Как скажется принятие новых санкций ЕС против Беларуси на сфере грузоперевозок? Сильным ли ударом для перевозчиков будет полное закрытие границ? Об этом «Першы» расспросил логиста, уроженца Беларуси, который работает в компании на востоке Польши.

Читайте "Першы" в:

30 июня 2024 года Евросоюз сообщил о новых санкциях против Беларуси. Среди прочего расширен перечень товаров, которые нельзя перевозить в Беларусь. Но, кроме этого, санкции коснулись и транспортных фирм в ЕС, в которых есть белорусский капитал.

«Чтобы минимизировать риск обхода (санкций), европейским компаниям, 25% и более которых принадлежат белорусскому физическому или юридическому лицу, запрещается иметь автотранспортные предприятия и/или перевозить товары автотранспортом в Евросоюзе, в том числе транзитом», — говорится в заявлении Совета ЕС.

Как это скажется на грузоперевозках, «Першы» поговорил с логистом Алексеем, который работает в транспортной компании на востоке Польши.

— Товаров для перевоза станет меньше. Про что-то уже слышали?

В новом пакете санкций увеличили номенклатуру подсанкционных товаров. Знакомый работает на производстве колготок. Говорил, что под эмбарго попали какие-то нити для их производства. До закрытия контракта 31 декабря будут поставлять, а дальше уже всё.

Другой вопрос, что на местах это уже немного по-другому выглядит. Особо рьяные чиновники могут и сейчас начать придираться к таким перевозкам. Могут потрясти, чтобы было меньше конкуренции. Посмотрим, как будет.

— А что будет с транспортными фирмами, которые белорусы в Польше зарегистрировали?

Если брать фирмы средней руки, где я сейчас, если не чисто белорусский капитал, то ничего страшного. Поводов к закрытию фирм я не вижу, если работают легально. Ну может будут проблемы у фирмы, у которой есть юрлицо польское, основные сидят в Бресте, но при этом есть юрлицо и база в Смоленске. А большие фирмы, которые легально в Польше работают и платят тут налоги, может номинально и проверят. Но я думаю, что на этом дело и закончится. Скорее всего, их местные юристы уже вовсю работают, чтобы вывести из-под удара российский или белорусский капитал и свои польские юрлица.

В общем, в ближайшие месяца два-три я не думаю, что будут какие-то подвижки. Если не произойдёт какая-то дичь в сфере политики.

Ушлые перевозчики едут в Турцию

— А переориентация грузоперевозок из ЕС через Турцию возможна?

Да, конечно. Туркам «по барабану», что через себя пропускать. Все самые ушлые перевозчики под видом отдыха едут туда договариваться, налаживать связи. Русские, белорусы, или «польские белорусы», конечно, ломанутся туда. Новые направления прорабатываются.

— Полное закрытие границ ЕС-Беларусь будет сильным ударом по грузоперевозкам?

Полное закрытие будет, конечно, печальным. Но, как я и говорил, белорусы найдут себе работу. Кто-то пойдёт (работать по направлениям) в Китай, кто-то в Турцию. Знакомые раньше в Италию возили, уже возят в Турцию через Грузию, Новороссийск.

Самый главный вопрос для меня, как для проживающего в Восточной Польше, что будет с фирмами здесь. Для которых основной рынок был именно на востоке.

Я не думаю, что без Беларуси и России в Европе будет большой кризис в грузоперевозках. Намного хуже, чем сейчас, не будет. В моей польской фирме сейчас направление Германия-Франция, по старинке. Также, пару машин в Турцию запускаем на этой неделе в качестве пилотного проекта. Тот, кто хочет, найдёт себе работу. А тот, кто может только возить за 3 тысячи из Бреста в Варшаву, и круглыми сутками висеть в фейсбуке, не выживет.

Границу Польши и Беларуси могут закрыть для грузов

О полном закрытии границы с Беларусью в Польше говорилось не раз на самых разных уровнях. 3 июля 2024 года министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что граница может быть закрыта только для грузоперевозок.

«Мы не говорим о погранпереходах для людей, согласен, мы не будем осложнять жизнь простых поляков и простых белорусов», — сказал Радослав Сикорский.

Сейчас на польско-белорусской границе работает только один погранпереход для грузовиков Кукурыки/Козловичи. Также, есть перевозки грузов по железной дороге.

2 июля источник польского издания rmf24.pl в сфере дипломатии сообщил, что в ближайшее время могут начаться масштабные проверки на железнодорожном терминале на границе с Беларусью. По железной дороге через Беларусь в ЕС следуют многие грузы из Китая. По данным издания, таким образом Польша хочет надавить на Китай, чтобы тот повлиял на белорусские власти. Польша требует «прекратить миграционное давление на границе, а также освободить общественного деятеля Анджея Почобута».