этой модели, а в принципе всех электромобилей. Очень тихо они едут – пешеходы часто не замечают приближающееся авто, что нередко может стать причиной опасной ситуации на дороге.

– А вообще, насколько электрические автомобили популярны в районном центре? Достаточно ли здесь развита инфраструктура зарядных станций?

У нас в городе всего одна ЭЗС, и ту установили только полгода назад, на тот момент в Берёзовском районе было зарегистрировано около пятидесяти электрокаров. Но скажу честно: особой популярностью новая станция у жителей райцентра не пользуется. У нас все владельцы «электричек», как правило, живут в частных домах и заряжают свои авто в собственных гаражах и дворах. Это удобнее и с финансовой точки зрения вдвойне выгоднее. Признаюсь, я и сам ни разу не заряжал свой автомобиль на этой станции сети Evika. Правда, не только из-за высокого тарифа, но и потому, что на ней нет кабеля с разъёмом, подходящим для подпитки американских авто, его нужно приобретать самостоятельно. По этой же причине мы не ездим на «Фокусе» далеко за город, ведь на трассе также нет возможности зарядить нашу машину.

Фото: Людмила Николайчук. av.by

Однако я замечаю, что экологичных авто в райцентре становится больше. Ещё два года назад, когда мы только приобрели «электричку», на неё часто обращали внимание. Сейчас же электромобили перестают быть экзотикой, я даже такси с зелёными номерами недавно в городе видел.