Барановичский край, собственно, как и вся Беларусь, неоднократно в своей истории становился ареной жесточайших битв. Большинство из них являлось судьбоносными для страны. Остается только удивляться, как, пройдя через все эти кровавые испытания, мы все же сохранились, как нация…
Разумеется, сегодня на слуху самая последняя война, которую Беларусь вела, будучи в составе некогда «единого и могучего» Советского Союза. О ней нам буквально каждый божий день напоминают всевозможные средства массовой информации, произведения культуры и художественной литературы. Но были на нашей земле и другие не менее трагические войны, о которых забывать тоже никак нельзя. Например, Тринадцатилетняя война 1654—1667 гг., которая в польской историографии по аналогии со Шведским потопом получила название Русский потоп.
Как дипломатично информирует Википедия, это был «военный конфликт между Россией и Речью Посполитой за возвращение утерянных Россией в Смутное время территорий, а также за контроль над западнорусскими землями (ныне территории Беларуси и Украины), утраченными в XIV—XV веках». «Конфликт», в котором, по оценкам некоторых специалистов, погибло почти половина населения Великого княжества Литовского, а в его восточных землях – на Витебщине и Могилевщине – двадцать человек с каждой сотни!
И хотя накануне кампании русский царь Алексей Михайлович по прозванию Тишайший дал своим войскам строгий наказ «белорусцев Православной христианской веры, которые биться не учнут, в полон не брать и не разорять», на практике это вылилось в самый настоящий геноцид.
«Город Мир и другие городки и местечки и села и деревни… сожгли и людей поубивали и в плен брали и совсем опустошали без остатка», – так летописец той поры описывал тактику вражеских войск на оккупированной территории. Аналогичному опустошению подверглись и земли нашего края – «…идучи с Мыши… заходили в городок Столовичи и литовских людей, которых в Столовичах застали, поубивали и городок Столовичи высекли и выжгли и совсем опустошили без остатка…»
И вот, когда уже после шести лет боевых действий под оккупацией оказалось до девяноста процентов территории современной Беларуси (не поддались врагу только Несвиж и Слуцк, а также Ляховичская фортеция), в войне наступил коренной перелом. Случился он в районе деревни Полонка, что находится на западе современного Барановичского района.
Именно там, в июне 1660 года состоялась историческая битва, в которой объединенная белорусско-литовская и польская армия под руководством гетманов Яна Павла Сапеги и Стефана Чарнецкого сошлась в ожесточенной битве с русским войском под командованием воеводы Ивана Хованского.
Соотношение сил было примерно одинаковым, поэтому долгое время чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Наконец, поддавшись на военную хитрость защитников края, неприятель дрогнул и обратился в бегство. Сам Иван Хованский, получив несколько сабельных ранений, отступил к Ляховичам, в районе которых еще оставался немногочисленный русский отряд. После чего в течение суток доскакал до Минска, а затем рванул дальше на восток. Остановился воевода только лишь в Смоленске…
Таким образом, победоносный поход на Варшаву, которым по задумке русского царя должна была закончиться эта война, так и не состоялся. Потери его армии составили 3500 убитыми и ранеными и 700 пленными. Армия коалиции потеряла живой силы в десять раз меньше. И хотя по результатам всей кампании Русское царство вернуло Смоленскую, Черниговскую и западную часть Северской земель, которые потеряла в период Смутного времени, а также присоединила Левобережную Украину и Киев, достигнуть главной цели – покорить Великое княжество Литовское – ему так и не удалось.
Долгое время ничего не напоминало белорусам о героическом подвиге предков. И только в 1994 году у автобусной остановки «Полонка» в торжественной обстановке был открыт и освящен памятный знак, посвященный этому событию. Там установили большой валун, на котором позже появился металлический барельеф в виде французского щита с изображениями гетманов Яна Павла Сапеги и Стефана Чарнецкого, а также с именами других полководцев объединенного белорусско-литовско-польского войска, принимавших участие в битве.
В 2010 году к 350-летию со дня битвы под Полонкой на том же месте была установлена мемориальная гранитная плита с пояснительным текстом, а в 2014 появилась информационная табличка с QR кодом, ведущим на тематический сайт, где на русском и английском языках рассказывается об этой знаменательной странице белорусской истории.
Если битву под Полонкой мы с полным основанием можем записать в разряд выдающихся побед, имевших в перспективе определенно положительный эффект для Великого княжества Литовского, то нельзя не признать, что были в нашей истории сражения и с совершенно противоположными результатами. Яркий пример тому – битва при Столовичах, деревне, что в шести километрах к северу от Барановичей.
Но прежде, чем рассказать о самой битве, состоявшейся в сентябре 1771 года, необходимо вкратце обрисовать политическую ситуацию в Восточной Европе на тот момент. А заключалась она в следующем. Российской империи удалось посадить на трон Речи Посполитой своего ставленника Станислава Августа Понятовского.
И он стал проводить в стране реформы, популярность которых была крайне сомнительной. Отдельные представители знати и польско-литовской шляхты выказали их категорическое неприятие, и, с целью объединения своих сторонников, в 1768 году в подольском городке Баре создали так называемую Барскую конфедерацию — союз, выступивший против чрезмерного влияния России в Речи Посполитой.
Три года они вели активную партизанскую войну с регулярными российскими войсками и сторонниками короля. Но больших успехов не добились, несмотря на то, что сумели заручиться поддержкой Франции и отчасти Турции. И вот когда уже казалось, что демарш Барской конфедерации приближается к своему бесславному финалу, на сцене появляется представитель княжеского рода Михаил Казимир Огинский – поэт, писатель, композитор, драматург и… никудышный полководец.
Огинский долго колебался, но, когда французское правительство посулило ему в случае победы конфедерации корону Речи Посполитой, воодушевленный открывшимися перспективами магнат собрал под свои знамена около пяти тысяч повстанцев.
Поначалу дело спорилось: Огинский внезапно напал на стоявший под деревней Барановичи отряд полковника Албычева и разбил его, взяв в плен 500 человек. Но на помощь своим собратьям поспешил тот самый Александр Суворов, ставший впоследствии не только знаменитым героем турецких кампаний, но и не менее знаменитым душителем национально-освободительных движений.
Никто в стане конфедератов и подумать не мог, что Суворов решится вступить в бой с более чем в пять раз превосходящим по силам противником, никто и не предполагал, что опытные российские воины под руководством своего безбашенного командира нападут ночью исподтишка…
Не вдаваясь в перипетии этой бесславной битвы, остановимся вкратце на ее результатах. В рядах суворовских бойцов потери составили около ста человек. Армия же Огинского потеряла в бою почти тысячу бойцов, семьсот пленных и всю свою артиллерию. Сам несостоявшийся монарх, как только возникла реальная опасность, тут же бросил свое войско и ускакал куда подальше. Впоследствии он с десятком гусар и своим секретарем Франциском Хоминским бежал за границу.
«Сражение продолжалось от трёх до четырёх часов, и вся Литва успокоилась», – писал А. Суворов в своем донесении по результатам столовичской баталии.
И был совершенно прав, последняя попытка польско-литовской шляхты сохранить свою независимость бесславно провалилась. Более того, окончательная победа над Барской конфедерацией привела к первому и всем последующим разделам Речи Посполитой.
Примечательно, что и это трагическое событие белорусской истории тоже было увековечено. В 90-е года усилиями энтузиастов во главе с известным краеведом Михаилом Бернатом возле православной церкви Святого благоверного князя А. Невского был установлен гранитный валун, специально доставленный сюда из каменного карьера.
На нем была установлена круглая табличка из белого металла с текстом: «12 IX 1771. Тут адбылася бiтва канфедэратаў гетмана М. К. Агiнскага з войскамi А. Суворава. Pokoj ich duszom». Последняя фраза переводится с польского языка как «Мир их душам». Или в нашем привычном понимании – «Покойтесь с миром».
По словам Михаила Берната, камень намеренно установили у церкви, поскольку в непосредственной близости проходит оживленное шоссе Р-5 в сторону озера Свитязь и Новогрудка. И там он скорее попадется на глаза туристам и просто любознательным гражданам.
Эта стычка между повстанцами под предводительством Кастуся Калиновского и царскими войсками, призванными подавить национально освободительное движение, вспыхнувшее на землях современной Польши, Литвы и Беларуси в 1863—1864 годах, формально закончилось победой повстанцев. Но ни тактической, ни стратегической выгоды самому восстанию она не принесла.
Как известно, оно закончилось поражением и казнью его руководителей, в том числе, самого К. Калиновского. А также арестом, лишением имущества и поражением в правах всех его более-менее активных участников.
Однако, память о той славной битве до сих пор жива в нашем народе, и сохранилась она во многом благодаря появившимся в разные годы прошлого века величественным монументам на участке дороги Р-43 между деревнями Миловиды и Колпаки в непосредственной близости от разворачиваемых событий.
Первыми памятник над местом захоронения погибших в стычке воинов 9-го пехотного Ингерманландского полка, атаковавшего повстанцев, установили царские власти. Он представлял собой вознесенный над двухступенчатым бетонным пьедесталом металлический обелиск с православным крестом художественного литья. С обратной стороны обелиска имеется барельефное изображение ангела смерти и надломленного хлебного колоса. Монумент появился, скорее всего, в 1913 году в связи с 50-летием со дня битвы.
А на противоположной стороне шоссе, как бы в противовес надмогильному монументу воинам Русской императорской армии, в 1933 году в честь семидесятилетнего юбилея победы повстанцев под Миловидами уже польские власти открыли и освятили свой монумент.
Это тринадцатиметровая мемориальная часовня-ротонда в стиле неоклассицизма с кованным крестом на сферическом гранёном куполе, поддерживаемом четырьмя колоннами, стоящими на квадратном цоколе. Прямоугольное пространство вокруг ротонды обрамляли невысокие граненые столбики.
На ее открытие и освящение приезжал сам Эдвард Рыдз-Смиглы –польский военачальник и политик, маршал Польши (с 1936 г.), верховный главнокомандующий польской армией в войне 1939 года.
В 1988 году в ознаменование 125-летия Миловидской битвы на «польской» стороне появился и белорусский памятный знак в виде валуна на квадратном в плане бетонном основании с информационной металлической табличкой. А через пять лет и еще один – снова валун, но уже с выгравированным оружием касинеров и барельефом К. Калиновского.
В это трудно поверить, но всю военную историю ХХ века можно изучить по памятникам, расположенным в радиусе 5 километров от небольшой деревни Тартаки, что находится на юго-западе Барановичского района.
В память о своих воинах, погибших в Первую мировую, германской стороной на территории бывшего полигона Русской императорской армии – Скобелевского лагеря – в 1915-1918 гг. был сооружен целый мемориальный комплекс. Сегодня от него остались только разбросанные осколки, а на этом месте в начале 2000-х годов прошлого века при содействии немецкой гуманитарной общественной организации «Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями» появился металлический крест, у подножья которого была установлена табличка с текстом: «Здесь покоятся солдаты – жертвы первой мировой войны».
Памятник германским солдатам того же периода каким-то чудом сохранился и на местном кладбище. Он и сегодня находится почти в идеальном состоянии.
Недалеко от германского памятника находится и польский обелиск. Он был сооружен силами однополчан в двадцатые годы над могилами захороненных здесь солдат и офицеров 78-го Слуцкого пехотного полка, погибших 19 июля 1920 года, прикрывая отступление своих основных сил в период советско-польской войны.
Почти сто лет монумент оставался недосмотренным и обезображенным вандалами. Хотя доподлинно известно, что полк был создан именно в Барановичах в первой декаде февраля 1920 года, и костяк его составляли наши земляки-белорусы с «Кресов Всходних».
Только в 2018 году активисты общественных организаций и фондов на средства Министерства культуры и национального наследия Республики Польша придали монументу первоначальный вид и облагородили территорию вокруг него.
Памятников и памятных знаков, увековечивших подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны и память о погибших местных жителях, в районе Тартаков несколько. Но особенно значимым из них является мемориальный комплекс на месте захоронения жертв лагеря военнопленных № 337. Его композиционным центром является фигура коленопреклонённого воина на обрамленном черным гранитом постаменте.
Текст на постаменте гласит: «На территории Леснянского сельского совета в радиусе лагеря военнопленных до 5 км в годы Великой Отечественной войны немецко-фашистскими захватчиками зверски замучено и заживо погребено 88 407 военнопленных, партизан и мирных советских граждан».
К слову, после войны в бывшем концлагере содержались уже осужденные за воинские преступления пленные немецко-фашистские захватчики. Те из них, кто не дожил до репатриации на родину, были тоже захоронены вблизи Тартаков. Сегодня и на их могиле стоит железный крест и имеется пояснительная табличка «Здесь покоятся военнопленные – жертвы второй мировой войны».
Лет пятнадцать назад в лесу под Тартаками появился еще один памятник – частный. Его соорудил бывший местный житель Анатолий Владимирович Севрюк. Когда-то отец рассказал ему, что в годы войны здесь немцы расстреляли и закопали несколько человек еврейской национальности. С тех пор это место стали называть «Жыдовыя ямы».
Памятник Анатолий сделал и установил сам. А в 2022 году после публикации о факте геноцида в лесу у Тартаков в областной газете «Заря», бойцы 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны РБ провели на этом месте поисковые работы и подняли на поверхность останки 12 мирных жителей, расстрелянных фашистами в 1942 году.
Они были торжественно перезахоронены в Михновском лесу, где погребены две тысячи евреев — узников Колдычевского лагеря смерти.
Дворцовый водоворот. Барановичский район
Диковинные храмы и уникальный источник в Барановичском районе
От мальтийских рыцарей до Мицкевича: уникальные памятники Барановичского района
По Барановичскому району на машине времени
Георгий Яроцкий из Барановичей – герой НЕ нашего времени
Что посмотреть в Барановичах: как было, что стало, чем сердце успокоишь
Брестская крепость… в центре Барановичей
Орёл над площадью в Барановичах… В истории было и такое
Что посмотреть туристам в городе Берёза Брестской области
Сенсации о Берёзовском районе есть в новой книге брестского профессора
Что посмотреть в Ивацевичах: достопримечательности и связь с океанами
Компания «Металлстройпрофиль», один из крупнейших застройщиков Беларуси, объявила о ликвидации, что может существенно повлиять на…
Водителя из Беларуси, который вёз на грузовике с польскими регистрационными номерами 20 тонн кукурузных семян,…
Желание польского перевозчика сэкономить 10 тысяч рублей на таможенной пошлине за перевозку итальянской посуды привело…
Минчанин, освоивший тонкое искусство "финансовой магии", обчистил знакомых на полмиллиона рублей и проиграл их в…
Два пожара случились 25 декабря 2024 года в Ивацевичском районе. Один – в деревне, второй…
«Хочу акций “Газпрома”! – пел известный пел комик Семён Слепаков – Мне не надо каких-то…
Мы используем файлы cookies.