Растёт всё – и объёмы грузоперевозок, и ставки на перевозки. А значит, и денег должно быть больше. Но вот стоит ли расчитывать на повышение зарплат дальнобойщикам, логистам, пока вопрос открытый. Количество заявок на перевозки из других стран в Беларусь в 1-полугодии 2024-го увеличилось на 72%, по сравнению с тем же периодом 2023-го.
Казалось бы неожиданно, что внушительные цифры по экспорту грузоперевозок демонстрирует Польша: +164% во втором квартале и +101% в первом полугодии. Притом выросли и цены на перевозки. Но не всё так гладко, как кажется…
“Что касается Польши, то хоть динамика и выглядит внушительной, здесь скорее речь идет о перераспределении европейского грузопотока, чем о реальном увеличении спроса. К началу 2023-го Польша закрыла все кроме одного пункты пропуска на границе с Беларусью. Перевозчики и грузоотправители продолжили работать с ЕС, но переключились на литовские и латвийские маршруты, так как там пересечь границу было проще, – считает директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.
По её словам, во второй же половине 2023, когда Литва и Латвия тоже сократили количество работающих пунктов пропуска и ввели свои ограничение, осложняющие работу перевозчиков, логистические цепочки вновь пролегли через Польшу. И на фоне резкого снижения в 1-полугодии 2023-го, динамика рост в первой половине 2024-года, выглядит так внушительно. А рост ставок – логичное последствие издержек из-за простоев в очередях на границе.
Куда грузы везут из Беларуси?
В экспорте по доставке грузов из Беларуси три страны: Казахстан, Китай и Россия. Особенно выделяется спрос на перевозки из Беларуси в Казахстан. В 1-полугодии объём грузоперевозок увеличился на 37%. Но в целом количество заявок на экспортные перевозки в 1-полугодии 2024 показывает более плавный рост: +16%.
Основной объём традиционно обеспечивают грузоперевозки в Россию: +10% во втором квартале и +13% в первом полугодии, по сравнению с теми же периодами прошлого года. Ставки на российском направлении также подросли: +8% за второй квартал и +17% за полугодие.
По импорту в Беларусь – Китай, Россия и Казахстан
Наибольший объем в импорте, как и в экспорте, по-прежнему обеспечивает российское направление. Здесь рост: +56% за второй квартал 2024 года и +76% за первое полугодие (в сравнении с теми же периодами прошлого года).
Но более значительную динамику показывают Китай и Казахстан. Количество заявок на перевозки из Китая в Беларусь выросло на 260% за второй квартал и на 174% за первое полугодие, из Казахстана – на 152% за второй квартал и на 144% за первое полугодие.
“Ситуация с ужесточениями в перевозках с Европой оборачивается тем, что игроки рынка все чаще ищут не обходные пути, а новых поставщиков. И находят их в восточном направлении. Этим частично обусловлен такой рост на перевозки из Китая и Казахстана», – сказала Татьяна Солдатенко.
Она также добавила, что взрывной рост спроса на автомобильные перевозки из Китая сейчас наблюдается и в России. И в большей степени это связано с проблемами в перевозках по железным дорогам. Это вынуждает грузоотправителей использовать автомобильный транспорт, который раньше считался не очень рентабельным на этом направлении.
На внутреннем рынке в стране используют слово «стабильно»
Количество заявок на перевозки на внутреннем рынке Беларуси во втором квартале 2024 увеличилось всего на 4%, по сравнению со вторым кварталом 2023-го. Однако данные за первое полугодие показывают более существенный рост: +29%. Ставки остаются стабильными: +7% за второй квартал и всего +1% за первое полугодие, в сравнении с теми же периодами прошлого года.