Максиму Владимировичу 46 лет, но к кузнечному делу он пришёл не сразу, несмотря на то, что оба деда в семье мастера были кузнецами. Всё началось 10 лет назад, когда на глаза попался старый редуктор в рабочем состоянии. И здесь предстоял выбор: либо сдать его на металлолом, либо приспособить в деле.
Он решил попробовать свои силы и дать вторую жизнь инструменту. Подсмотрел в Интернете, как делается самодельный станок для завитков и с этого момента началась его творческая жизнь.
Начало положено станком
– С какого оборудования всё началось?
– Все станки собраны собственноручно. После того как сделал станок для завитков, решил, что нужен горн. Собрал. Затем понял, что чего-то не хватает и нашёл в Интернете, как американцы делают что-то похожее на электрический молот. Тоже собрал подобный. Потом кто-то привез наковальню (ещё одна была у кума) Привезли тиски кузнечные, которые были не нужны человеку. Я их приспособил и пошла работа.
– Расскажите про ваши первые работы?
– Первыми были миниатюры, достаточно примитивные. Потом сложнее, но без лиц. Далее решил попробовать освоить более трудоемкие элементы и начал заниматься лицами, более сложными фигурами.
– Сколько времени они занимали?
– Тяжело сказать конкретно, потому что тогда я только учился. Все азы постигал сам, в процессе изготовления. Изделие не делал за один раз, а с подходами, так как были и другие житейские вопросы. Плюс-минус около недели уходило. Что-то делалось быстрее, что-то медленнее. Когда начал делать сложнее вещи, то, конечно, на них и больше времени уходило.
Работа из огня и стали
– Какой материал используете в работе и где находите?
– Использует сталь. Если где-то какая-то цветочница или мангал, то покупается все новое, а на более мелкие изделия есть металлолом. Даже маленькие кусочки находят применение.
– Свои изделия делаете по эскизам или опираетесь на свою фантазию?
– В основном придумываю. Если имеется в работе какое-то изделие, то сначала делаю модель из пластилина. Нравится – переношу на металл. На пластилине визуализирую, куда какую деталь вставлю и будет ли она в том месте смотреться. В основном такая работа проделывается с миниатюрами.
– Захотелось сделать что-то интересное – воплощаю это в жизнь. У меня много работ, которые делаются для себя, для дома и не выставляются на продажу. Бывает, что делаю одно изделие для себя, а параллельно на заказ.
– Ваши работы можно приобрести только на заказ или имеется запас?
– По-разному. Но мне не совсем удобно изготавливать на заказ. Чаще люблю делать по вдохновению. Но бывает и такое, что клиенты хотят что-то интересное, которое и во мне откликается. 70% делаю сам и 30% на заказ, если говорить в цифрах.
Уникальные подарки из кованных деталей
– Для каких целей покупают ваши изделия?
– В основном они предназначаются в качестве подарка. Например, многие заказывают почтовые ящики. Колокольчики, мангалы. Чаще всего не для себя. Кто-то один приезжает, а кто-то даже коллективом.
– Были ли интересные заказы, которые запомнились?
– Каждый заказ мне запоминается. Например, люди учились когда-то вместе в институте и каждый год они собираются и дарят один подарок ото всех. Они попросили сделать по фото из стали своего товарища, который работал в то время на СТО. Делал недели 1,5-2.
– Какая была самая сложная работа?
– Это оказались шахматы. На их изготовление ушел год кропотливой работы. Там полностью надо было вырезать детали, фигуры, на шахматной доске вырезать каждый квадратик, обрабатывать. К слову, играть в них удобно.
Сколько стоят кованные изделия?
Максим Безкоровайный ответил в этом моменте нужно рассматривать каждую работу отдельно. Посмотрели на интернет-площадках на суммы, по которым оцениваются некоторые его изделия. Правда, как говорит наш герой, конечная сумма выставляется не им самим, а платформой.
Будни ремесленника
– Как пришли к мысли стать ремесленником?
– У меня начали интересоваться изделиями для покупки. Я решил, что надо сперва юридически оформить это всё, а только потом уже заниматься продажей. На тот момент стать ремесленником было просто – лишь написать заявление в райисполком.
– Участвуете ли на выставках или на ярмарках?
– Да, были случаи. Но их очень мало. Куда-то ехать на ярмарку – не вижу смысла, так как у меня не совсем ярмарочный товар. Да и продемонстрировать изготовление тоже неудобно. Я могу с какой-то статуэткой просидеть неделю, полностью уходя в процесс, а там этого сделать не получится.
– Где можно ещё увидеть ваши работы кроме мастерской?
В 2018 году делал на заказ фонарь на площадь в агрогородок Луково (Малоритский район, — ред.) на Дожинки. Это, кстати, был один из самых дорогих заказов. Правда, уже не помню, сколько он стоил.
– Ваше мнение по поводу закона о ремесленничестве? Всё ли хорошо или нужно что-то изменить?
– На сегодняшний день меня всё устраивает. Слышу много про изменения, которые грядут. Но пока мне сложно комментировать то, что меня ещё не затронуло.
– Какой совет вы могли бы дать тем, кто хочет заниматься ковкой, но по каким-то причинам сомневается?
– Пробуйте. Не скажу, что в этом ремесле легко. Однако если нравится и приносит удовольствие, то развить навыки и проявить талант можно только создавая.