Во второй половине июля 2024 года на пограничном переходе «Кукурыки» в Корощине польские службы без предварительного уведомления начали тщательные проверки грузовиков, въезжающих в Польшу. 20-километровая очередь грузовиков иногда стала достигать и 50 километров. В этой ситуации организации предпринимателей в Восточной Польше стали обращаться к властям с требованием введения электронной очереди и создания цивилизованных условий пересечения границы.

Читайте "Першы" в:

Местные предприниматели утверждают, что если бы не торговля и транспортная сфера, Бяла-Подляска и её окрестности превратились бы в «экономическую пустыню» с высоким уровнем безработицы, пишет etransport.pl. Это регион, где судьба сотен компаний и тысяч рабочих мест зависят от ситуации на польско-белорусской границе. Введённые ограничения существенно тормозят деловую активность.

Транспортное издание приводит документ Бяльско-Подляской торговой палаты (BPIG), которая изложила проблемы бизнеса в приграничье. Коснулась проблем транспортных компаний и очередей на границе. BPIG считает, что срочно нужно вводить электронную очередь на границе, а не ждать запланированного 2027 года.

Вот некоторые выдержки из документа в переводе, оригинал опубликуем ниже.

О проблемах дальнобойщиков

Последние события и действия властей — если они продолжатся — будут означать скорую и неизбежную трагедию для экономики региона, включая банкротство десятков, а может и сотен компаний.

Последовательные решения (…) чиновников, теряющиеся в море последующих писем, санкций и ограничений, делают ведение бизнеса трудным или даже невозможным.

Существует множество ситуаций, связанных с санкциями, в которых институты вводят абсурдные трудности и ограничения. Лучшим примером являются события 9 июля 2024 года, когда на автодорожном переходе в Корощине внезапно были введены меры, блокирующие въезд в Польшу. Из-за этого на белорусской стороне образовалась очередь при температуре воздуха 34 градуса Цельсия. Многие польские водители застряли на белорусской стороне, удивившись действиям наших служб. (…) Лишь после давления Ассоциации перевозчиков въезд был разблокирован.

Очереди на пограничных переходах являются огромной неприятностью для жителей, перевозчиков и частных лиц, пересекающих границу. Во многом они являются результатом не только преднамеренных обструкционных действий, но и кадровых проблем таможенной службы. Транспорт сам по себе стал очень сложной отраслью, однако наш регион является центром транспортных компаний. Ожидание в течение нескольких дней в транспортных средствах без доступа к предметам первой необходимости в достойных условиях не только не должно иметь место в такой европейской стране, как Польша, но и представляет собой реальную ежедневную угрозу для жителей городов, расположенных вдоль национальной дороги № 2. Транспортные средства, ожидающие на обочине этой дороги затрудняют движение, блокируют боковые дороги и делают опасным выезд с этих боковых дорог.

Решением проблемы могла бы стать так называемая электронная очередь, которая позволит ожидать на специально отведенных стоянках, оборудованных соответствующей инфраструктурой. (…)  Решение этой ситуации используется в других европейских странах, например, в Эстонии, и успешно работает. Это решение должно быть реализовано немедленно. Перевозчикам известно о планах по внедрению электронного учета при таможенном оформлении, который должен начать действовать примерно в 2027 году, но эта дата неприемлема. Эту ситуацию необходимо разрешить как можно скорее, в ближайшие несколько недель, а не через несколько лет.

О санкциях и TAX FREE

В начале июля 2024 года таможенники на автомобильном переходе в Тересполе начали ссылаться и, по их словам, неукоснительно соблюдать Постановление Совета Евросоюза № 2024/1865 от 29 июня.

В результате таких действий было возвращено большинство белорусских автомобилей, перевозящих товары, приобретенные в Польше по системе TAX FREE. (…) Мы с сожалением констатируем, что список запрещенных товаров был расширен и теперь включает продукцию только для внутреннего использования. В результате вместо наших товаров в Беларуси появится китайская продукция.

Введение таких запретов коснется компаний, реализующих товары повседневного спроса. Пострадают и обычные граждане Беларуси, которые зачастую являются противниками политики режима. Значительное падение клиентов из Беларуси приведет к закрытию многих предприятий. Резкое сокращение числа клиентов уже сейчас негативно сказывается на финансовых результатах, что приводит к проблемам с пролонгацией полученных кредитов.

Резюме: «будет создан еще один железный занавес»

Это лишь несколько конкретных, наиболее важных примеров из повседневной жизни местных предпринимателей. (…) Чиновники и предприниматели должны поддерживать друг друга. Однако в нашем регионе вместо помощи и понимания предприниматели часто сталкиваются с брошенными неоправданными «препятствиями».

Поэтому мы бьём тревогу, пока ещё не поздно, и призываем к защите нашего региона. С начала войны мы столкнулись со страхом и тревогой, связанными с прямым риском нападения со стороны России, а сейчас существует угроза, связанная с сохранением компаний и обеспечением тысяч рабочих мест. Кроме того, угроза исходит от нашей собственной страны и ее властей, обязанностью которых является обеспечение экономического развития и безопасности участников экономики.

Что, если компании обанкротятся одна за другой? Найдет ли тогда правительство деньги, чтобы компенсировать всем? Что делать польским гражданам, проживающим в восточных воеводствах, если их компании, созданные годами, будут вынуждены закрыться?

Невозможно изменить весь регион таким образом, чтобы приграничные районы оторвались от ведения бизнеса с соседней страной. Между тем, кажется, что мы движемся именно в этом направлении, как будто это правильное и единственно возможное направление. Будет создан еще один железный занавес, с экономическими последствиями которого столкнутся несколько последующих поколений.

У нас сложилось впечатление, что действующие в стране службы стали противниками людей, занимающихся бизнесом, связанным с приграничным движением, а предприниматели в регионе стали мальчиком для битья, которому приходится все терпеть. (…) Его даже не информировали о деятельности служб, чтобы он мог должным образом подготовиться к любым изменениям. Решения обычно бывают неожиданными, зачастую сложно увидеть в них логику и поставить цели.

Читайте ещё:
«Будет эффект домино»: логист из Польши о новых запретах на границе