Логично, путешествие по Ясельде начинается с ее истока и названия. И как обычно, Анатолий Гладыщук не довольствуется поверхностной общепринятой версией, а копает глубоко, до самых основ. И оказывается, есть два истока реки! Первый – древний и настоящий, который располагался в урочище Вынимок неподалеку деревни Трухоновичи Пружанского района. И второй – современный и искусственный: канал Ясельда на месте торфоразработок в болоте Дикое.
«Сегодняшние карты навязывают мнение принять рукотворный канал, прокопанный совсем в ином месте, за исток древней Ясіолды. Скажите, это справедливо? Хор голосов взывает к восстановлению истины. Нет, канал пусть остается каналом, даже названия своего не меняет. Кому-то, может быть, оно тоже дорого. Но есть простой способ разрешения исторического конфликта: установить на месте вычисленного топографическим способом настоящего истока Ясіолды в бывшем урочище Вынимок достойный внимания местный валун с короткой надписью: «Здесь брала начало река Ясіолда». Это будет справедливо!».
Новые открытия в Берёзовском районе
Далее, пробираясь через болота и водохранилище, автор приходит к древнему местечку Селец. И не просто приходит – делает сенсационное открытие: дата первого упоминания Сельца не 1397, а 1471 год! Таким образом, этот населенный пункт серьезно «омолаживается», что вряд ли вызовет восторг у сельчуков, поспешивших отметить в позапрошлом году его 625-летие. В чем же дело? Как обычно, в ошибке. Летописная дата 1397 г. касалась Сельца на Волыни. И Анатолий Гладыщук доказывает это документально.
Затем автор переходит к Березе, находит и делится новыми, ранее неизвестными документами, и перед нами появляется совсем другая картина нашего исторического прошлого. И, естесственно, здесь нас тоже ожидают открытия! Оказывается, первоначальное название поселения было Березои:
«Казалось, ничего уже важного и интересного из документов о Березе не сохранилось. Но оказалось, есть подлинный документ! Это «реистръ именя Березои» 1549 года. Это открытие было как отрезвляющий ушат исторической правды, и открыл его большой знаток нашей древней документологии Анатолий Данилович Никитчик. Ученый извлек этот уникальный документ из анналов Исторической библиотеки Вильнюсского университета, предоставил его и даже помог документ прочитать. Большое спасибо, Анатолий Данилович, от всех неравнодушных к собственной истории людей.
Документ написан «руским» языком, языком того времени, на четырёх продолговатых листах бумаги. На сегодняшний день это первый известный аутентичный документ, который даёт представление об имении Гамшеев Березои 1549 года, так оно прописано в документе, но могло звучать в речи и как Березой, что созвучно с названием, скорее всего, местности, где это имение было основано, и склоняет к мнению, что топоним мог произойти от озера Березинского, на что указывает и «Ревизия…» Г.Б. Воловича 1559 года.
Естественный вопрос: чем было вызвано появление реестра? Как это чаще всего бывало, разделом имущества, что подтверждается вышеизложенными документами. Напомним, что два родных брата Ян и Миколай Гамшеи в начале XVI века находились в постоянных судебных разбирательствах как раз из-за неподеленного их матерью имущества».
Сколько людей было в Берёзе полтысячелетия назад
Реестр называет имена жителей Березои – это первые известные на сегодня жители Березы, их занятия, а также принадлежность к классам общества: бояре, мещане (значит Березои было уже не селом, а местечком!), люди тяглые (крестьяне), челядь неволная (прислуга Гамшеев). На основе документа и несложных расчетов Анатолий Гладыщук делает предположение, что население Березои в 1549 году могло достигать 720 человек.
Что касается режущего слух слова, то лишь в документах Льва Сапеги название местечка Гамшеев Березои приобретает устойчивую и привычную нам форму Береза. Хотя к дереву береза, судя по историческим документам, этот топоним никакого отношения не имел. И видимо название упростил Лев Сапега, который приобрел Березу у Гамшеев в 1611 году. Попутно автор распутывает хитросплетения родственных связей семейства Гамшеев, а также уделяет серьезное внимание картузии.
Далее автор движется вниз по течению реки, подробно останавливаясь во всех населенных пунктах на ее берегах: Старый Здитов, Здитово, Спорово, Хомск, Бездеж, Мотоль, Кудричи, и более мелких. Он погружается в историю двух замков – Жабер и Ополе. Также предлагает свою гипотезу локализации летописного города Здитов Великий.
Анатолий Гладыщук остается верен себе: огромное количество скрупулезно перелопаченной литературы; новые источники и документы; смелые гипотезы и догадки, опять же, подтверждаемые документами; целая россыпь мнений других историков и краеведов, жителей описываемых населенных пунктов. Неоспоримое преимущество автора – он лично, своими ногами, проходит по описываемым местам и рассказывает, что наблюдает, чувствует, сопровождает это фотографиями.
В целом книга – потрясающе интересное и информативное чтиво для тех, кто в теме. Кто нет – несложно вникнуть, язык повествования простой и доступный.
Анатолий Гладыщук – ученый, писатель, историк, краевед, автор научных монографий, профессор Брестского государственного технического университета (БрГТУ), родился в д. Черняково Березовского района. Автор книг «Нямцэвiчы. Сапраўдныя гiсторыi», исторической трилогии «Замок Берестейский», монографии «Черняков».
Заглавное фото — Костёл в деревне Селец Берёзовского района.
Читайте также:
Спать над четырьмя ульями пчёл: домашний санаторий создал пчеловод