О своих доходах представители белорусской власти рассказывают не очень охотно, хотя скрывать, казалось бы, нечего. В официальной статистике об их заработной плате также упоминается вскользь – в графе «Государственное управление». Тем не менее, есть смысл изучить доступную информацию.

Как выглядят доходы управленцев на фоне зарплат в стране?  

В июне 2024 года средняя зарплата представителей органов государственного управления в Беларуси составила 2736,8 рубля. Такие данные обнародовал Национальный статистический комитет. Отметим, что речь идет о номинальной начисленной зарплате, то есть до вычета налогов и взносов. В тоже время в среднем по стране этот показатель был на уровне 2270 рублей.

Как видим, разница достаточно серьезная. А ведь и среди чиновников есть люди разного достатка, поскольку занимают как рядовые, так и руководящие должности. И вот тут интересно сравнить медианную зарплату государственных управленцев.

Так вот по итогам мая 2024 года медианная зарплата чиновников оказалась почти на четверть выше, чем в их регионах. К примеру, в Минске медианная зарплата в сфере «государственное управление» составила 2464,7 рубля. При этом медианная зарплата в целом по белорусской столице — 2087,7 рубля. Показатель в Брестской области тоже в пользу чиновников: у них было 2010,7 рубля, а у остальных жителей региона 1580,9 рубля.

Сколько получают депутаты парламента?  

Есть еще один способ вычислить уровень достатка людей, занимающих в Беларуси ответственные посты. Например, депутатов различных уровней, которых закон обязывает обнародовать декларацию о доходах в период избирательной кампании. На февральских выборах 2024 года кандидаты в депутаты подавали свои декларации за 2022 год. Время отчета за прошлый год тогда еще просто не подошло.

Нынешний руководитель Палаты представителей Игорь Сергеенко до избрания в парламент был главой администрации Александра Лукашенко. Перед выборами в парламент Сергеенко опубликовал декларацию о доходах за 2022 год. Из документа следует, что в том году его заработок составил 127 950 рублей. То есть Игорь Сергеенко получал 10663 рубля в месяц, что соответствует полугодовой зарплате среднестатистического белоруса.

Есть пример и члена коммунистической партии Жанны Чернявской, попавшей в парламент от Хойникского избирательного округа. Женщина задекларировала годовой доход в 59089 рублей — то есть 4924 рубля в месяц. Это в 4,3 раза больше средней зарплаты по Хойникскому району в 2022 году (1146 рублей).

Витебский депутат Виктор Николайкин переизбрался в Палату представителей на новый срок. В 2022 году он получил 68476 рублей — в среднем 5706 рублей в месяц. Это в 3,9 раза больше, чем средняя зарплата в Витебске (1459 рублей в 2022 году).

В регионах чиновники живут лучше, чем работяги

Доходы белорусских чиновников регионального уровня уже не столь прозрачны, но тоже иногда доступны для изучения. Поскольку работа депутатов местных Советов происходит на общественных началах, то они — в случае избрания — остаются на прежних должностях.

Так, заместитель председателя Витебского облисполкома Анжелика Никитина получила в 2022 году 68074 рубля. Ее месячный доход составил 5673 рубля — в 4,2 раза больше, чем средняя зарплата по Витебской области (1350 рублей). Председатель Гомельского облсовета Екатерина Зенкевич задекларировала доход в 61709 рублей, или 5142 рубля в месяц. Это в 3,4 раза превосходит среднюю зарплату по Гомельской области (1499 рублей).

А как на этом фоне выглядят чиновники в крупных городах и районах? Глава администрации Московского района Бреста Андрей Филанович получил в 2022 году совокупный доход в размере 58260 рублей. Получается, что в месяц он зарабатывал в среднем 4855 рублей в месяц. Это в три раза больше, чем средняя зарплата в Бресте (1599 рублей). После выборов в городской совет Андрей Филанович возглавил этот орган представительной власти.

А вот в относительно скромном райцентре Наровля председатель местного районного совета Алла Науменко задекларировала доход в 64025 рублей. Это 5335 рублей в месяц — в 4,3 раза больше, чем официальная средняя зарплата в Наровлянском районе (1241 рубль). Так что в целом можно делать однозначный вывод. Уровень достатка чиновников среднего звена в разы превосходит зарплаты людей, что живут в тех же регионах.

На какую работу требуются госслужащие?

В банке данных Государственной службы занятости вакансии для чиновников появляются не часто, но имеются. Как правило, это не руководящие должности, где назначения происходят по совсем другому принципу. Но по уровню предложений заработка обычным сотрудникам можно оценить материальное обеспечение в целом.

Так, в Брестскую областную государственную инспекцию по семеноводству, карантину и защите растений требуется инспектор. Ему готовы платить от 1000 до 1100 рублей. Примерно такой же уровень зарплаты предлагают судебным экспертам и налоговым инспекторам в разных регионах Беларуси. Как правило, в Минске предложение по заработку будет выше, чем на аналогичной должности в провинции.

Кадры требуются и в управления сельского хозяйства отдельных райисполкомов, где оговариваемый заработок – в пределах 1500 рублей. Но в Зельвенском райисполкоме «смотрящему» за делами в агросекторе готовы платить до 2100 рублей. Также нужны инспектора в структуры Госстандарта и Госпромнадзора: там заработок находится в диапазоне от 1500 рублей и выше.

Вполне можно представить, что и в райисполкомах уровень доходов рядовых сотрудников примерно такого же порядка. Повышается он с помощью карьерного роста, который теперь достигается за счет профессионализма, но и лояльности.