С наступлением осени в Беларуси начнет действовать запрет на ввоз и продажу новых товаров из «недружественных» стран. В «черный список» попали некоторые продукты питания и промышленные товары. «Першы» попытался разобраться, насколько ощутимо могут сказаться контрсанкции на выборе белорусских покупателей.

Читайте "Першы" в:

Правительство Беларуси с 31 августа 2024 года обновляет список товаров из «недружественных» стран. В него включают продукцию, которую нельзя ввозить и продавать в Беларуси. Теперь в этом списке появились макароны, маргарин и ряд промышленных товаров. Пострадают ли покупатели от нынешних действий белорусских властей и останется ли выбор?

Что будет с макаронами и яблоками?

Начать можно с макарон. Скорее всего, вводимые контрсанкции не сильно ударят по многим жителям Беларуси. И не только потому, что люди чаще покупают отечественную продукцию, а не импортные макароны.

В белорусских магазинах давно присутствуют итальянские бренды, которые уже много лет производятся в России. В первую очередь это касается известных макарон Barilla, а также брендов Federici и Pasta Zara.

Вероятно, что с прилавков исчезнут Reggia и Delverde, которые везли в Беларусь прямо из Италии. Однако в целом макароны из твердых сортов пшеницы в продаже будут. Вот только выбор останется между российскими (даже если под мировыми брендами) и белорусскими изделиями.

Что касается попавшего под запрет маргарина, то в рознице в основном встречается опять же либо отечественный, либо российский продукт. Но не исключено, что импортным пользуются производители кондитерских изделий. Пострадают ли они и насколько серьезно – пока не ясно.

Заметнее всего скажется пропажа импортных яблок. Даже сейчас – в разгар летнего сезона — в торговых сетях большой выбор импортных плодов. Можно найти яблоки из Польши. Молдовы, Италии, Нидерландов и не только. Причем ввезенные из Польши обычно конкурировали по цене даже с отечественными. Особенно это заметно в межсезонный период.

После 31 августа, судя по всему, многие импортные яблоки пропадут. Те, что останутся (например, из Чили), будут, скорее всего, дорогими из-за более сложной логистики.

Как быть с цементом и удобрениями?

В «черный список» попал импортный цемент, но тут есть нюанс. Если верить данным Белстата, то 84% этого материала в продаже сейчас — отечественного производства. Из того, что предлагают купить онлайн, есть также российский цемент, а найти западную альтернативу сложнее.

Минеральные и химические удобрения тоже оказались под контрсанкциями со стороны белорусского правительства. В стране есть предприятия, которые реализуют такую импортную продукцию, включая ввезенную из западных стран.

Следовательно, в этом случае трудности могут возникнуть у фермеров и огородников-любителей. Им останется переходить на белорусские и российские аналоги. В редких случаях заменить придется ввезенным товаром из далеких стран. Государственные сельхозпредприятия, вероятно, уже вынуждены приобретать отечественные удобрения.

Скорее всего, многие не заметят запрета на импорт пластиковой посуды и приборов. Эту продукцию теперь производят и в Беларуси. Достаточно вариантов такой посуды для использования ресторанами и кафе для доставки и продажи на вынос.

Эмбарго затронуло различные древесно-стружечные плиты. В этом случае также можно сказать, что покупатели найдут белорусскую и российскую альтернативу. Тем более, что сейчас наш рынок в основном заполнен именно подобными отечественными товарами. Что касается других пиломатериалов, в торговле такая продукция белорусского производства составляет около 95%.

Появятся проблемы с предметами домашнего обихода?

Попала в «черный список» бумажная упаковка: вполне вероятно, что ее заменит белорусская альтернатива. А вот в торговле бумажными пакетами от запрета на западный импорт могут выиграть российские производители. Именно оттуда идет на белорусский рынок большая часть таких товаров.

Нельзя будет импортировать западную черепицу и кирпичи, что также означает отсутствие альтернативы. Однако и здесь вряд ли можно говорить о возникновении дефицита товара в строительной сфере. Подобные материалы и до введения контрсанкций в основном производились в Беларуси.

Хуже ситуация с изделиями из пластмассы. Тут запреты могут затронуть вещи, которые белорусы используют в домашнем обиходе. К примеру, это лейка для растений, посуда для хранения продуктов или  мусорное ведро. Иными словами, это очень многие товары, которыми мы ежедневно пользуемся дома.

Как выясняется, в некоторых случаях аналогов такой продукции отечественного производства нет. Причем не все производят и в России. Как рассказал на условиях анонимности один из брестских предпринимателей, можно будет искать аналоги в Китае. Однако такой товар будет уступать по качеству продукции европейских брендов.

Бизнесмен также указывает, что от такого запрета Беларусь теряет на импортных пошлинах, а в перспективе – и на налогах.

“Ведь у некоторых продавцов сократится ассортимент товаров, а работать с импортом из далеких стран будет сложнее и дороже”, — отмечает собеседник.

К тому же, повышать цены, чтобы покрыть дополнительные траты, бизнес не может из-за государственного регулирования.

Кто же выиграет от контрсанкций?  

Важно знать: запрет на ввоз товаров, попавших в «черный список», не распространяется на физических лиц. Если белорус решит привезти эти товары из-за границы для себя, то ограничения не действуют.

Но нужно учитывать, что существуют беспошлинные лимиты, за превышение которых нужно платить пошлину. С 1 апреля 2024 года в Беларуси действуют новые беспошлинные нормы ввоза товаров из-за рубежа. Без дополнительных затрат можно привезти товар общей стоимостью до 500 евро и весом 25 килограммов.

В целом же можно делать вывод, что по большинству товаров решение ввести контрсанкции носит формальный характер. Чаще всего оно может остаться просто незаметными. Еще одно умозаключение: похоже, что в некоторых случаях белорусские власти постарались убрать конкурентов. Таким образом, могут выиграть отечественные и российские производители аналогичной продукции.

Но примеры с яблоками и изделиями из пластмассы показывают и негативную сторону подобных решений. Чиновники не всегда берут в расчет интересы покупателей и торговых компаний. Кому-то придется переплачивать за привычный товар, а кому-то думать о снижении издержек и закрытии бизнеса.

А потом не нужно задаваться вопросом: почему в Беларуси уменьшается количество отечественных предпринимателей? Как не стоит удивляться, что в страну всё активнее приходит российский бизнес. Исправить складывающуюся ситуацию со временем будет все сложнее.