Последние санкции ЕС против Беларуси фактически не затронули фирмы с белорусским капиталом в Польше, потому что есть лазейка. Об этом рассказал белорус Алексей, который работает в транспортной компании в Польше. Прокомментировал он и выявление в Польше фирмы, которая гоняла в обход санкций автомобили из ЕС в Россию.
С 30 июня 2024 года вступили в силу некоторые новые санкции Евросоюза в отношении Беларуси. Среди них была информация, что транспортные компании в Польше не могут иметь более 25% белорусского капитала. СМИ навели панику, что придётся закрываться многим белорусским компаниям в той же Польше. Однако всё оказалось не совсем так. Про это рассказал логист Алексей, который работает в Польше.
«Ажиотажа нету, все работают спокойно. Почему его нету? Даже если логически порассуждать, для того, чтобы иметь бизнес в Польше, у тебя как минимум должен быть вид на жительство. То есть, абсолютное большинство перевозчиков-белорусов, которые в Польше пооткрывали фирмы, они уже с видами на жительство. И недвижимость свою в Польше имеют, и всё остальное.
А что это значит? Есть новый пакет санкций, который запрещает фирмы с более 25% белорусского капитала в ЕС. Но есть сноска, которую не заметили многие СМИ. Но она кардинально всё меняет. Санкции не касаются тех фирм с белорусским капиталом, в которых учредитель белорус имеет вид на жительство.
Поэтому все транспортные компании с белорусским капиталом спокойны. Хотя поначалу почитали новости, все раструбили, что хана белорусским фирмам в Польше. А многие ж прочитали только заголовки, а дальше внимательно не разбирались», — пояснил Алексей.
Накрыли бизнес по перевозу элитных авто из ЕС в Россию через Беларусь
Польское издание Rzeczpospolita рассказало, что выявлена фирма, которая занималась перегоном из Евросоюза люксовых автомобилей в Россию в обход санкций. По бумагам машины ехали в Беларусь, но потом оказывались в России. Экспортёрами были жители Беларуси, физические лица.
Автомобили обнаружились в российских реестрах, на них выдавались номера в России. МВД Польши ввело санкции против этой фирмы, все ее активы заморожены, введен запрет на ведение бизнеса.
Аналогичным образом могли работать и другие компании, выявленные налоговой службой. Только поставки на российский рынок они осуществляли не через Беларусь, а через третьи страны, такие как Китай, Казахстан, Азербайджан и другие.
Налоговое управление Польши получило в этом году новые полномочия, в том числе отслеживать, куда в конечном итоге идут товары, экспортируемые из Польши. Предприниматели теперь должны гарантировать таможенным органам, что товары, которые они вывозят транзитом, не подлежат реализации в Беларуси и России. Польские таможенные и налоговые органы теперь могут конфисковать товары, нарушающие санкционные нормы, предусмотрены и штрафы.
Логист Алексей считает, что бизнесмены всё равно будут находить новые лазейки.
«Машина уходит в Беларусь, затем документы переоформляют и едет в Россию. Машину отследить потом можно. Естественно, она всплывёт. Ну позакрывают сейчас эти фирмы, которые гнали через Беларусь. Но, поверьте мне, народ найдёт варианты. Уже до этого пакета санкций огромное количество запчастей шло через Турцию. А Турции абсолютно без разницы, куда это потом продают. Ну будут другие расходы, но схема всё равно будет действовать. Просто конечный заказчик из России будет больше платить».
Читайте также:
«Польское пограничье откатится по уровню жизни»: что говорят перевозчики о новом пакете санкций